ФИО
Родыгина Евгения Сергеевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель истории и обществознания
СТАЖ РАБОТЫ
14 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова 610020, Кировская область, город Киров, ул. Труда, д. 67а Телефон: 64-52-46, эл. почта: sch14@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
серия игр, игропрактики, урок, регионоведение, образовательный проект
Представляется учебный проект по регионоведению, направленный на создание условий для внедрения в учебный процесс элементов геймификации. Целью исследования является создание серии игр по основным разделам регионоведения 8 — 9 классов. Проект полезен как преподавателям-предметникам, так и студентам средних специальных и высших учебных заведений педагогической направленности.
Краткий пересказ
Цель исследования: создание серии игр по основным разделам регионоведения для 8-9 классов.
Проект полезен для преподавателей-предметников и студентов педагогических учебных заведений.
Серия игр «Вятское Баско» способствует развитию практических навыков, мотивации и интереса обучающихся.
Геймификация в образовании — процесс распространения игры на различные сферы образования.
Серия игр «Вятское Баско» предназначена для изучения регионоведения в интересной и понятной форме.
Внедрение элементов геймификации повышает интерес к предмету и развивает волевые качества учащихся.
Ф.И.О. | Родыгина Евгения Сергеевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова
610020, Кировская область, город Киров, ул. Труда, д. 67а Телефон: 64-52-46, эл. почта: sch14@kirovedu.ru |
Должность | учитель истории и обществознания |
Стаж работы | 14 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Серия игр «БАСКО» и их применение на занятиях по регионоведению в 8–9 классах |
Ключевые слова | регионоведение, серия игр, игропрактики, урок, образовательный проект |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Представляется учебный проект по регионоведению, направленный на создание условий для внедрения в учебный процесс элементов геймификации. Целью исследования является создание серии игр по основным разделам регионоведения 8 — 9 классов. Проект полезен как преподавателям-предметникам, так и студентам средних специальных и высших учебных заведений педагогической направленности. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Действующие в нашей стране Федеральные государственные стандарты начального, основного общего, среднего общего образования определяют приоритетные направления в образовательном процессе. Важнейшим из них в современных условиях является патриотическое воспитание, которое реализуется в каждом образовательном учреждении в рамках урочной и внеурочной деятельности. Регионоведение, как школьная дисциплина, является одним из ключевых элементов в развитии патриотизма и формировании у обучающихся активной гражданской позиции. Человек, знающий историю, культуру, экономические и экологические особенности своей малой Родины, чтит память предков, заботится об окружающей среде, может уверенно ориентироваться в настоящем.
Серия игр «Вятское Баско» способствует созданию увлекательной образовательной среды, развитию практических навыков обучающихся, применению кросс-дисциплинарного подхода, повышению мотивации и интереса. |
Актуальность | Дисциплина «Регионоведение» непроста для изучения: обилие исторических дат, фактов, культурологических терминов осложняет восприятие и запоминание информации у школьников. Данное противоречие мы предлагаем решить с помощью введения в курс «Регионоведения» элементов геймификации |
Новизна | Серия игр предназначена для того, чтобы обучающиеся могли изучать «Регионоведение» в интересной и понятной форме. Мы ожидаем, что внедрение элементов геймификации повысит у обучающихся интерес к данному предмету. Во время игры учащиеся узнают больше о своём регионе, будут активными участниками учебного процесса, а соревновательный элемент поможет развить их волевые качества. |
Описание инновационного опыта | Геймификация в образовании – это процесс распространения игры на различные сферы образования, который позволяет рассматривать игру и как метод обучения и воспитания, и как форму воспитательной работы, и как средство организации целостного образовательного процесса.
Серия игр «Вятское Баско» предназначена для того, чтобы обучающиеся могли изучать «Регионоведение» в интересной и понятной форме. Мы ожидаем, что внедрение элементов геймификации повысит у обучающихся интерес к данному предмету. Во время игры учащиеся узнают больше о своём регионе, будут активными участниками учебного процесса, а соревновательный элемент поможет развить их волевые качества. Игра «Вятский хронограф» создана в интерактивном сервисе «Learningapps». Обучающимся необходимо верно расставить на интерактивной временной шкале значимые для нашего края события, в соответствии с периодами: «Вятка в Средние века и Новое время», «Вятская губерния в XVIII – XIX веках», «Вятский край в первой половине ХХ века», «Кировская область в 1945 г. – начале 2020 –х гг». В игре «Вятский крокодил» учащиеся делятся на команды, и каждая команда по очереди выбирает одного который должен объяснить загаданное животное, обитающее в Кировской области, не используя однокоренных слов. Основная цель – угадать предложенное слово, основываясь на подсказках. Подсказки могут подаваться жестами, мимикой или другими описаниями. В игре «Переполох на Вятке» ученики путешествуют по игровому полю – карте Кировской области, знакомятся с культурными традициями и особенностями населяющих ее народов. В игре «Вятка в лицах» обучающимся предстоит называть/угадывать известных уроженцев Вятской губернии и Кировской области. Тезисы распределены по уровню сложности: сначала зачитывается самый малоизвестный факт, «сложный», участники высказывают свои версии, затем, если личность не была угадана, зачитываются факт «среднего» уровня, после – общеизвестный, «легкий» факт. В игре «Раскрась Дымку» учащиеся должны заполнить элементами Дымковскую игрушку. Чтобы получить нужные элементы росписи участникам нужно ответить на вопросы, связанные с хозяйством Кировской области и развитыми народными промыслами. |
Продукт опыта / проекта | серия игр «БАСКО», которая состоит из 5-ти игр, соответствующих разделам рабочей программы курса «Регионоведение» для 8-9 классов |
Затруднения в реализации, риски | · Серия игр в образовательном процессе не заменяет традиционных методов, является одним из способов закрепления изучаемого материала;
· Необходимо учитывать различный уровень подготовленности у обучающихся |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
· Повышение мотивации и интереса обучающихся к изучению курса «Регионоведение»;
· Развитие критического мышления и проблемного решения; · Сотрудничество и командная работа способствуют лучшему усвоению и закреплению информации, а также способствуют созданию на уроках благоприятной эмоциональной обстановки. |
Публикации
по теме опыта |
Родыгина Е. С., Касаткина С. А., Когут М. С., Полетаева Д. А., Протасова А. А. «Вятское Баско»: серия игр по регионоведению для обучающихся 8–9 классов» // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 8. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2025. – С. 239–242. |
Экспертное заключение | Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с недостаточностью дидактических материалов для организации курсов регионоведения в основной школе и разработке нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Рубрика (выбрать одну) | Курсы внеурочной деятельности |