ФИО
Кожихова Ольга Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель английского языка
СТАЖ РАБОТЫ
21 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области» адрес: 613047 Кировская область, Кирово-Чепецк, ул. А. Некрасова, д. 21 телефон: (883361) 5 02 21 эл. почта: licey@liceychepetsk.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
межкультурное взаимодействие, глобальные проблемы, глобальные компетенции, Функциональная грамотность, Внеурочная деятельность
В соответствии с ФГОС ООО [14] формирование глобальных компетенций является составной частью целостного учебно-воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени.
Возникает вопрос: «Как строить учебный процесс, чтобы способствовать формированию глобальных компетенций школьников?» Здесь, с одной стороны, мы имеем противоречие между особенностями организации учебного процесса в российских школах (его направленность на овладение предметными знаниями и умениями) и спецификой направления «глобальные компетенции» (это «не конкретный навык, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей») [3, с. 10]. А с другой стороны, дефициты (затруднения) учеников, выявленные в ходе масштабных мониторингов и апробации, и факторы, препятствующие вхождению глобальных компетенций в образовательный процесс.
Краткий пересказ
Глобальные компетенции — особый вид функциональной грамотности, связанный с изменениями в жизни людей.
Функциональная грамотность — умение находить верные решения в сложных ситуациях, используя школьные знания, жизненный опыт, находчивость и воображение.
Цель занятий по формированию глобальных компетенций — научить детей ориентироваться в ситуациях, находить и сравнивать варианты решения проблем и их последствия.
Разработаны учебно-методические материалы для формирования глобальных компетенций: сборник эталонных заданий и кейсы с ситуациями.
Основным образовательным ресурсом при создании рабочей тетради стали кейсы с ситуациями, близкими к учебному предмету «иностранный язык».
Занятия построены с использованием технологии развития критического мышления и методов активного чтения и слушания.
Работа с кейсами занимает примерно 20-25 минут, дополнена короткими видео и презентациями.
Форма проведения занятий — беседа с решением познавательных задач.
Работа с определениями понятий может проводиться разными способами, включая работу с иллюстрациями и вопросами.
Тетрадь для работы с кейсами представляет собой брошюру с вопросами для актуализации, определения ключевых понятий и фиксации решений заданий.
Ф.И.О. | Кожихова Ольга Леонидовна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области» адрес: 613047 Кировская область, Кирово-Чепецк, ул. А. Некрасова, д. 21 телефон: (883361) 5 02 21 эл. почта: licey@liceychepetsk.ru |
Должность | учитель английского языка |
Стаж работы | 21 год. |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Создание рабочей тетради к курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (модуль «Глобальная компетентность») для 5 – 6 классов |
Ключевые слова | глобальные компетенции, внеурочная деятельность, функциональная грамотность, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В соответствии с ФГОС ООО [14] формирование глобальных компетенций является составной частью целостного учебно-воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени.
Возникает вопрос: «Как строить учебный процесс, чтобы способствовать формированию глобальных компетенций школьников?» Здесь, с одной стороны, мы имеем противоречие между особенностями организации учебного процесса в российских школах (его направленность на овладение предметными знаниями и умениями) и спецификой направления «глобальные компетенции» (это «не конкретный навык, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей») [3, с. 10]. А с другой стороны, дефициты (затруднения) учеников, выявленные в ходе масштабных мониторингов и апробации, и факторы, препятствующие вхождению глобальных компетенций в образовательный процесс. |
Актуальность | Современная школа сталкивается с вызовами времени. Образовательный процесс требует использования инновационных методов и подходов, которые помогают развивать у обучающихся критическое мышление, креативность, умение работать в команде и общаться. Поэтому, формирование глобальных компетенций является «необходимым и актуальным в современном обществе» [7, с. 3]. |
Новизна | Новизна опыта заключается в разработке заданий к каждому занятию модуля «Глобальная компетентность».
Использование рабочей тетради в сочетании с заданиями кейсов позволяет сделать подачу материала более личностно-ориентированной. Появляется новый ракурс в освещении уже известного материала. |
Описание инновационного опыта | Создание рабочей тетради к курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (модуль «Глобальная компетентность») для 5 – 6 классов
Работу по составлению цикла из 5 занятий по формированию глобальных компетенций я начала с изучения нормативных документов, методических рекомендаций, педагогической и методической литературы. Разработчики предлагают строить занятие вокруг работы с текстом (ситуацией), на основе которого дети решают задачи познавательного и практического характера. Текст есть, но не хватало чего-то до чтения текста (работа на антиципацию) и после чтения текста (актуализация субъективного опыта обучающихся). Задача учителя состоит ещё и в том, чтобы простыми словами объяснить новые «глобальные» понятия и сделать так, чтобы дети не потеряли интерес к занятиям. Так, в дополнение к кейсам была создана рабочая тетрадь. В ней представлена система вопросов и работа с ключевыми понятиями темы. Занятия строились с использованием технологии развития критического мышления, а также некоторых других приёмов и методов. Приложение 1. Описание опыта. Приложение 2. Рабочие тетради для 5 и 6 классов. Приложение 3. Презентация. |
Продукт опыта / проекта | Рабочая тетрадь к курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (модуль «Глобальная компетентность») для 5 – 6 классов |
Затруднения в реализации, риски | Затруднений в воспроизведении нет. Кейсы из открытого банка заданий сохранены на компьютер, на тот случай, если не будет доступа к интернету.
Тетрадь существует в электронном виде, поэтому легко тиражируется (можно распечатывать в виде отдельных листов). Вопросы можно менять, дополнять, убирать на усмотрение учителя. Сложно отслеживать результаты. Разработчики в критериях оценивания указывают уровень сложности задания и баллы за его выполнение (в карточках от 4 до 5 заданий). Задание оценивается от 0 до 1 балла, если это только работа с текстом, и от 0 до 2 баллов, если требуются дополнительные действия или информация. Уровень сформированности глобальной компетентности обучающегося (с 1 по 5) определяется по результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий (в работе их 10). |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Работа по формированию функциональной грамотности (и глобальных компетенций, в том числе) ведётся в лицее в течение двух последних лет в рамках внеурочной деятельности. Одно занятие в неделю, оно стоит в расписании (по вторникам 1 уроком).
По решению администрации в конце каждого года в школе проводятся комплексные работы по функциональной грамотности. Отдельных диагностических работ по глобальным компетентностям в лицее нет. Наверное, рано говорить о каких-то количественных показателях за 5 занятий в год в 5 и 6 классах. Однако уже сейчас можно отметить следующее: · выполнение заданий по глобальным компетенциям стимулирует познавательную активность школьников; · формируется устойчивая мотивация к занятиям; · формируется эмоциональный интеллект (дети учатся ставить себя на место другого человека); · совершенствуются навыки работы с информацией; · дети с интересом выполняют задания, позволяющие продемонстрировать своё отношение, высказать своё мнение в рамках поставленных проблем; · ученики готовы и способны к совместной деятельности; · у школьников повышается уровень экологической культуры, растёт осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения. |
Публикации
по теме опыта |
свидетельство о размещении материала на сайте infourok № ШЛ17930087
|
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требования регионального педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Полушкина Г.Ф. Старший преподаватель кафедры предметных областей |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Курсы внеурочной деятельности |