ФИО
Новосёлова Галина Борисовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
39 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Лебяжье», КОГОБУ СШ пгт Лебяжье 613500, Кировская область, Лебяжский район, пгт Лебяжье, ул. Кооперативная, д.№41. +7 (83344) 2-11-89 +7 (83344) 2-08-70 lebyazh_school@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
преемственность поколений, стойкость, взаимопомощь, доброта, базовые национальные ценности, блокадный Ленинград, 80 лет Победы в ВОв, сохранение исторической памяти, сострадание, Патриотизм
В работе представлена модель урока по повести современной писательницы Елены Коровиной «У Лёки большие щёки».
Цель урока: на примере жизни в блокадном Ленинграде воспитывать у обучающихся базовые национальные ценности.
Ученики работают с текстом повести и анализируют её содержание.
На уроке использованы различные методические приёмы:
рассказ учителя о блокадном Ленинграде, знакомство с биографией Е. Коровиной, аудиозапись песни, словарная работа, выборочное чтение, аналитическая беседа, декламирование стихотворения, составление синквейна, «Минута молчания».
Ученики делают вывод, что нужно помнить о Великой Отечественной войне 1941-1945 г, о блокаде Ленинграда, беречь и ценить хлеб. Оборудование: портрет писателя, текст повести, доска, мультимедийный проектор.
Краткий пересказ
• Урок внеклассного чтения о повести Е. Коровиной «У Лёки большие щёки».
• Цель урока: проанализировать повесть, воспитывать патриотические чувства.
• Образовательные задачи: углубленное изучение повести, формирование читательской грамотности.
• Воспитательные задачи: воспитание духовно-нравственных качеств, сострадания, доброты, взаимопомощи, стойкости.
• Развивающие задачи: развитие устной речи, аналитических умений работы с текстом, формирование ценностей.
• Основные смыслы урока: блокада Ленинграда — трагическое событие Великой Отечественной войны, знание о жизни детей в блокадном Ленинграде формирует уважительное отношение к историческому прошлому.
• Форма урока: фронтальная.
• Комплект материалов к уроку: текст повести, рабочая тетрадь, видеозапись песни «Бьется сердце Ленинграда», звук метронома.
• Предварительная работа: прочитать повесть.
• Структура урока: целеполагание и мотивация, основная часть, заключение.
• Домашнее задание: написать анализ повести по плану.
Ф.И.О. | Новосёлова Галина Борисовна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Лебяжье»,
КОГОБУ СШ пгт Лебяжье 613500, Кировская область, Лебяжский район, пгт Лебяжье, ул. Кооперативная, д.№41. +7 (83344) 2-11-89 +7 (83344) 2-08-70 lebyazh_school@mail.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 39 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Урок внеклассного чтения. Е. Коровина «У Лёки большие щёки» |
Ключевые слова | 80 лет Победы в ВОв, блокадный Ленинград, базовые национальные ценности, патриотизм, сострадание, доброта, взаимопомощь, стойкость, сохранение исторической памяти, преемственность поколений. |
Аннотация (не более 500 знаков) | В работе представлена модель урока по повести современной писательницы Елены Коровиной «У Лёки большие щёки».
Цель урока: на примере жизни в блокадном Ленинграде воспитывать у обучающихся базовые национальные ценности. Ученики работают с текстом повести и анализируют её содержание. На уроке использованы различные методические приёмы: рассказ учителя о блокадном Ленинграде, знакомство с биографией Е. Коровиной, аудиозапись песни, словарная работа, выборочное чтение, аналитическая беседа, декламирование стихотворения, составление синквейна, «Минута молчания». Ученики делают вывод, что нужно помнить о Великой Отечественной войне 1941-1945 г, о блокаде Ленинграда, беречь и ценить хлеб. Оборудование: портрет писателя, текст повести, доска, мультимедийный проектор. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Изменения, происходящие в современном обществе, связанные с распадом старого уклада жизни, являются причинами нестабильности в социальной сфере, пошатнувшихся идеалов и норм.
Ценностные ориентации молодого поколения в последние годы резко изменились, на первое место у многих молодых людей выходят материальные ценности. |
Актуальность | Актуальность данного опыта заключается в том, что урок по повести Е. Коровиной способствует формированию традиционных базовых ценностей: сохранение исторической памяти, преемственность поколений, патриотизм, милосердие, сострадание, доброта, взаимопомощь. Война коснулась каждой семьи, осталась в семейных воспоминаниях. Но для большинства современных детей она воспринимается как далекое прошлое. Данная модель урока позволяет воспитывать личность школьника как гражданина и защитника Отечества. |
Новизна | Модель урока составлена по повести современной писательницы Елены Коровиной.
Писать о войне с фашизмом в 21 веке – задача, которую можно назвать очень сложной для писателя. Однако современная писательница Е. Коровина написала повесть «У Лёки большие щёки» так, точно сама пережила блокаду Ленинграда. |
Описание инновационного опыта | Тема урока: Внеклассное чтение. Е. Коровина «У Лёки большие щёки»
Класс: 5 Предмет: литература Время проведения урока: 1 урок Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: Проанализировать повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки». На примере жизни в блокадном Ленинграде воспитывать у обучающихся патриотические чувства. Задачи урока. Образовательные: -обеспечить углублённое изучение повести Е.Коровиной «У Лёки большие щёки»; -использовать приёмы и средства обучения, способствующие формированию читательской грамотности. Воспитательные: — воспитывать духовно-нравственные качества: сострадание, доброту, взаимопомощь, стойкость. Развивающие: -развивать устную речь, учить делать выводы и обобщения; -развивать аналитические умения работы с художественным текстом: извлекать информацию из прочитанного, интерпретировать текстовую информацию. Личностные УУД: -учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; — способствовать эмоциональному «проживанию» текста художественного произведения; -учить понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -учить высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: учить самостоятельно формулировать тему и цель урока, учить целеполаганию. познавательные УУД: формировать понимание значимости чтения для дальнейшего обучения, учить излагать содержание прочитанного, отвечать на вопросы полными предложениями. коммуникативные УУД: формировать умения аргументировать свои ответы, учить слушать и слышать, развивать умения владеть монологической и диалогической речью. Формируемые ценности: сохранение исторической памяти; преемственность поколений; патриотизм; милосердие; сострадание; доброта; взаимопомощь. Основные смыслы урока: Блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Знание о жизни детей из блокадного Ленинграда позволяет сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны. Форма урока: Фронтальная. Комплект материалов к уроку: — текст повести Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»; — рабочая тетрадь по литературе; — видеозапись песни «Бьется сердце Ленинграда» https://yandex.ru/video/preview/7383215119068512353 — видеозапись рассказа Е. Коровиной «У Лёки большие щёки» https://yandex.ru/video/preview/4470917876861977923
— звук метронома https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html
Предварительная работа: Прочитать повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»
Структура урока 1.Целеполагание и мотивация. А) Учитель: 80 лет прошло со дня Великой Победы над фашисткой Германией. Победа! Этого праздника ждали 1418 дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Одна из трагических страниц тех страшных событий связана с блокадой Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 г., а окончательно снять ее удалось 27 января 1944 г. 27 января в России отмечается День снятия блокады Ленинграда.
Презентация. Слайд 1. Б) Словарная работа. Учитель: — Что такое блокада? (Блокада – окружение города войсками противника в целях прекращения его связей с внешним миром и принуждения к капитуляции.) Гитлер хотел уничтожить всех жителей Ленинграда, стереть город с лица земли. Замкнутый в кольцо блокады Ленинград 872 дня боролся за жизнь. Ежедневные бомбардировки и страшный голод, лютая стужа зимой не сломили его жителей, город продолжал жить и бороться. В) Просмотр видеозаписи песни «Бьётся сердце Ленинграда» https://yandex.ru/video/preview/7383215119068512353
Г) Учитель: — Ребята, как жилось детям в блокадном Ленинграде? — О чём рассказывает Елена Коровина в повести «У Лёки большие щёки»?
— Подумайте, какую цель мы поставим на урок? ( Проанализировать повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки».)
Презентация. Слайд 2. 2. Основная часть Предтекстовая деятельность
А) Рассказ о писателе Елена Коровина родилась в 1983 г. в Тульской области, выросла в Москве, живёт в Будапеште. С детства любила сочинять, рисовать и лечить. Учась в седьмом классе, впервые поняла, что рассказы можно не только сочинять, но и записывать. Окончила факультет журналистики и массовых коммуникаций Университета Российской Академии Образования, медицинский колледж при Первой Городской больнице в Москве, изучала языки, педагогику (в том числе коррекционную) в Англии и Бельгии. Преподаватель английского, французского и русского как иностранного, Монтессори-педагог, журналист, медик. О себе Елена Коровина пишет :«Работаю в основном с детьми и очень люблю свою работу. Люблю писать для детей разных возрастов. Пишу на русском и английском». Первый сборник ее замечательных рассказов «Поиграй со мной» вышел в свет в 2008 г. и адресован молодежи. Презентация. Слайд 3. О Великой Отечественной войне Елена Коровина написала военную повесть «У Лёки большие щёки». Впервые опубликована в журнале «Кукумбер» в 2009 году. Книга «У Лёки большие щёки» в 2022 году получила премию «Наука побеждать» в номинации «Молодая гвардия» «Молодая гвардия» — книги для детей и юношества, написанные отечественными авторами и повествующие о подвиге российского народа в разные периоды истории Отечества. Презентация. Слайд 4. Текстовая деятельность А) Анализ первой части повести. Учитель: — Перечислите героев повести. ( Лёка, его мама, тётя Шура с дочкой Иришкой, тетя Маша). —Кто главный герой повести? (Лёка) Выборочное чтение. -Найдите в тексте и прочитайте, какое настоящее имя у Лёки. Презентация. Слайд 5.
Б) Чтение учителем вслух 2 части повести. В) Беседа по 2 части повести с использованием выборочного чтения. —Сколько лет было Лёке, когда началась Великая Отечественная война? (5) — Расскажите, почему Лёкина мама решила не эвакуироваться из Ленинграда? — Какими человеческими качествами они обладали? (Сострадание, доброта, взаимопомощь, стойкость) — Какое горе принесла Лёке блокада Ленинграда? (Иришка, тётя Шура и Лёкина мама умерли от голода).
Учитель: — Как можно озаглавить 2 часть? ( Жизнь в блокадном Ленинграде).
Презентация. Слайд 6. Г) Слушание аудиозаписи 3 части повести. https://yandex.ru/video/preview/4470917876861977923
Д) Анализ 3 части повести. — Как выглядели щёки Лёки, когда папа вернулся с войны! — Кем стал Лёка после войны? — Кого благодарит отец Артемий за своё спасение в блокадном Ленинграде? (Маму). Презентация. Слайд 7.
— Почему отец Артемий всегда называет хлеб – хлебушком? — Как можно озаглавить 3 часть повести? Е) Чтение вслух стихотворения подготовленным учеником. На Пискаревском в этот день – народу… Война закончилась… И это нам в наследство: Встал на колени парень молодой, Дрожащими руками положил А на бумаге – через много лет – Послетекстовая деятельность
А) Учитель: Люди погибали не на поле битвы, не в окопах, а у себя дома. От голода, холода и непрекращающихся бомбежек. Дети, женщины, старики… Смерть не смотрела на лица. За время блокады, которая продлилась 872 дня, в городе от голода умерли более 671 тыс. человек. Презентация. Слайд 8.
Б) В память о погибших в Великой Отечественной войне «Минута молчания». Звук метронома. https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html
3. Заключение А) Учитель: — О чём заставила вас задуматься повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки» ( Нужно помнить о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, беречь и ценить хлеб).
Б) Составление «Синквейна» (в тетради)
Повесть Блокадная Пронзительная Потрясает Воспитывает Заставляет задуматься Память о блокаде Ленинграда «У Лёки большие щёки»»
4. Домашнее задание Написать анализ повести «У Лёки большие щёки» по плану (план записан в тетради)
1.Обьяснить смысл названия повести. 2.Тема произведения. 3. Сюжет (кратко) 4. Главные герои. Краткая характеристика 5.Главная мысль произведения. |
Продукт опыта / проекта | Статья |
Затруднения в реализации, риски | Нет |
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы рекомендуются к размещению в региональном банке передового педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна, доцент кафедры предметных областей, к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | Русский язык и литература |