ФИО
Перминова Наталья Сергеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
27 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. perminova_n_s@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Программа составлена с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также с учетом положений федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания русского языка и литературы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2016 г. № 637-р).?
Предлагаемая программа «Профильный лингвистический лагерь «Знатоки языка»» может быть использована как программа работы 4-дневной (по 4 часа) профильной смены школьного лагеря в рамках одного из направлений внеурочной деятельности или (при иной разбивке часов) как отдельная программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, а также предметного кружка. Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов и реализуется в рамках 16-17 часов. Основными результатами реализации программы являются следующие: расширение и углубление теоретических знаний учащихся по отдельным разделам языкознания, вооружение различными способами анализа языковых единиц, формирование навыков исследовательской деятельности и умений презентации результатов.
Краткий пересказ
В статье рассматривается программа «Профильный лингвистический лагерь «Знатоки языка» для учащихся 5-7 классов.
Цель программы — расширение лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности.
Программа включает 4 тематических дня с разнообразными формами занятий.
Содержание программы охватывает историю языка, этимологию, фразеологию и лексикографию.
Программа направлена на формирование устойчивого интереса к изучению русского языка и лингвистического мышления учащихся.
Планируемые результаты включают развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД учащихся, а также создание условий для профессионального роста педагогов.
Пересказана только часть. Для продолжения перейдите в режим подробного пересказа.
Ф.И.О. | Перминова Наталья Сергеевна | |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. perminova_n_s@mail.ru | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Стаж работы | 27 лет | |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Программа «Профильный лингвистический лагерь «Знатоки языка»»
16 часов для обучающихся 5-7 классов |
|
Ключевые слова | ФГОС, русский язык, словари, олимпиада | |
Аннотация (не более 500 знаков) | Программа составлена с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также с учетом положений федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания русского языка и литературы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2016 г. № 637-р).?
Предлагаемая программа «Профильный лингвистический лагерь «Знатоки языка»» может быть использована как программа работы 4-дневной (по 4 часа) профильной смены школьного лагеря в рамках одного из направлений внеурочной деятельности или (при иной разбивке часов) как отдельная программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, а также предметного кружка. Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов и реализуется в рамках 16-17 часов. Основными результатами реализации программы являются следующие: расширение и углубление теоретических знаний учащихся по отдельным разделам языкознания, вооружение различными способами анализа языковых единиц, формирование навыков исследовательской деятельности и умений презентации результатов. |
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В современной школе большое внимание уделяется организации работы с одаренными школьниками. За долгие годы учителями накоплен значительный опыт по подготовке детей к олимпиадам, но зачастую эта работа сводится к индивидуальным занятиям с одним-несколькими учащимися, способности которых учитель выявляет на уроках или уже непосредственно на первом (школьном) этапе олимпиады по предмету. Однако представляется целесообразным предоставить большему числу учащихся возможность раскрыть свои лингвистические способности, поддержать интерес к изучению языка с помощью различных форм организации деятельности школьников. | |
Актуальность | Работа с одаренными детьми и учащимися, проявляющими интерес к изучению той или иной учебной дисциплины, — требование современной школы. Одним из способов поддержки одаренности (и довольно массовым по возможному количеству участников) являются различного рода олимпиады и конкурсы. Задания этих мероприятий призваны не столько проверить знания учащихся, сформированные на данном этапе обчения, сколько предоставляют возможность проявить логику, смекалку, определенные творческие способности. Зачастую олимпиадные задания содержат материал, не включенный в школьную программу, а потому педагоги, работающие в непрофильных классах, не имеют возможности в рамках уроков уделять внимание таким темам.
Для учителей русского языка, это, например, вопросы истории языка, этимологического анализа языковых единиц, сложные случаи морфемного и синтаксического анализа. Сталкиваясь с подобного рода заданиями на олимпиадах, обучающиеся испытывают значительные затруднения. Кроме того, необходимо отметить, что зачастую подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам не носит системного характера, и поэтому ни учитель, ни учащийся за короткий период времени не в силах «объять необъятное». Разработка и реализация мероприятий настоящей Программы призваны помочь в решении данной проблемы, что и определяет актуальность продукта. |
|
Новизна | Новизна данной Программы состоит в том, что в ее содержание включены именно те вопросы функционирования языка, которые вызывают сложности у учащихся непрофильного учебного заведения по результатам анализа выполнения олимпиадных заданий, анкетирования учащихся и опроса учителей. Кроме того, представлены различные формы изучения данных тем. Программа многофункциональна, так как ее отдельные модули можно использовать при реализации разных форм работы с учащимися. | |
Описание инновационного опыта | Цели программы: расширение лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности, подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку.
В содержание Программы выносятся следующие вопросы: 1. История языка. Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике.
2. Этимология. Происхождение слова. Ложная этимология. Источники заимствований. Приметы заимствованных слов.
3. Фразеология. Значение и происхождение фразеологизмов. Синонимичные и антонимичные фразеологические обороты.
4. Лексикография. Типы и виды словарей. Многообразие лингвистических словарей.
Отбор содержания программы обусловлен, с одной стороны, полным отсутствием данных тем в школьном курсе русского языка или их частичной представленностью, с другой стороны, напротив, большим количеством заданий по истории языка, этимологии, фразеологии, включаемых в олимпиады по русскому языку разных уровней. Программа предусматривает теоретические и практические занятия в разнообразных формах, распределенные на 4 тематических дня: «Знаешь ли ты свой родной язык?», «В глубь веков», «Тайны родного языка», «Крылатые слова». Программа каждого дня включает в себя как теоретические занятия, так и различные лингвистические игры, мини-проекты, творческие занятия. |
|
Продукт опыта / проекта | Программа «Профильный лингвистический лагерь «Знатоки языка»» для учащихся 5-7 классов
Приложения 1,2 – Практикум «Словари-наши друзья и помощники», «Своя игра» — разработки мероприятий для тематического дня «Знаешь ли ты свой родной язык?» |
|
Затруднения в реализации, риски | Необходимость предварительно проанализировать и систематизировать большой объем материала для составления подобного рода заданий. | |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Программа была реализована в период сентября-октября 2024-2025 учебного года как форма подготовки учащихся 5-7 классов к муниципальному этапу Всроссийской олимпиады школьников по русскому языку. Кроме того, ряд мероприятий проводили ученики старших классов, также участники муниципального этапа. Общее количество участников – 15 человек. Все учащиеся стали призерами олимпиады. Ученики получили большой опыт взаимодействия со сверстниками и учащимися старших классов в ходе интеллектуальной деятельности, приобрели навыки представления результатов мини-проектов. | |
Публикации
по теме опыта |
|
|
Экспертное заключение | Представленные материалы соотвествуют требованиям регионалного банка педагогического и управленчесого опыта | |
Ф.И.О. эксперта | Окунева С.А., доцент кафедры предметных областей | |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Русский язык |