ФИО

Куда Елена Евгеньевна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель биологии

СТАЖ РАБОТЫ

23 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя обще-образовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 51» города Кирова Адрес: 610035, г. Киров, ул. Калинина, 53 ; тел: 8 (8332) 63-05-47, e-mail: sch51@kirovedu.ru

Представлен опыт применения рабочего листа как средства развития самостоятельности обучающихся на уроках биологии.

YandexGPTКраткий пересказ

• Формирование универсальных учебных действий (УУД) является важным элементом при реализации ФГОС.
• Применение рабочих листов на уроках биологии является эффективным способом организации учебной деятельности.
• Рабочие листы помогают обучающимся самостоятельно получать и осваивать новый материал.
• Рабочие листы способствуют систематизации и обобщению знаний, полученных в ходе изучения учебной темы.
• Рабочие листы развивают познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.
• Применение рабочих листов помогает выявить уровень интереса к предмету и развития метапредметных умений.
• Рабочие листы способствуют формированию функциональной грамотности и развитию самостоятельности на учебных занятиях.
• Опыт применения рабочих листов на уроках биологии показывает их эффективность и продуктивность для обучающихся.

Ф.И.О. Куда Елена Евгеньевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 51» города Кирова

Адрес: 610035, г. Киров, ул. Калинина, 53 ; тел: 8 (8332) 63-05-47, e-mail: sch51@kirovedu.ru

Должность учитель биологии
Стаж работы 23 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Рабочий лист как средство развития самостоятельности обучающихся на уроках биологии

 

Ключевые слова Рабочий лист, задания, мотивация, самостоятельность
Аннотация (не более 500 знаков) Представлен опыт применения рабочего листа как средства развития самостоятельности обучающихся на уроках биологии.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Опыт преподавания показывает, что в процессе обучения биологии увеличивается сложность и объем учебного материала, но позиция школьника, чаще всего, остается прежней – объектной. Школьник выступает исполнителем педагогического замысла. Систематическое применение рабочих листов позволяет перевести его в позицию субъекта – организатора своей учебной деятельности.
Актуальность Актуальность опыта определяется:

— важностью дидактического обеспечения процесса достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в соответствии с обновленными ФГОС и их образовательными потребностями (в том числе быть самостоятельными в учении);

— необходимостью учета в процессе обучения биологии познавательных особенностей школьников цифрового поколения посредством применения эффективных образовательных технологий, в частности рабочего листа.

Новизна Педагоги всегда использовали в своей деятельности задания для самостоятельной работы школьников, но новизна подхода применения рабочего листа как дидактического средства организации самостоятельной учебной деятельности школьников при изучении биологии состоит в следующем:

— системность

Обязательной составляющей уроков обобщения и систематизации знаний обучающихся является применение рабочего листа как средства формирующего оценивания. Кроме того, по каждой теме разработан набор рабочих листов, содержащих задания, которые предполагают тот или иной уровень самостоятельности обучающегося.

— учет познавательных особенностей школьников

Рабочий лист имеет инвариантную часть, предлагаемую учителем, и вариативную, которую формирует сам ученик. Доля вариативности возрастает в зависимости от уровня познавательных особенностей обучающегося.

— интерактивность

Рабочие листы предполагают взаимодействие обучающихся с образовательной средой, когда происходит взаимообмен информацией, а также использование цифровых сервисов.

— рефлексивность

Рабочий лист позволяет обучающимся наглядно увидеть, в чем они успешны, а над чем стоит поработать, а учителю – собрать информацию об индивидуальных достижениях и затруднениях обучающихся.

Описание инновационного опыта  Рабочий лист позволяет включить каждого в активную деятельность. Работая по заданному маршруту, обучающиеся учатся самостоятельно ставить образовательные цели и достигать их.

Опыт применения рабочих листов на уроках биологии в 9 классе позволяет проследить как изменяется степень самостоятельности обучающихся на разных типах уроков.

Например, на уроке усвоения новых знаний рабочий лист позволяет структурировать учебную информацию в процессе взаимодействия учителя и ученика. (Приложение 1. Рабочий лист по теме «Органы кровообращения. Строение работы сердца»)

На уроке комплексного применения знаний и умений с использованием рабочего листа доля самостоятельности обучающихся увеличивается (Приложение 2. Рабочий лист по теме «Состав крови»). Обучающиеся в ходе урока самостоятельно рассматривают учебный материал, сравнивают полученную информацию, заносят данные в таблицу, делают выводы, дают определения основных понятий по теме урока, осмысливают учебную информацию через рисунок. Учитель выступает в роли наставника и консультанта.

