ФИО
Будько Татьяна Викторовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель-логопед
СТАЖ РАБОТЫ
22 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 9 «Аленка» города Вятские Поляны Кировской области. 612960, Кировская область, город Вятские Поляны, улица Урицкого, дом 37а, т. 8(83334) 6-02-72, 6-05-12 E-mail: alenka-8025@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
развитие речи, Кинезиологические упражнения, коррекция кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи
Краткий пересказ
• Речь играет важную роль в жизни человека и развитии ребенка.
• Задержка речевого развития влияет на устную и письменную речь ребенка.
• Нейропсихологи рекомендуют начинать работу с развития речи с учетом онтогенетического принципа.
• Кинезиологические упражнения развивают речь, моторику и психические процессы у детей.
• Кинезиология — перспективное научное направление, использующее движение для развития мозга.
• Артикуляционная и речевая гимнастика в сочетании с кинезиологическими упражнениями улучшает речь и моторику ребенка.
• Правильное дыхание и артикуляционная гимнастика важны для коррекции звукопроизношения.
• Кинезиологические упражнения и дыхательные упражнения могут использоваться для автоматизации звуков и развития речи.
• Использование кинезиологических упражнений и игр помогает закрепить и дифференцировать звуки в речи ребенка.
Ф.И.О. | Будько Татьяна Викторовна |
Организация | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 9 «Аленка» города Вятские Поляны Кировской области.
612960, Кировская область, город Вятские Поляны, улица Урицкого, дом 37а, т. 8(83334) 6-02-72, 6-05-12 E-mail: alenka-8025@mail.ru |
Должность | Учитель-логопед |
Стаж работы | 22 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда по развитию речи детей дошкольного возраста»
|
Ключевые слова | Кинезиологические упражнения, коррекция кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи, развитие речи. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Коррекция нарушений звукопроизношения, через использование кинезиологических упражнений, которые развивают кинестетические и кинетические ощущения: точность, быстроту, переключаемость и координированность движений; повышают двигательную память, самоконтроль и позволяют упростить и ускорить процесс автоматизации звуков и развитие речи в целом. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Опыт моей работы, направленной на коррекцию кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи и являющегося базой для дальнейшей профилактики и коррекции недоразвития вербальной деятельности у детей, показал эффективность упражнений, развивающих общие речевые навыки (правильное дыхание, плавность речи и т.д.), общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Поэтому, я решила включить в работу по коррекции нарушений звукопроизношения, упражнения, которые развивают кинестетические и кинетические ощущения: точность, быстроту, переключаемость и координированность движений; повышают двигательную память, самоконтроль и позволяют упростить и ускорить процесс автоматизации звуков и развитие речи в целом. |
Актуальность | Нарушение речевой деятельности, несформированная артикуляционная моторика (ограничение активных движений мышц, нарушение точности, быстроты, переключаемости и координированности движений, снижение двигательной памяти и самоконтроля; нарушение четкости кинестетических ощущений), недоразвитие фонематических процессов, которые приводят к глубокому изменению семантической структуры языка, трудности в слоговой структуре слова, в овладении лексико-грамматическими формами, связном высказывании накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной сферы, а также оказывает влияние на развитие психической активности ребенка. |
Новизна | Для успешной профилактики и коррекции фонетико-фонематических нарушений необходимо учитывать «онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные стадии развития». |
Описание инновационного опыта | Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. К сожалению, в последнее время, большая часть детей имеет задержку речевого развития, вредоносно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.
Для таких детей характерны: нарушение речевой деятельности, не сформированная артикуляционная моторика, недоразвитие фонематических процессов, трудности в слоговой структуре слова, в овладении лексико-грамматическими формами, связном высказывании накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной сферы, а также оказывают влияние на развитие психической активности ребенка. Нейропсихологи советуют начинать работу с развития основы, фундамента речи. По мнению Семенович А.В., Ланиной Т.Н. для успешной профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо учитывать «онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные стадии развития». Опыт работы по программе Т.Н. Ланиной «Дельфины», направленной на коррекцию кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи и являющегося базой для дальнейшей профилактики и коррекции недоразвития вербальной деятельности у детей, показал эффективность упражнений, развивающих общие речевые навыки (правильное дыхание, плавность речи и т.д.), общую, мелкую и артикуляционную моторику. Поэтому, я решила включить в работу по коррекции нарушений звукопроизношения, упражнения, которые развивают кинестетические и кинетические ощущения: точность, быстроту, переключаемость и координированность движений; повышают двигательную память, самоконтроль и позволяют упростить и ускорить процесс автоматизации звуков и развитие речи в целом. Кинезиологические упражнения, улучшают работу головного мозга, тем самым развивают психические процессы, пространственные представления, мелкую и крупную моторику. Использование кинезиологических упражнений в артикуляционной гимнастике усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, координацию движений и мелкую моторику рук, способствуют развитию произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. Занятия по автоматизации и дифференциации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными с помощью кинезиологических упражнений. В ходе работы по развитию фонематического восприятия учимся выделять звуки, сопровождая этот процесс движениями различных частей тела, переключать их внимание с одного звука на другой с помощью смены основных движений. Использование кинезиологических упражнений и приёмов является эффективным средством развития детей дошкольного возраста, так как у воспитанников формируется интерес к процессу обучения, повышается мотивация, уровень самоконтроля за собственной речью, стремлению ее улучшить, преодолевается застенчивость, робость, развивается речь и все психические процессы. |
Продукт опыта / проекта | Кинезиологические игры и упражнения |
Затруднения в реализации, риски | Педагог должен сам хорошо освоить все упражнения;
Учет индивидуальных особенностей ребенка (функционирование нервной системы, общее физическое состояние); Регулярность выполнения упражнений. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Введение в коррекционную работу кинезиологических упражнений и синтез с речевыми упражнениями по автоматизации поставленных звуков способствовало системной продуктивной и качественной работе по преодолению дефектов звукопроизношения, актуализации интеллектуальных способностей дошкольников, к которым относятся логические операции, наглядное моделирование, оперативная память. Удалось повысить уровень самоконтроля, развить слухоречевую память, пространственное восприятие. Повысилась двигательная активность на занятии, моторная память. |
Публикации
по теме опыта |
Статья в интернете
Будько Татьяна Викторовна, Игровые технологии в работе учителя-логопеда |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Смирнова С.А. ст. преподаватель кафедры инклюзивного образования |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Дошкольное образование Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |