ФИО
Терехова Ольга Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
13 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей» КОГОАУ ВТЛ Кировская область, г.Киров, ул. Ивана Попова, д.37 Телефоны +7 (8332) 56-39-00, Электронная почта 43_vtl@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Эффективность обучения, методы активного обучения, познавательный интерес
В разработке представлен сценарий урока литературы в 10 классе по теме «Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа». Занятие нацелено на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета. Активные методы , используемые на уроке, помогают повысить уровень познавательного интереса к предмету, расширить кругозор.
Краткий пересказ
                              • Повышение познавательного интереса на уроках литературы через использование активных методов обучения.
• Активные методы обучения помогают учащимся активно мыслить и практиковаться в процессе обучения.
• Уроки литературы требуют от учителя использования активных методов обучения для формирования устойчивого читательского интереса.
• Цель разработки — показать возможности применения активных методов в организации учебного процесса.
• Активные методы обучения включают постановку проблемы, обсуждение критериев желаемого результата, поисковую работу с информацией, коллективное создание продукта и самооценку.
• Использование активных методов обучения способствует развитию творческого и критического мышления, коммуникативных навыков и потребности в чтении.
• Богатая палитра активных методов обучения повышает включенность учащихся в познавательную деятельность и результативность урока.
• Пересказана только часть.
| Ф.И.О. | Терехова Ольга Николаевна | 
| Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей»
 КОГОАУ ВТЛ Кировская область, г.Киров, ул. Ивана Попова, д.37 Телефоны +7 (8332) 56-39-00, Электронная почта 43_vtl@mail.ru  | 
| Должность | Учитель русского языка и литературы | 
| Стаж работы | 13 лет | 
| Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Повышение познавательного интереса на уроках литературы через использование активных методов обучения | 
| Ключевые слова | Эффективность обучения, познавательный интерес, методы активного обучения, построение современного урока. | 
| Аннотация | В разработке представлен сценарий урока литературы в 10 классе по теме «Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа». Занятие нацелено на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета. Активные методы , используемые на уроке, помогают повысить уровень познавательного интереса к предмету, расширить кругозор. | 
| Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Одной из проблем методического характера, которая указана в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, является проблема совершенствования методики и приемов с целью формирования интереса современного обучающегося к предметам гуманитарного цикла , так как наблюдается снижение внутренней мотивации обучающихся к чтению. Книжный текст большого объема с большим трудом прочитывается детьми, поэтому появляется имитационная читательская деятельность — чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений, рефератов. Возникает необходимость проектирования учителем новой образовательной среды с грамотно подобранным или самостоятельно разработанным инструментарием, который будет способствовать формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к чтению. | 
| Актуальность |     Актуальность данной работы обусловлена необходимостью активизировать интерес  учащихся  к урокам литературы.  Чтобы  ученик не был ограничен только ролью «слушателя», зрителя», что определяет процесс обучения как репродуктивный, воссоздающий, необходимо создавать условия  для развития  мышления , творческого воображения, речи, умений объяснять и рассуждать.  Поэтому  учитель должен конструировать процесс  обучения в новой парадигме — поисковой, исследовательской.  Урок должен представлять собой триаду, состоящую из ученика,  учителя, учебного материала.
 Учителю нужно владеть современными методами и технологиями работы с текстом, соответствующими вызовам времени. Они могут повысить мотивацию учащихся и сделать процесс изучения литературы более увлекательным и продуктивным. Активные методы становятся важным инструментом, позволяющим не только передавать знания, но и формировать у учащихся заинтересованность в освоении значительного объема произведений, которые предлагает программа. Важно отметить, что активные методы обучения не только облегчают усвоение материала, но и способствуют его практическому применению.  | 
| Новизна |      Новизна заключается в отборе методов и приемов, их комбинации  с целью активизации  мыслительной деятельности учащихся на уроке.
 Представленные в разработке цифровые инструменты позволяют учителю создавать задания для любого этапа урока в зависимости от методических целей.  | 
| Описание инновационного опыта |        Использование  активных методов  на уроке позволяет
 — повысить интерес к урокам литературы; — активизировать познавательную деятельность учащихся; -формировать умения и навыки работы с информацией; -находить, осмысливать, использовать нужную информацию; -анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц; -сравнивать явления и объекты, выявлять их признаки; — обеспечить мотивацию обучения; — повысить объем выполняемой на уроке работы; — усовершенствовать контроль знаний; — рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока. Преподаватель должен создать условия для самореализации каждого учащегося, побуждая к творческому мышлению, самостоятельному исследованию и выработке собственной точки зрения. Уроки литературы, на которых используются активные методы, становятся для учащихся интересными , это способствует более глубокому осознанию и пониманию учебного материала В работе описано использование частично – поискового метода, приемов развития критического мышления, приемов смыслового чтения, , электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока.  | 
| Продукт опыта / проекта |      Технологическая карта урока литературы  «Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа».
 
 Представление опыта работы по теме «Современные приёмы развития речевой деятельности на уроках литературы» в рамках 51-й областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы «Эффективные практики филологического образования современного поколения школьников» 20 ноября 2024 года Представление опыта работы по теме «Использование информационных технологий на уроках литературы как средство формирования ключевых компетенций у учащихся» в рамках окружного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме « Использование современных образовательных технологий как эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся» 14 апреля 2021 года 
  | 
| Затруднения в реализации, риски | Проблема выбора педагогом наиболее эффективных методов для реализации поставленных целей. | 
| Результат использования опыта/проекта в практике работы | Материал, изученный на уроке, в дальнейшем учащиеся используют для подготовки к итоговому сочинению по нескольким направлениям, для выполнения задания с развернутым ответом на ЕГЭ по русскому языку, литературе. | 
| Публикации
 по теме опыта  | 
   Активные методы  обучения литературы представлены в следующих  методических разработках урока:
 Терехова О.Н. «Я расскажу тебе в стихах» [Текст] / О.Н. Терехова // Секреты мастерства. Электронный сборник материалов участников регионального конкурса методических разработок. — [Текст]:Сост. Кузнецова А.А., Глушков Д.А. – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2024 – 135 с. 
 Терехова О.Н. «Инженеры будущего» [Текст] / О.Н. Терехова//Образование в Кировской области. — 2024. — № 1(69). — С. 104-108. -ISSN 2500-056X.  | 
| Экспертное заключение | Представленный педагогический опыт «Повышение познавательного интереса на уроках литературы через использование активных методов обучения» соответствует требованиям ФГОС ООО к предъявляемым документам и может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях различных типов. | 
| Ф.И.О. эксперта | Касимова Жанна Георгиевна, методист ИРО Кировской области | 
| Рубрика (выбрать одну) | Русский язык и литература | 
        
