ФИО
Кашина Надежда Георгиевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
30 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова 610020, Кировская область, город Киров, ул. Труда, д. 67а Телефон: 64-52-46, эл. почта: sch14@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Вятка, виртуальная экскурсия, Литература, Альберт Лиханов, Краеведение
Актуальность проекта заключается в повышении интереса к изучению литературы у учащихся. Виртуальная экскурсия позволит учащимся 5-х классов не только познакомить с биографией и творчеством Альберта Анатольевича Лиханова, но и заинтересовать их и наглядно представить те места, о которых идет речь в произведении. Целью проекта является развитие интереса к литературе и истории родного края, а также формирование патриотических чувств и любви к своей малой Родине. Любой педагог, независимо от конкретной школы, сможет использовать экскурсию в своей работе, что разнообразит процесс обучения для обучающихся и преподавателя. Педагоги смогут использовать ее во время проведения тематических уроков. Также виртуальная экскурсия может использоваться и учениками самостоятельно, для проведения интеллектуального досуга. Статья будет полезна для учителей русского языка и литературы.
Краткий пересказ
Цель проекта — развитие интереса к литературе, истории родного края и формирование патриотических чувств.
Виртуальная экскурсия может использоваться учителями на уроках литературного краеведения и учениками для интеллектуального досуга.
Проект предлагает новые интерактивные методы обучения и помогает педагогам реализовать современные образовательные подходы к изучению литературного краеведения.
Виртуальная экскурсия помогает ученикам лучше понять реальность произведений Лиханова и историю родного края.
Продукт опыта — сайт «Лихановская Вятка», доступный для использования на любом устройстве с интернетом.
Ф.И.О. | Кашина Надежда Георгиевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова
610020, Кировская область, город Киров, ул. Труда, д. 67а Телефон: 64-52-46, эл. почта: sch14@kirovedu.ru |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 30 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Развитие интереса обучающихся 5 класса к изучению творчества А. А. Лиханова |
Ключевые слова | литература, виртуальная экскурсия, Альберт Лиханов, Вятка, краеведение. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Актуальность проекта заключается в повышении интереса к изучению литературы у учащихся. Виртуальная экскурсия позволит учащимся 5-х классов не только познакомить с биографией и творчеством Альберта Анатольевича Лиханова, но и заинтересовать их и наглядно представить те места, о которых идет речь в произведении. Целью проекта является развитие интереса к литературе и истории родного края, а также формирование патриотических чувств и любви к своей малой Родине. Любой педагог, независимо от конкретной школы, сможет использовать экскурсию в своей работе, что разнообразит процесс обучения для обучающихся и преподавателя. Педагоги смогут использовать ее во время проведения тематических уроков. Также виртуальная экскурсия может использоваться и учениками самостоятельно, для проведения интеллектуального досуга. Статья будет полезна для учителей русского языка и литературы. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | На уроках литературного краеведения в пятом классе дети знакомятся с творчеством Альберта Анатольевича Лиханова. Но не всегда произведения писателя откликаются в учениках. Из этого вытекает проблема незаинтересованности учащихся в творчестве писателя. Это происходит, во-первых, из-за отсутствия контекста: у пятиклассников может не быть достаточных знаний и опыта, чтобы понять и оценить творчество А. А. Лиханова |
Актуальность | Актуальность проекта заключается в повышении интереса к изучению литературного краеведения у учащихся, что позволит им глубже понять себя и окружающий мир, развить критическое мышление и креативность, а также приобрести ценные навыки анализа и интерпретации текстов. Проект предлагает новые интерактивные методы обучения, которые сделают уроки литературы более занимательными и эффективными для учащихся, а также помогут педагогам реализовать современные образовательные подходы к изучению литературного краеведения. |
Новизна | Виртуальная экскурсия поможет учителям литературы пробудить интерес учащихся не только к прочтению литературных произведений, но и к более глубокому знакомству с жизнью и творчеством Альберта Лиханова и с историей родного края. Очень немногие люди, в частности школьники, задумываются о том, как выглядел их родной город в те времена, которые описывает в своих произведениях А. А. Лиханов. Но если ребёнок понимает, что реальность произведений — не абстрактное пространство, а его родной город, то и интерес ребёнка к литературе Альберта Анатольевича и других вятских писателей мгновенно возрастает. Многие ученики будут чувствовать гордость и некоторую причастность к творчеству известного писателя. А это, в свою очередь, сформирует заинтересованность своей малой Родиной и любовь к Вятке. |
Описание инновационного опыта | Виртуальная экскурсия «Лихановская Вятка» представляет собой панорамное изображение объектов и зданий города Кирова, упоминание о которых читатель может встретить в произведениях Альберта Анатольевича Лиханова. При просмотре экскурсии ученики и учителя могут сами «ходить по местности» — выбирать объекты, о которых они хотели бы узнать. Кроме того, каждый объект имеет короткое текстовое описание, которое помогает лучше узнать историю здания. Такой образовательный продукт ученики могут использовать и самостоятельно. Кроме того, проводить такие экскурсии могут любые учителя при наличии обычного ноутбука, а организовать аналогичную «живую» экскурсию, например, школам из области будет гораздо сложнее, чем кировским школам. В этом и состоит одно из достоинств нашего образовательного продукта: побывать на лихановской Вятке можно из любой точки планета, имея лишь интернет и ПК/смартфон. |
Продукт опыта / проекта | Сайт «Лихановская Вятка» (https://lihanovvyatka.tilda.ws) |
Затруднения в реализации, риски | Риск отсутствия ПК/смартфона и выхода в Интернет |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Виртуальная экскурсия «Лихановская Вятка» представляет собой панорамное изображение объектов и зданий города Кирова, упоминание о которых читатель может встретить в произведениях Альберта Анатольевича Лиханова. При просмотре экскурсии ученики и учителя могут сами «ходить по местности» – выбирать объекты, о которых они хотели бы узнать. Кроме того, каждый объект имеет короткое текстовое описание, которое помогает лучше узнать историю здания. Такой образовательный продукт ученики могут использовать и самостоятельно. Кроме того, проводить такие экскурсии могут любые учителя при наличии обычного ноутбука, а организовать аналогичную «живую» экскурсию, например, школам из области будет гораздо сложнее, чем кировским школам. В этом и состоит одно из достоинств нашего образовательного продукта: побывать на лихановской Вятке можно из любой точки планета, имея лишь интернет и ПК/смартфон. |
Публикации
по теме опыта |
Кашина Н. Г., Кошкин И. А., Краева А. Д., Плотникова С. А. «Лихановская Вятка»: виртуальная экскурсия для 5-х классов в рамках изучения литературного краеведения // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 8. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2025. – С. 130–132. |
Экспертное заключение | Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с недостаточностью дидактических материалов для знакомства учащихся с творчеством вятских писателей в интерактивных форматах и разработке нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Рубрика (выбрать одну) | Русский язык и литература |