ФИО

Новосёлова Галина Борисовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

39 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Лебяжье», КОГОБУ СШ пгт Лебяжье 613500, Кировская область, Лебяжский район, пгт Лебяжье, ул. Кооперативная, д.№41. +7 (83344) 2-11-89 +7 (83344) 2-08-70 lebyazh_school@mail.ru

В работе представлена модель урока по повести современной писательницы Елены Коровиной «У Лёки большие щёки».

Цель урока: на примере жизни в блокадном Ленинграде воспитывать у обучающихся базовые национальные ценности.

Ученики работают с текстом повести и анализируют её содержание.

 На уроке использованы различные методические приёмы:

рассказ учителя о блокадном Ленинграде, знакомство с биографией Е. Коровиной, аудиозапись песни, словарная работа, выборочное чтение, аналитическая беседа, декламирование стихотворения, составление синквейна, «Минута молчания».

 Ученики делают вывод, что нужно помнить о Великой Отечественной войне 1941-1945 г, о блокаде Ленинграда, беречь и ценить хлеб. Оборудование: портрет писателя, текст повести, доска, мультимедийный проектор.

YandexGPTКраткий пересказ

• Урок внеклассного чтения о повести Е. Коровиной «У Лёки большие щёки».
• Цель урока: проанализировать повесть, воспитывать патриотические чувства.
• Образовательные задачи: углубленное изучение повести, формирование читательской грамотности.
• Воспитательные задачи: воспитание духовно-нравственных качеств, сострадания, доброты, взаимопомощи, стойкости.
• Развивающие задачи: развитие устной речи, аналитических умений работы с текстом, формирование ценностей.
• Основные смыслы урока: блокада Ленинграда — трагическое событие Великой Отечественной войны, знание о жизни детей в блокадном Ленинграде формирует уважительное отношение к историческому прошлому.
• Форма урока: фронтальная.
• Комплект материалов к уроку: текст повести, рабочая тетрадь, видеозапись песни «Бьется сердце Ленинграда», звук метронома.
• Предварительная работа: прочитать повесть.
• Структура урока: целеполагание и мотивация, основная часть, заключение.
• Домашнее задание: написать анализ повести по плану.

Ф.И.О. Новосёлова Галина Борисовна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Лебяжье»,

КОГОБУ СШ пгт Лебяжье

613500, Кировская область, Лебяжский район, пгт Лебяжье, ул. Кооперативная, д.№41.

+7 (83344) 2-11-89

+7 (83344) 2-08-70

lebyazh_school@mail.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 39 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Урок внеклассного чтения. Е. Коровина «У Лёки большие щёки»
Ключевые слова 80 лет Победы в ВОв, блокадный Ленинград, базовые национальные ценности, патриотизм, сострадание, доброта, взаимопомощь, стойкость, сохранение исторической памяти, преемственность поколений.
Аннотация (не более 500 знаков)  В работе представлена модель урока по повести современной писательницы Елены Коровиной «У Лёки большие щёки».

Цель урока: на примере жизни в блокадном Ленинграде воспитывать у обучающихся базовые национальные ценности.

Ученики работают с текстом повести и анализируют её содержание.

На уроке использованы различные методические приёмы:

рассказ учителя о блокадном Ленинграде, знакомство с биографией Е. Коровиной, аудиозапись песни, словарная работа, выборочное чтение, аналитическая беседа, декламирование стихотворения, составление синквейна, «Минута молчания».

Ученики делают вывод, что нужно помнить о Великой Отечественной войне 1941-1945 г, о блокаде Ленинграда, беречь и ценить хлеб.

Оборудование: портрет писателя, текст повести, доска, мультимедийный проектор.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Изменения, происходящие в современном обществе, связанные с распадом старого уклада жизни, являются причинами нестабильности в социальной сфере, пошатнувшихся идеалов и норм.

Ценностные ориентации молодого поколения в последние годы резко изменились, на первое место у многих молодых людей выходят материальные ценности.

Актуальность Актуальность данного опыта заключается в том, что урок по повести Е. Коровиной способствует формированию традиционных базовых ценностей: сохранение исторической памяти, преемственность поколений, патриотизм, милосердие, сострадание, доброта, взаимопомощь. Война коснулась каждой семьи, осталась в семейных воспоминаниях. Но для большинства современных детей она воспринимается как далекое прошлое. Данная модель урока позволяет воспитывать личность школьника как гражданина и защитника Отечества.
Новизна Модель урока составлена по повести современной писательницы Елены Коровиной.