На уроке систематизации и обобщения знаний и умений задания, предлагаемые учителем задания для выполнения в рабочем листе, предполагают высокую долю самостоятельности обучающихся (Приложение 3. Рабочий лист по теме «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении»).

 Системность использования рабочих листов на уроках биологии в 9 классе представлена в таблице:

 

Тема

 

Количество

уроков

Количество

рабочих листов

Внутренняя среда организма 4 3
Кровь и кровообращение 4 3
Дыхательная система 4 3
Питание и пищеварение 6 3
Обмен веществ и превращение энергии 4 3

 

Учет познавательных особенностей школьников мы осуществляем на основе уровневой дифференциации заданий, предусмотренных для самостоятельной работы.

Например, в рабочем листе по теме «Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови» (Приложение 4) представлены задания базового и повышенного уровней сложности. Выполняя часть заданий, обучающийся самостоятельно работает с текстом учебника (базовый уровень). Выполняя в рабочем листе задания 5, 7, 8 обучающиеся самостоятельно выявляют причинно-следственные связи при изучении биологических процессов, делают выводы о взаимосвязях (повышенный уровень).

 В рабочих листах для повышения уровня самостоятельности представлены таблицы. Обучающиеся заносят в таблицу информацию, пользуясь учебником или иными источниками. Небольшая часть информации уже внесена, что усложняет работу учеников, так как необходимо соотнести имеющуюся информацию с текстом учебника

(Приложение 3. Рабочий лист по теме «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении»).

По одной теме часто готовится два варианта рабочих листов: один для более подготовленных классов, другой — для тех, кто нуждается в дополнительной поддержке. Это позволяет каждому ученику самостоятельно работать в своем темпе и на своем уровне.

Интерактивность заданий рабочего листа (в данном случае взаимодействие учащихся с образовательной средой, когда происходит взаимообмен информацией) помогает поддерживать интерес обучающегося при самостоятельном выполнении заданий.

Рабочий лист, являясь средством развития самостоятельности обучающихся на уроках биологи, помогает выявить уровень интереса к предмету и уровень развития метапредметных умений с учетом психофизиологических особенностей. Самостоятельность обучающегося проявляется в выборе типа задания, уровня сложности и формы работы (обучающийся выбирает свой вариант взаимодействия с текстом учебной статьи: нарисовать рисунок, составить таблицу, начертить схему).

Продукт опыта / проекта Рабочие листы по теме «Внутренняя среда организма», «Кровь и кровообращение».
Затруднения в реализации, риски Для учителя:

— сложность в отборе заданий для рабочего листа;

-трудоемкость подготовки рабочего листа.

Для обучающихся:

— регулярное применение может привести к потере интереса к данному виду работы;

— не все школьники готовы работать самостоятельно.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

 Развитие самостоятельности с применением рабочих листов позволяет достигать высоких предметных и метапредметных результатов. Обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью, принимая участие в городских, региональный и всероссийских конкурсах, конференциях.

В 2022-2023 учебном году принимали участие ученицы 10 класса в Региональном Конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее», награждены дипломами I и II степени. В 2023-2024 учебном году выступили на Региональном туре конкурса юношеских исследовательских работ имени И.В. Вернадского. Успешно выступили на XXXI Всероссийских юношеских Чтениях им. В.И. Вернадского в г. Москва (диплом призёра I степени).

Также в нашей школе ежегодно повышается количество обучающихся, которые принимают участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии, выходят на муниципальный уровень и становятся призёрами. По итогам 2023-2024 учебного года 16 призёров муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Повышается количество обучающихся, выбирающих предмет биология для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В период с 2022-2024 года в ВУЗы с направлением биология поступили 11 обучающихся, в медицинский колледж города Кирова 7 учеников нашей школы.

Публикации

по теме опыта

Куда Е.Е. Дидактические материалы по темам «Внутренняя среда организма», «Кровообращение» [Текст]/ Е.Е. Куда // Сборник дидактических материалов

для преподавания биологии в 8 и 9 классах: Сборник дидактических материалов для освоения обновленных стандартов при переходе с концентрической системы на линейную в 2024/2025 учебном году: Авторский коллектив — Киров: МКОУ ДПО ИМЦ, 2024.

Экспертное заключение Представленный опыт работы Куды Е.Е. по теме «Рабочий лист как средство развития самостоятельности обучающихся на уроках биологии» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Естественно-научные предметы

Приложения
Скачать файл
Рабочий лист как средство развития самостоятельности обучающихся на уроках биологии
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл