ФИО
Закирова Наталья Михайловна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии
СТАЖ РАБОТЫ
26 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина» Кировская область город Вятские Поляны ул. Школьная Д.55А тел. 8833461200 E-mail. School2vp@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
учебно- исследовательская деятельность, творческий подход, Естественнонаучная грамотность
Краткий пересказ
• Формирование экологической культуры обучающихся через исследовательскую работу.
• Исследовательская деятельность — важный педагогический ресурс для формирования экологической культуры.
• Этапы организации исследовательской деятельности: организационно-подготовительный, теоретическая подготовка, практическая подготовка, выбор и утверждение темы исследования, планирование исследовательской деятельности, оформление текста работы, подготовка к защите научной работы.
• В школе сложилась система работы по подготовке исследовательских работ учащихся.
• Результативность проектной и исследовательской деятельности: защита индивидуальных проектов выпускниками на высоком уровне, приобретение умений обучающимися создавать исследовательские работы, поступление выпускников в ВУЗы и колледжи, связанные с биологией, использование данных исследований в жизни, увеличение доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни.
• Результаты участия в олимпиадах и конференциях исследовательских работ: победы, призовые места, участие в региональных и всероссийских этапах.
• Диссеминация опыта работы по проектной и исследовательской деятельности на различных мероприятиях и семинарах.
Ф.И.О. | Закирова Наталья Михайловна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина» Кировская область город Вятские Поляны ул. Школьная Д.55А тел. 8833461200 E-mail. School2vp@mail.ru |
Должность | Учитель биологии |
Стаж работы | 26 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Формирование экологической культуры обучающихся посредством исследовательской работы |
Ключевые слова | Естественнонаучная грамотность, учебно- исследовательская деятельность, творческий подход |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Анализ литературы по проблеме естественнонаучной грамотности, а также сравнительный анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики позволили выявить существующие в образовательном процессе противоречия, подчеркивающие актуальность данного исследования:
-между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем экологической образованности обучающихся; — между возможностями естественнонаучных дисциплин и недостаточной разработанностью форм, методов, средств их использования в целях создания условий формирования естественнонаучной грамотности. Указанные противоречия определили проблему: как повысить естественнонаучную грамотность обучающихся через учебно-исследовательскую и игровую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. |
Актуальность | Школьный возраст — оптимальный для процесса воспитания у школьников экологической культуры, что в свою очередь предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе.
Федеральная рабочая программа по биологии предполагает, что биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры. Направлена на достижение цели — формирование экологической культуры и реализует следующие задачи — овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма; освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание; воспитание биологически и экологически грамотной личности. |
Новизна | Единство познавательной и практико-преобразующей деятельности, взаимосвязь и преемственность уровней образования.
Формирование экологической культуры осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, непрерывно. В мероприятиях по повышению экологической культуры участвуют ученики из разных классов. |
Описание инновационного опыта | В работе представлен алгоритм создания исследовательских работ с обучающимися на практических примерах из собственного опыта работы.
Цель – продолжить формирование экологической культуры в целях сохранения и охраны окружающей среды. Задачи исходят из требований федеральных государственных образовательных стандартов: -приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях жизнедеятельности и средообразующей роли организмов на основе дополнительной информации, создания исследовательских работ; Освоение приёмов работы с биологической информацией, её анализ на основе подготовки исследовательских работ. |
Продукт опыта / проекта | Учебно-исследовательские работы по биологии, направленные на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся |
Затруднения в реализации, риски | Увеличивается время подготовки к уроку. Исследовательская деятельность требует умений работать с информацией, наблюдать, делать выводы. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Применение учебно-исследовательских работ и игр при изучении биологии позволило создать условия для формирования функциональной грамотности, повысило мотивацию к учению, сделало процесс обучения более продуктивным для обучающихся. |
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта |
Статья из сборника:
Закирова Н.М., Казакова Н.В., Киршина Е.И., Орехова О.Ю., Широкова Н.В. Создание конструкторов для заданий по формированию функциональной грамотности [Текст] Функциональная грамотность. Формируем в школе. Выпуск 2. – М.: Издательство «Перо», 2024. С. 59-79– Мб [Электронный ресурс] ISBN 978-5-00244-503-5 |
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка передового педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Лагунова Т.А., методист МКОУ ДПО ИМЦ г. Кирова |
Составляющие образования | Естественнонаучные предметы |