ФИО
Никитина Елена Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
34 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Лебяжье» 613500, Кировская область, Лебяжский район, пгт Лебяжье, ул. Кооперативная, 41 +7 (83344) 2-11-89. +7 (83344) 2-08-70. lebyazh_school@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Если говорить о профориентационной работе учащихся начальных классов, то необходимо подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Однако именно этот возраст и не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации детей. Для обучающихся 7-11 лет характерен высокий уровень любознательности. Следовательно, при подборе форм и методов профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям школьников НОО, и закладывается основа для профессионального самоопределения.
Краткий пересказ
• Цель: формирование у учащихся представлений о многообразии профессий и необходимости учитывать способности при выборе профессии.
• Задачи: формирование представлений о важности правильного выбора профессии, формирование у младших школьников представления о многообразии профессий, показать связь изучаемой темы с жизнью.
• Методы: словесные, наглядные, практические, работа в парах, индивидуальная работа.
• Возраст участников: 10-11 лет.
• В Федеральной рабочей программе воспитания определены целевые ориентиры результатов воспитания на ступени НОО.
• Содержание, формы и виды воспитательной деятельности представлены несколькими модулями, одним из которых является модуль «Профориентация».
• Основная задача профориентационной работы в начальных классах — расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми.
Ф.И.О. | Никитина Елена Александровна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Лебяжье»
613500, Кировская область, Лебяжский район, пгт Лебяжье, ул. Кооперативная, 41 +7 (83344) 2-11-89. +7 (83344) 2-08-70. lebyazh_school@mail.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 34 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Разработка классного часа для младших школьников «В лабиринте профессий» |
Ключевые слова | Ранняя профориентация, классный час, профессии. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Если говорить о профориентационной работе учащихся начальных классов, то необходимо подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Однако именно этот возраст и не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации детей. Для обучающихся 7-11 лет характерен высокий уровень любознательности. Следовательно, при подборе форм и методов профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям школьников НОО, и закладывается основа для профессионального самоопределения. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В Федеральной рабочей программе воспитания определены целевые ориентиры результатов воспитания на ступени НОО. Содержание, формы и виды воспитательной деятельности представлены несколькими модулями, одним из которых является модуль «Профориентация». Воспитательный потенциал модуля на уровне НОО предполагает проведение цикла профориентационных классных часов и игр, направленных на расширение представлений о профессиях, их особенностях.
При проведении профориентационной работы в начальной школе важно заложить базу к профессиональному самоопределению на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях. В связи с психологическими особенностями учащихся начальных классов, профориентация носит информационно-просветительский характер и осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями. Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми. |
Актуальность | Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому школьнику. Чем раньше мы начнём знакомить их с «миром профессий», чем раньше мы начнём говорить о значимости труда, о его пользе для всего общества, тем легче будет в своё время сделать этот нелёгкий выбор, от которого будет зависеть его социализация и успешность в сложном, постоянно меняющемся и развивающемся мире. Поэтому данный материал носит ознакомительный, информационно-образовательный характер и поможет младшим школьникам заинтересоваться «миром профессий». |
Новизна | Работа по ранней профориентации проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельности. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений младших школьников о профессиях и успешной их социализации. |
Описание инновационного опыта | План реализации
1. Подготовительный этап. Создание условий для знакомства с миром профессий: — проведен цикл классных часов: «Мир профессий» «Профессии вокруг нас», «Я талантлив!»; — организована выставка рисунков «Мир профессий родителей»; — анализ художественной литературы по теме «Профессии»; — использование в урочной и внеурочной деятельности пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; — подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»; — подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; — использование искусственного интеллекта для создания фотографий на тему «Заглянем в будущее»; — создание презентации «В лабиринте профессий»; — создание видеоролика «Заглянем в будущее»; 2. Основной этап. — создание сценария классного часа «В лабиринте профессий» — подготовка сообщения родителя о профессии 3. Заключительный этап. Проведение классного часа «В лабиринте профессий» Грамотно выстроенная профориентационная работа в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
|
Продукт опыта / проекта | Сценарий классного часа и презентация «В лабиринте профессий» |
Затруднения в реализации, риски | Трудоёмкость в выполнении видеоролика |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Ранняя профориентационная работа — важный аспект становления личности ребёнка. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора. Как результат ранняя профориентация обогащает учебный и воспитательный процесс, способствует самопознанию, самоопределению и самореализации личности младшего школьника. У учащихся формируется активная жизненная позиция. В ходе мероприятий обучающиеся не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали задумываться о выборе профессии. Дети стали интересоваться, какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела, у ребят повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также школьники стали больше уважать труд взрослых и результаты их труда. |
Публикации
по теме опыта |
Классный час «В лабиринте профессий» (Инфоурок.ру) |
Экспертное заключение | Представленная методическая разработка рекомендована для размещения в региональном банке педагогического опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В. методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ
Начальное общее образование |