Писать о войне с фашизмом в 21 веке – задача, которую можно назвать очень сложной для писателя. Однако современная писательница Е. Коровина написала повесть «У Лёки большие щёки» так, точно сама пережила блокаду Ленинграда.

Описание инновационного опыта Тема урока: Внеклассное чтение. Е. Коровина «У Лёки большие щёки»

Класс: 5

Предмет: литература

Время проведения урока: 1 урок

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

Проанализировать повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки».

На примере жизни в блокадном Ленинграде воспитывать у обучающихся патриотические чувства.

Задачи урока.

Образовательные:

-обеспечить углублённое изучение повести Е.Коровиной «У Лёки большие щёки»;

-использовать приёмы и средства обучения, способствующие формированию читательской грамотности.

Воспитательные:

— воспитывать  духовно-нравственные качества: сострадание, доброту, взаимопомощь, стойкость.

Развивающие:

-развивать устную речь, учить делать выводы и обобщения;

-развивать  аналитические умения работы с художественным текстом: извлекать информацию из прочитанного, интерпретировать текстовую информацию.

Личностные УУД:

-учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

— способствовать эмоциональному «проживанию» текста художественного произведения;

-учить понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-учить высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

 Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

учить самостоятельно формулировать тему и цель урока, учить целеполаганию.

 познавательные УУД:

формировать понимание значимости чтения для дальнейшего обучения, учить излагать содержание прочитанного, отвечать на вопросы полными предложениями.

коммуникативные УУД:

формировать умения аргументировать свои ответы, учить слушать и слышать, развивать умения владеть монологической и диалогической речью.

Формируемые ценности:

сохранение исторической памяти;

преемственность поколений;

патриотизм;

милосердие;

сострадание;

доброта;

взаимопомощь.

Основные смыслы урока:

Блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны.

Знание о жизни детей из блокадного Ленинграда позволяет сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны.

Форма урока: Фронтальная.

Комплект материалов к уроку:

— текст повести Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»;

— рабочая тетрадь по литературе;

— видеозапись песни «Бьется сердце Ленинграда»

https://yandex.ru/video/preview/7383215119068512353

— видеозапись рассказа Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»

https://yandex.ru/video/preview/4470917876861977923

 

— звук метронома

https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html

 

Предварительная работа:

Прочитать повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»

 

Структура урока

1.Целеполагание и мотивация.

А) Учитель:

80 лет прошло со дня Великой Победы над фашисткой Германией. Победа! Этого праздника ждали 1418 дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Одна из трагических страниц тех страшных событий связана с блокадой Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 г., а окончательно снять ее удалось 27 января 1944 г.

27 января в России отмечается День снятия блокады Ленинграда.

 

Презентация. Слайд 1.

Б) Словарная работа.

 Учитель:

Что такое блокада?

(Блокада – окружение города войсками противника в целях прекращения его связей с внешним миром и принуждения к капитуляции.)

Гитлер хотел уничтожить всех жителей Ленинграда, стереть город с лица земли. Замкнутый в кольцо блокады Ленинград 872 дня боролся за жизнь. Ежедневные бомбардировки и страшный голод, лютая стужа зимой не сломили его жителей, город продолжал жить и бороться.

В) Просмотр видеозаписи песни «Бьётся сердце Ленинграда»

https://yandex.ru/video/preview/7383215119068512353

 

Г) Учитель:

— Ребята, как жилось детям в блокадном Ленинграде?

— О чём рассказывает Елена Коровина в повести «У Лёки большие щёки»?

 

— Подумайте, какую цель мы поставим на урок?

( Проанализировать повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки».)

 

Презентация. Слайд 2.

2. Основная часть

Предтекстовая деятельность

 

А) Рассказ о писателе

Елена Коровина родилась в 1983 г. в Тульской области, выросла в Москве, живёт в Будапеште. С детства любила сочинять, рисовать и лечить. Учась в седьмом классе, впервые поняла, что рассказы можно не только сочинять, но и записывать.

Окончила факультет журналистики и массовых коммуникаций Университета Российской Академии Образования, медицинский колледж при Первой Городской больнице в Москве, изучала языки, педагогику (в том числе коррекционную) в Англии и Бельгии.

Преподаватель английского, французского и русского как иностранного, Монтессори-педагог, журналист, медик. О себе Елена Коровина пишет :«Работаю в основном с детьми и очень люблю свою работу. Люблю писать для детей разных возрастов. Пишу на русском и английском».

Первый сборник ее замечательных рассказов «Поиграй со мной» вышел в свет в 2008 г. и адресован молодежи.

Презентация. Слайд 3.

О Великой Отечественной войне Елена Коровина написала военную повесть «У Лёки большие щёки». Впервые опубликована в  журнале «Кукумбер» в 2009 году. Книга «У Лёки большие щёки» в 2022 году получила премию «Наука побеждать» в номинации «Молодая гвардия» «Молодая гвардия» — книги для детей и юношества, написанные отечественными авторами и повествующие о подвиге российского народа в разные периоды истории Отечества.

Презентация. Слайд 4.

Текстовая деятельность

А) Анализ первой части повести.

 Учитель:

— Перечислите  героев повести.

( Лёка, его мама, тётя Шура с дочкой Иришкой, тетя Маша).

Кто главный герой повести?

(Лёка)

Выборочное чтение.

 -Найдите в тексте и прочитайте, какое настоящее имя у Лёки.

Презентация. Слайд 5.

 

Б) Чтение учителем вслух 2 части повести.

В) Беседа по 2 части повести с использованием выборочного чтения.

 —Сколько лет было Лёке, когда началась Великая Отечественная война?

(5)

— Расскажите, почему Лёкина мама решила не эвакуироваться из Ленинграда?

— Какими человеческими качествами они обладали?

(Сострадание, доброта, взаимопомощь, стойкость)

 — Какое горе принесла Лёке блокада Ленинграда?

(Иришка, тётя Шура и Лёкина мама умерли от голода).

 

Учитель:

 — Как можно озаглавить 2 часть?

( Жизнь в блокадном Ленинграде).

 

Презентация. Слайд 6.

Г) Слушание аудиозаписи 3 части повести.

https://yandex.ru/video/preview/4470917876861977923

 

Д) Анализ 3 части повести.

— Как выглядели щёки Лёки, когда папа вернулся с войны!

— Кем стал Лёка после войны?

— Кого благодарит отец Артемий за своё спасение в блокадном Ленинграде?

(Маму).

Презентация. Слайд 7.

 

— Почему отец Артемий всегда называет хлеб – хлебушком?

— Как можно озаглавить 3 часть повести?

Е) Чтение вслух стихотворения подготовленным учеником.

На Пискаревском в этот день – народу…
Рядами толпы взрослых и детей.
И все-таки усопших очень много,
Гораздо больше, чем живых людей.

Война закончилась… И это нам в наследство:
Кресты безмолвные – страна могил.
И в голоде измученное детство,
И шепот: «Хлеба!» – из последних сил.

Встал на колени парень молодой,
Лицо уткнул в могильный рыхлый холм,
Он выжил. Он не умер. Он живой…
«Ты слышишь, мама? Я твой сын Артем!»

Дрожащими руками положил
Он на могилу пышную буханку,
И на кресте листочек прикрепил,
И зарыдал – отчаянно и жалко.

А на бумаге – через много лет –
Слова такие, что острей кинжала:
«Родная мама! Возвращаю хлеб,
Который ты всегда мне отдавала».

Послетекстовая деятельность

 

А) Учитель:

Люди погибали не на поле битвы, не в окопах, а у себя дома. От голода, холода и непрекращающихся бомбежек. Дети, женщины, старики… Смерть не смотрела на лица. За время блокады, которая продлилась 872 дня, в городе от голода умерли более 671 тыс. человек.

Презентация. Слайд 8.

 

Б) В память о погибших в Великой Отечественной войне

 «Минута молчания».

Звук метронома.

https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html

 

3. Заключение

А) Учитель:

 — О чём заставила вас задуматься повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»

( Нужно помнить о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, беречь и ценить хлеб).

 

Б) Составление «Синквейна» (в тетради)

 

Повесть

Блокадная  Пронзительная

Потрясает  Воспитывает Заставляет задуматься

Память о блокаде Ленинграда

«У Лёки большие щёки»»

 

4. Домашнее задание

Написать анализ повести «У Лёки большие щёки» по плану

(план записан в тетради)

 

1.Обьяснить смысл названия повести.

2.Тема произведения.

3. Сюжет (кратко)

4. Главные герои. Краткая характеристика

5.Главная мысль произведения.

Продукт опыта / проекта Статья
Затруднения в реализации, риски Нет
Публикации

по теме опыта

Экспертное заключение Рецензируемые материалы рекомендуются к размещению в региональном банке передового педагогического и управленческого опыта
Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна, доцент кафедры предметных областей, к.п.н.
Рубрика (выбрать одну) Русский язык и литература
Модель урока. Е.Коровина У Лёки большие щёки
Скачать файл
Приложения
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл