ФИО

Терехова Ольга Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

13 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей» КОГОАУ ВТЛ Кировская область, г.Киров, ул. Ивана Попова, д.37 Телефоны +7 (8332) 56-39-00, Электронная почта 43_vtl@mail.ru

В разработке  представлен сценарий урока литературы в 10  классе по теме «Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа». Занятие  нацелено на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета. Активные методы , используемые на уроке, помогают повысить уровень познавательного  интереса к предмету,  расширить кругозор.

YandexGPTКраткий пересказ

• Повышение познавательного интереса на уроках литературы через использование активных методов обучения.
• Активные методы обучения помогают учащимся активно мыслить и практиковаться в процессе обучения.
• Уроки литературы требуют от учителя использования активных методов обучения для формирования устойчивого читательского интереса.
• Цель разработки — показать возможности применения активных методов в организации учебного процесса.
• Активные методы обучения включают постановку проблемы, обсуждение критериев желаемого результата, поисковую работу с информацией, коллективное создание продукта и самооценку.
• Использование активных методов обучения способствует развитию творческого и критического мышления, коммуникативных навыков и потребности в чтении.
• Богатая палитра активных методов обучения повышает включенность учащихся в познавательную деятельность и результативность урока.
• Пересказана только часть.

Ф.И.О. Терехова Ольга Николаевна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей»

КОГОАУ ВТЛ

Кировская область, г.Киров, ул. Ивана Попова, д.37

Телефоны +7 (8332) 56-39-00, Электронная почта 43_vtl@mail.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 13 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта     Повышение познавательного интереса  на уроках литературы  через использование  активных методов обучения
Ключевые слова     Эффективность обучения, познавательный интерес, методы активного обучения, построение  современного урока.
Аннотация     В разработке  представлен сценарий урока литературы в 10  классе по теме «Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа». Занятие  нацелено на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета. Активные методы , используемые на уроке, помогают повысить уровень познавательного  интереса к предмету,  расширить кругозор.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект      Одной  из проблем методического характера, которая  указана  в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, является проблема совершенствования методики и приемов с целью формирования интереса современного обучающегося к предметам гуманитарного цикла , так как наблюдается снижение внутренней  мотивации обучающихся к чтению. Книжный текст  большого объема  с большим трудом прочитывается детьми, поэтому появляется  имитационная читательская деятельность  — чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений,  рефератов.   Возникает необходимость проектирования учителем новой образовательной среды с грамотно подобранным или самостоятельно разработанным  инструментарием, который будет способствовать формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к чтению.
Актуальность     Актуальность данной работы обусловлена необходимостью активизировать интерес  учащихся  к урокам литературы.  Чтобы  ученик не был ограничен только ролью «слушателя», зрителя», что определяет процесс обучения как репродуктивный, воссоздающий, необходимо создавать условия  для развития  мышления , творческого воображения, речи, умений объяснять и рассуждать.  Поэтому  учитель должен конструировать процесс  обучения в новой парадигме — поисковой, исследовательской.  Урок должен представлять собой триаду, состоящую из ученика,  учителя, учебного материала.

Учителю   нужно владеть современными методами и технологиями работы с текстом, соответствующими  вызовам времени. Они  могут повысить мотивацию учащихся и сделать процесс изучения  литературы более увлекательным и продуктивным. Активные методы становятся важным инструментом, позволяющим не только передавать знания, но и формировать у учащихся  заинтересованность  в освоении  значительного объема  произведений, которые  предлагает программа.

Важно отметить, что активные методы обучения не только облегчают усвоение материала, но и способствуют его практическому применению.

Новизна      Новизна заключается в отборе методов и приемов, их комбинации  с целью активизации  мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Представленные в разработке цифровые инструменты позволяют учителю создавать  задания для любого этапа урока в зависимости от методических целей.

Описание инновационного опыта        Использование  активных методов  на уроке позволяет

— повысить интерес к урокам  литературы;

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

-формировать умения и навыки  работы с информацией;

-находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

-анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц;

-сравнивать явления и объекты, выявлять их признаки;

—  обеспечить мотивацию обучения;

— повысить объем выполняемой на уроке работы;

— усовершенствовать контроль знаний;

—  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Преподаватель должен создать условия для самореализации каждого учащегося, побуждая  к творческому мышлению, самостоятельному исследованию  и выработке собственной  точки зрения. Уроки  литературы,    на которых используются  активные  методы, становятся для учащихся  интересными , это способствует более глубокому осознанию и пониманию учебного материала

В работе описано использование частично – поискового метода,   приемов  развития критического мышления,  приемов смыслового чтения, , электронных  образовательных  ресурсов на разных этапах урока.

Продукт опыта / проекта      Технологическая карта урока литературы  «Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа».

 

Представление опыта работы по теме «Современные приёмы развития речевой деятельности на уроках литературы» в рамках 51-й областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы «Эффективные практики филологического образования современного поколения школьников» 20 ноября 2024 года

Представление опыта работы по теме «Использование информационных технологий  на уроках  литературы как средство формирования ключевых компетенций у учащихся»   в рамках  окружного методического объединения  учителей русского языка и литературы по теме  « Использование современных образовательных технологий  как эффективное  средство формирования ключевых компетенций учащихся» 14 апреля  2021 года

 

Затруднения в реализации, риски     Проблема  выбора педагогом  наиболее эффективных  методов  для реализации поставленных целей.
Результат использования опыта/проекта в практике работы     Материал, изученный на уроке, в дальнейшем  учащиеся  используют для подготовки к  итоговому сочинению  по нескольким направлениям, для выполнения задания с развернутым ответом на ЕГЭ по русскому языку, литературе.
Публикации

по теме опыта

   Активные методы  обучения литературы представлены в следующих  методических разработках урока:

Терехова О.Н. «Я расскажу тебе в стихах» [Текст] / О.Н. Терехова // Секреты мастерства. Электронный сборник материалов участников регионального конкурса методических разработок. — [Текст]:Сост. Кузнецова А.А., Глушков Д.А. – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2024 – 135 с.

 

Терехова О.Н. «Инженеры будущего»  [Текст] / О.Н. Терехова//Образование в Кировской области. — 2024. — № 1(69). — С. 104-108. -ISSN 2500-056X.

Экспертное заключение  Представленный педагогический опыт «Повышение познавательного интереса на уроках литературы через использование активных методов обучения» соответствует требованиям ФГОС ООО к предъявляемым документам и может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях различных типов.
Ф.И.О. эксперта Касимова Жанна Георгиевна, методист ИРО Кировской области
Рубрика (выбрать одну) Русский язык и литература
Опыт работы
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл