ФИО
Кабанова Надежда Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
27 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76 (8332)64-82-31 Е-mail: vhg@vhg.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Сборник творческих работ, преемственность, Деятельность, Развитие, сотрудничество
Одним из наиболее продуктивных видов взаимодействия педагога, родителей и детей является, на наш взгляд, создание сборника творческих работ, что способствует развитию речи обучающихся, а также их мышления и воображения.
Данный вид деятельности осуществлялся в 5 классе с учетом возрастных особенностей младших подростков, при всесторонней поддержке коллектива родителей и под контролем педагога.
В основу первого и второго сборников сочинений был положен принцип преемственности, на котором базировалась воспитательная и образовательная система Вятской гуманитарной гимназии. Так, вслед за сборником работ учащихся начальной школы «Чудики» и классной газетой «Чиж» родились сборники творческих работ различных жанров «Чудесное перышко» и «Чижики оперились», проиллюстрированные фотоснимками с классных мероприятий.
В 6 классе был подготовлен к печати еще один сборник сочинений («Хроники одного класса»), где гимназисты рассказывали читателю, какими они стали и чему научились за 1-ю половину учебного пути.
Знакомство с результатами детского творческого труда позволило нам сделать вывод, что самостоятельное создание текстов различных жанров на актуальные для подростков тем, мотивированное педагогом и поддержанное родителями, порождает интерес обучающихся к сочинительству и литературе в целом, развивает личные качества и филологические способности обучающихся, а кроме того, ведет к сплочению всего коллектива.
Краткий пересказ
• Развитие речи учащихся 5, 6 классов через создание сборников творческих работ.
• Создание сборников творческих работ является продуктивным видом сотрудничества между детьми, родителями и педагогами.
• Участие в данном виде деятельности помогает детям самовыразиться, а родителям — обеспечить печатную форму их сочинениям.
• Первый сборник творческих работ был реализован в Вятской гуманитарной гимназии и назывался «Чудики».
• В дальнейшем были созданы сборники творческих работ с опорой на принципы преемственности между начальной и основной школой.
• Сборники творческих работ помогают детям всесторонне развиваться и укрепляют коллектив детей и родителей.
Ф.И.О. | Кабанова Надежда Анатольевна |
Организация | КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76 (8332)64-82-31 |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 27 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Развитие речи учащихся 5, 6 классов через создание сборников творческих работ
|
Ключевые слова | Сборник творческих работ, деятельность, преемственность, сотрудничество, развитие |
Аннотация (не более 500 знаков) | Одним из наиболее продуктивных видов взаимодействия педагога, родителей и детей является, на наш взгляд, создание сборника творческих работ, что способствует развитию речи обучающихся, а также их мышления и воображения.
Данный вид деятельности осуществлялся в 5 классе с учетом возрастных особенностей младших подростков, при всесторонней поддержке коллектива родителей и под контролем педагога. В основу первого и второго сборников сочинений был положен принцип преемственности, на котором базировалась воспитательная и образовательная система Вятской гуманитарной гимназии. Так, вслед за сборником работ учащихся начальной школы «Чудики» и классной газетой «Чиж» родились сборники творческих работ различных жанров «Чудесное перышко» и «Чижики оперились», проиллюстрированные фотоснимками с классных мероприятий. В 6 классе был подготовлен к печати еще один сборник сочинений («Хроники одного класса»), где гимназисты рассказывали читателю, какими они стали и чему научились за 1-ю половину учебного пути. Знакомство с результатами детского творческого труда позволило нам сделать вывод, что самостоятельное создание текстов различных жанров на актуальные для подростков тем, мотивированное педагогом и поддержанное родителями, порождает интерес обучающихся к сочинительству и литературе в целом, развивает личные качества и филологические способности обучающихся, а кроме того, ведет к сплочению всего коллектива.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В настоящее время перед учительством и обществом в целом стоит проблема необходимости воспитания думающего, «говорящего» и грамотно пишущего подрастающего поколения, которое способно адекватно осознавать себя в мире, гуманно воспринимать окружающую действительность, устно и письменно грамотно высказываться на различные темы. Не менее важно педагогам и родителям сделать все возможное, чтобы ребенок находил в их лице поддержку всем своим благим начинаниям, в том числе и творчеству, искусству слова, и его афишированию. Одним из важных этапов решения данной проблемы является практика совместного создания сборников детских творческих работ. |
Актуальность | Поиски путей воспитательного воздействия на классный коллектив, который объективно состоит не только из учеников, но и из их родителей, и актуальность проблемы развития речевых возможностей школьников, их творческих способностей, воображения, фантазии и самостоятельности мышления привели нас к осознанию важности вовлечения детей и взрослых в объединяющую деятельность, в результатах которой была бы общая заинтересованность. Одним из наиболее продуктивных видов такого сотрудничества является, на наш взгляд, создание сборников творческих работ.
