ФИО

Закирова Наталья Михайловна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель биологии

СТАЖ РАБОТЫ

26 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина» Кировская область город Вятские Поляны ул. Школьная Д.55А тел. 8833461200 E-mail. School2vp@mail.ru

YandexGPTКраткий пересказ

• Формирование экологической культуры обучающихся через исследовательскую работу.
• Исследовательская деятельность — важный педагогический ресурс для формирования экологической культуры.
• Этапы организации исследовательской деятельности: организационно-подготовительный, теоретическая подготовка, практическая подготовка, выбор и утверждение темы исследования, планирование исследовательской деятельности, оформление текста работы, подготовка к защите научной работы.
• В школе сложилась система работы по подготовке исследовательских работ учащихся.
• Результативность проектной и исследовательской деятельности: защита индивидуальных проектов выпускниками на высоком уровне, приобретение умений обучающимися создавать исследовательские работы, поступление выпускников в ВУЗы и колледжи, связанные с биологией, использование данных исследований в жизни, увеличение доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни.
• Результаты участия в олимпиадах и конференциях исследовательских работ: победы, призовые места, участие в региональных и всероссийских этапах.
• Диссеминация опыта работы по проектной и исследовательской деятельности на различных мероприятиях и семинарах.

Ф.И.О. Закирова Наталья Михайловна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина» Кировская область город Вятские Поляны ул. Школьная Д.55А тел. 8833461200 E-mail. School2vp@mail.ru
Должность Учитель биологии
Стаж работы 26 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Формирование экологической культуры обучающихся посредством исследовательской работы
Ключевые слова Естественнонаучная грамотность, учебно- исследовательская деятельность, творческий подход
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Анализ литературы по проблеме естественнонаучной грамотности, а также сравнительный анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики позволили выявить существующие в образовательном процессе противоречия, подчеркивающие актуальность данного исследования:

-между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем экологической образованности обучающихся;

— между возможностями естественнонаучных дисциплин и недостаточной разработанностью форм, методов, средств их использования в целях создания условий формирования естественнонаучной грамотности.

Указанные противоречия определили проблему: как повысить естественнонаучную грамотность обучающихся через учебно-исследовательскую и игровую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.

Актуальность Школьный возраст — оптимальный для процесса воспитания у школьников экологической культуры, что в свою очередь предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе.

Федеральная рабочая программа по биологии предполагает, что биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры. Направлена на достижение цели — формирование экологической культуры и реализует следующие задачи — овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма; освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание; воспитание биологически и экологически грамотной личности.

Новизна Единство познавательной и практико-преобразующей деятельности, взаимосвязь и преемственность уровней образования.

Формирование экологической культуры осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, непрерывно. В мероприятиях по повышению экологической культуры участвуют ученики из разных классов.

Описание инновационного опыта В работе представлен алгоритм создания исследовательских работ с обучающимися на практических примерах из собственного опыта работы.

Цель – продолжить формирование экологической культуры в целях сохранения и охраны окружающей среды.

Задачи исходят из требований федеральных государственных образовательных стандартов:

-приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях жизнедеятельности и средообразующей роли организмов на основе дополнительной информации, создания исследовательских работ;

Освоение приёмов работы с биологической информацией, её анализ на основе подготовки исследовательских работ.

Продукт опыта / проекта Учебно-исследовательские работы по биологии, направленные на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся
Затруднения в реализации, риски Увеличивается время подготовки к уроку. Исследовательская деятельность требует умений работать с информацией, наблюдать, делать выводы.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Применение учебно-исследовательских работ и игр при изучении биологии позволило создать условия для формирования функциональной грамотности, повысило мотивацию к учению, сделало процесс обучения более продуктивным для обучающихся.
Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

Статья из сборника:

Закирова Н.М., Казакова Н.В., Киршина Е.И., Орехова О.Ю., Широкова Н.В. Создание конструкторов для заданий по формированию функциональной грамотности [Текст] Функциональная грамотность. Формируем в школе. Выпуск 2. – М.: Издательство «Перо», 2024. С. 59-79– Мб [Электронный ресурс] ISBN 978-5-00244-503-5

Экспертное заключение Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка передового педагогического опыта
Ф.И.О. эксперта Лагунова Т.А., методист МКОУ ДПО ИМЦ г. Кирова
Составляющие образования Естественнонаучные предметы
Формирование экологической культуры обучающихся посредством исследовательской работы
Скачать файл
Формирование экологической культуры обучающихся
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл