ФИО
Шангин Сергей Петрович
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель Труда (технологии)
СТАЖ РАБОТЫ
7 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова. г.Киров, ул. Физкультурников, 15 Телефон +79531361775. Эл. Адресprofessor2003@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Технологический процесс, обработка деталей, синтез, систематизация, анализ, технологическая карта
В обновленном содержании предмета «Труд (технология)» появились новые модули, которые требуют овладения знаниями, умениями и опытом деятельности у обучающихся на практике. Для выполнения практической работы разрабатывается технологическая карта, которая полностью демонстрирует технологический процесс изготовления изделия. Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей изделия с указанием технологических операций. Применение технологических карт для изучения учащимися технологии изготовления изделия создает условия для формирования у них таких важных способов деятельности, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т. п., а также самостоятельности в работе.
Краткий пересказ
• Технологические карты используются на уроках труда (технологии) для формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-7 классов.
• Предмет «Труд (технология)» направлен на освоение различных технологий и обретение базовых навыков работы с современным оборудованием.
• Инвариантный модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» включает практические работы по дерево- и металлообработке.
• Цифровые технологии могут негативно влиять на развитие мелкой моторики и затруднять выполнение ручных операций.
• Технологические карты помогают развивать познавательные УУД и самостоятельную практическую и проектную деятельность учащихся.
• Чертежи для технологических карт создаются в графическом редакторе Paint.NET, который имеет удобный интерфейс и поддерживает множество графических форматов.
Ф.И.О. | Шангин Сергей Петрович |
Организация | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова. г.Киров, ул. Физкультурников, 15
Телефон +79531361775. Эл. Адресprofessor2003@mail.ru |
Должность | Учитель Труда (технологии) |
Стаж работы | 7 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Использование технологических карт как средство формирования познавательных универсальных учебных действий » |
Ключевые слова | Технологический процесс, технологическая карта, обработка деталей, анализ, синтез, систематизация |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В обновленном содержании предмета «Труд (технология)» появились новые модули, которые требуют овладения знаниями, умениями и опытом деятельности у обучающихся на практике. Для выполнения практической работы разрабатывается технологическая карта, которая полностью демонстрирует технологический процесс изготовления изделия. Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей изделия с указанием технологических операций. Применение технологических карт для изучения учащимися технологии изготовления изделия создает условия для формирования у них таких важных способов деятельности, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т. п., а также самостоятельности в работе. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | За счет применения технологической карты на практике упрощается процесс изготовления изделия, формируются познавательные универсальные учебные действия, проявляется самостоятельность в работе. |
Актуальность | В соответствии с Концепцией технологического развития нашей стране необходима подготовка большого количества высококвалифицированных инженерных и технических кадров. В обновленном содержании предмета «Труд (технология)» появились новые модули, которые требуют овладения знаниями, умениями и опытом деятельности у обучающихся на практике. |
Новизна | Использование технологической карты позволяет организовать индивидуальную самостоятельную практическую деятельность каждого обучающегося;формировать важные способы деятельности (анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного; развивать критическое и креативное мышление. |
Описание инновационного опыта | Основной методический принцип современной программы по учебному предмету «Труд (технология)» предполагает освоение сущности и структуры технологии через освоение в процессе познания – построения и анализа разнообразных моделей. Ученик должен научиться мыслить образно, выстраивая любую идею вначале в своей голове, затем перенося ее на бумагу или в компьютер, а уже затем через технологический процесс он создает готовое изделие.
Именно поэтому практико-ориентированный характер современной программы требует не менее 75 % учебного времени отводить практическим и проектным работам. В модуле «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», который изучается в 5-7 классах, в разделе «Технологии обработки конструкционных материалов» предусматривается выполнение практических работ, которые, в свою очередь, предполагают развитие образного мышления у обучающихся и, конечно, же развитие мелкой моторики. Для выполнения учащимися данных работ разрабатываются технологические карты, которые полностью демонстрируют технологический процесс изготовления изделия, проще говоря — целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделия. Технологический процесс осуществляется при помощи различного технологического оборудования: станков, приспособлений, инструментов. А в технологической карте записан весь процесс изготовления изделия с указанием технологических операций. Применение технологических карт для изучения учащимися технологии изготовления изделия создает условия для формирования у них таких важных способов деятельности, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т. п., а также самостоятельности в работе. Технологические карты используются на различных этапах уроков: — для объяснения последовательности выполнения технологических операций; — при планировании деятельности; — при организации практической работы обучающихся. Выполнение практической работы предполагает индивидуальную форму учебной деятельности, поскольку каждый ученик делает задание самостоятельно. Реализацию данной практики осуществляется по мере освоения учащимися учебного материала. Технологические карты разрабатываются таким образом, чтобы ученик сумел понять смысл текстовой части карты, правильно прочитал чертежи, схемы, опорные иллюстрации, взял нужный инструмент и изготовил изделие пошагово соблюдая последовательность. При проектировании и проведении урока технологии, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий, учитель может использовать различные методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся, различные педагогические технологии. Особую значимость в современной общеобразовательной школе на уроках Труда (технология) приобретает наглядный метод. Он является одним из самых востребованных методов обучения. И технологическая карта позволяет реализовать данный метод в полной мере. |
Продукт опыта / проекта | Технологические карты модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» |
Затруднения в реализации, риски | Для реализации данной практики необходимо иметь оснащение учебной мастерской. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Практические работы обучающихся, выполненные при помощи технологической карты получили высокие оценки, так как ученики при самостоятельной практической деятельности наглядно имели представление о последовательности работы, видели изображение, знали, какие инструменты нужно использовать при той или иной операции. |
Публикации
по теме опыта |
https://infourok.ru/publikaciya-po-trudu-tehnologii-tehnologicheskaya-karta-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-dejstvij-7866353.html
Примеры использования технологических карт в учебном процессе: https://dzen.ru/shorts/6742f2f7d3e65f41b332edff?source=channel https://dzen.ru/shorts/6770e2ab65c0ec5e9422aa4e?source=channel https://dzen.ru/shorts/6795d29427d7ed76984aec94?source=channel https://dzen.ru/shorts/67827fa7b6408e6b389ed525?source=channel |
Экспертное заключение | При проектировании и проведении урока технологии, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий, учитель может привлекать различные методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся, различные педагогические технологии. Особую значимость на уроках технологии имеет наглядный метод. |
Ф.И.О. эксперта | Кокарев Д.М., начальник отдела цифровых образовательных технологий центра цифровой трансформации |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ Основное образование
Труд (технология) |