ФИО
Фирсова Наталья Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель
СТАЖ РАБОТЫ
32 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 61» города Кирова. ул. Ленина, 14, Киров, Кировская обл., 610013, Телефон: 8 (833) 231-78-90 Электронная почта sch61@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Разработка урока литературы «Есть такая профессия – Родину защищать» позволит проанализировать рассказ Олега Роя «Ангел», прочитав который ребята смогут не только узнать более подробно о людях, защищающих свою Родину, но и попытаться найти истину, выяснив, по каким признакам надо судить о человеке.
Краткий пересказ
• Цель: развитие интереса учащихся к истории России, книге и чтению, формирование читательских умений.
• Задачи: обсуждение исторических событий, анализ рассказа Олега Роя «Ангел».
• Формирование гражданской позиции учащихся, воспитание патриотизма и любви к Родине.
• Развитие умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения и доказывать свою точку зрения.
• Развитие коммуникативных навыков учащихся, организация учебного сотрудничества.
• Выявление авторской позиции, характеристика литературных героев.
• Методы и приёмы: информационный, беседа, проблемно-поисковый, синквейн.
• Ход урока: опрос выписанных фактов, обсуждение эпиграфов, чтение рассказа с остановками и обсуждением.
• Вопросы для обсуждения: всегда ли можно судить о человеке по внешнему виду, что главное в человеке, каким должен быть достойный гражданин.
• Домашнее задание: составление синквейна по рассказу со словом «Ангел», обсуждение уроков, которые можно извлечь из рассказа.
Ф.И.О. | Фирсова Наталья Анатольевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 61» города Кирова.
ул. Ленина, 14, Киров, Кировская обл., 610013, Телефон: 8 (833) 231-78-90 Электронная почта sch61@kirovedu.ru |
Должность | учитель |
Стаж работы | 32 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Формирование активной гражданской позиции обучающихся средствами современной детско-юношеской литературы |
Ключевые слова | Защита Родины, поиск истины, активная гражданская позиция |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Разработка урока литературы «Есть такая профессия – Родину защищать» позволит проанализировать рассказ Олега Роя «Ангел», прочитав который ребята смогут не только узнать более подробно о людях, защищающих свою Родину, но и попытаться найти истину, выяснив, по каким признакам надо судить о человеке. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Системная целенаправленная деятельность по формирования интеллекта обучающихся через максимальную адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся средствами обучения приемам самостоятельной работы, самоконтроля, исследовательской деятельности.
Основой для появления данного опыта явилось необходимость познакомить старшеклассников с произведением, которое отражает события новейшей истории: войну на Донбассе. Это необходимо и для развития у детей правильной гражданской позиции, и чувства любви к Родине, и желания в случае необходимости встать на защиту своей страны, и для развития у детей интереса к чтению. |
Актуальность | В основе структуры государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает такой подход к организации процесса обучения, когда на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе, а целью является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Обучающийся должен уметь сам ставить цели, решать задачи и отвечать за результат. У современного школьника сейчас есть огромный выбор произведений, представленных для чтения. Часто дети встают перед выбором: какое произведение для чтения выбрать, на чем остановиться. Иногда выбор идет, к сожалению, не в пользу книг, поднимающих серьезные проблемы, а в пользу литературы, чтение которой не требует много усилий. Данная разработка посвящена произведению, поднимающими серьезные проблемы, которые можно назвать вечными: любовь к Родине, патриотизм, отношение к людям. Думаю, что она заставить ребят, познакомившихся с произведением на уроке, увлечься произведениями, посвященными событиям на Донбассе и СВО. |
Новизна | Среди существующих методологических подходов в образовании важную роль занимает метапредметное обучение, которое обеспечивает целостное образное восприятие мира. Особенность занятия в том, что оно интегрированное и организуется не целью передачи знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Данная разработка урока позволит ребятам не только познакомиться с произведением современного автора, с творчеством которого они скорее всего не знакомы, но и поговорить о событиях новейшей истории, о том, что непосредственно сейчас происходит в мире, занять правильную гражданскую позицию и научиться правильно оценивать людей по их поступкам. |
Описание инновационного опыта | Для развития активной гражданской позиции обучающихся мною выбрано произведение Олега Роя «Ангел». В основе разработки урока по данному рассказу использована технология проблемного обучения и критического мышления. Эти технологии привлекательны тем, что в центре внимания – ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. В начале занятия перед учениками ставится проблема, для решения которой ребятам в течение урока необходимо не только знакомиться с текстом произведения, но и анализировать действия героев рассказа, доказывать правильность своих предположений. Основной метод, используемый на уроке, – эвристический, который помогает развить литературные способности учащихся, учит самостоятельно приобретать знания и умения. Он предполагает анализ эпизода и целого произведения, анализ образа и его характеристика. Проблема ставится с самого начала урока. Ребятам предлагается предположить, о чем будет рассказ, зная только его название. В конце урока мы делаем вывод о правильности выдвинутого предположения. А в процессе урока ребята должны познакомиться с мнением бабушек у подъезда о героине рассказа Ангелине и, проанализировав действия девушки, сделать вывод и о правильности мнения старушек, и о личности героини в целом. На протяжении урока используется прием чтения с остановками, во время которых ребята не только отвечают на поставленные учителем вопросы, но и, заполняя рабочие листы, делают самостоятельные выводы о личности героини рассказа. Узнавая новые факты, ученики высказывают свои предположения о роде занятий героини рассказа, причем эти предположения могут меняться при знакомстве с новыми фактами биографии девушки. В таблице, приведенной в рабочем листе, ребята во время чтения рассказа собирают сведения, которые подтверждают слова старушек об Ангелине и противоречат их словам. На уроке ученики должны сами сделать вывод о справедливости слов бабушек и сделать предположение о роде занятий девушки, а в конечном счете прийти к выводу о возможности судить о человеке по его внешности. На заключительном этапе уроке предлагаю выписать черты характера Ангелины и Ангела, сопоставить их и выявить общее. Домашнее задание предлагается ребятам на выбор. Или сделать на основе рассказа синквейн со словом «Ангел», или написать творческую работу, рассказав, о чем заставил задуматься рассказ. Во время урока использую групповую форму работу, что позволяет выдвигать и проверять сразу несколько гипотез. А ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного суждения, дискуссии. Урок проходит в форме диспута, который помогает аргументированно формировать оценки и суждения, делать их оформленными и отточенными. |
Продукт опыта / проекта | Разработка урока «Есть такая профессия – Родину защищать» по рассказу Олега Роя «Ангел» |
Затруднения в реализации, риски | Затруднение в реализации – малое количество текстов в библиотеке и невозможность бесплатно скачать произведение. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
После проведения урока по рассказу «Ангел» Олега Роя обучающиеся были взволнованы описываемыми событиями, во-первых, потому что события близки и понятны им, во-вторых, еще и потому, что нам удалось обратить внимание ребят на то, что судить о людях по внешность неправильно, надо обращать внимание на их дела и поступки.
После проведения урока несколько человек заинтересовались творчеством Олега Роя и его книгой «Тени Донбасса», у них появилось желание прочитать произведение полностью. Более того, спор о том, как оценивать людей, очень взволновал ребят и продолжился и после занятия. Данный урок был проведен в четырех классах и в каждом вызвал неподдельный интерес, несмотря на то, что уровень обученности детей в классах был разным. Преимущество данного урока в том, что оно говорить о событиях, которые происходят в нашей истории непосредственно сейчас, он актуальны, поэтому близки и понятны. Рассказ вызывает интерес не только к чтению, но и к новейшей истории, событиям, которые происходят сейчас. Данный урок способствует развитию умения анализировать, сравнивать явления и события, делать умозаключения и доказывать свою точку зрения. Он способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, организует учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Публикации
по теме опыта |
. |
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна, доцент кафедры предметных областей, к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | Русский язык и литература |