Совместная деятельность над составлением сборника творческих работ помогает детям выступить в роли творца свободной мысли и слова, а родителям обеспечить достойную печатную форму их сочинениям.
|
Новизна | Новизна данной темы, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в том, что в основе ее реализации лежит принцип преемственности работы по развитию речи в начальной и основной школе, то есть сборники, созданные детьми и родителями под руководством педагога в разные годы обучения, концептуально связаны. При чтении детских сочинений можно заметить творческий рост ребенка и увидеть его индивидуальные особенности. Кроме того, важно, что сборники творческих работ являются результатом деятельности всего классного коллектива: самих учащихся, их родителей и преподавателя. |
Описание инновационного опыта | Результатом моей методической работы по теме «Практика создания сборников творческих работ учащихся 5, 6 классов» стало создание 3-х таких сборников: «Чудесное перышко», «Чижики оперились», «Хроники одного класса».
Первый сборник («Чудесное перышко») стал одной из форм реализации принципа преемственности, на котором базировалась воспитательная и образовательная система в Вятской гуманитарной гимназии, а именно: под руководством учителя начальных классов был издан сборник творческих работ «Чудики» (в названии каждая буква слова представляла собой характеристику коллектива), дети принесли его, показали, и появилась идея продолжить такую традицию. На протяжении 3 лет создавались тексты различных жанров (сочинения по жизненным впечатлениям на темы: «Подробнее о своем увлечении», «Война в истории моей семьи», сочинение-описание внешности, сочинение-стилизация русских народных сказок, истории в стиле сказок Г.Х. Андерсена, сочинения в жанре дневника, детективные рассказы, буриме, афоризмы). Дети записывали свои истории, родители набирали их на компьютере, распределившись по темам сочинений. Была выработана концепция сборника творческих работ, которая отражалась в названии – «Чудесное перышко» (эпитет «чудесное» как однокоренное слово к имени существительному «чудики», слово «перышко» – символическое обозначение «орудия труда» юных писателей, да не простое перо, а «чудесное», способное создавать удивительные, порой даже сказочные истории обо всем на свете, открывающие чаяния ребенка, его душу, разные стороны жизни, мир фантазии маленького человека); в эпиграфе: Не правда ли, чудесно то, Что создало твое перо? Был ЧУДИКОМ – а ЧУДОДЕЕМ стал: Второй уж том насочинял. Что такое чудо? Об этом детям было предложено поразмышлять, создать свои афоризмы. Стоит добавить, что сборник был проиллюстрирован фотоснимками с разных мероприятий, проходивших в классе. Для печати отредактированные сочинения родители отнесли в типографию, заказали сборник творческих работ для каждого ребенка и педагога. Книгу вручили на родительском собрании в конце учебного года каждой семье. Так мы подвели итог трехлетней совместной работы всего классного коллектива. Со следующим классом нами в дальнейшем также были созданы сборники творческих работ, и вновь с опорой на принципы преемственности между начальной и основной школой. В начальной школе в коллективе, благодаря совместным усилиям учителя, родителей и гимназистов, издавалась газета «Чиж», название которой расшифровывалось как «Чрезвычайно Интересная Жизнь». Заметки писали в основном дети, редактировал педагог, верстали и издавали родители. После перехода в 5 класс решено было сменить формат публикаций творческих работ, в результате чего в конце учебного года нами был издан сборник творческих работ «Чижики оперились!». «Чижики» – это дети-авторы, пока еще не маститые писатели, но и уже обладающие определенным опытом создания текстов для гимназических СМИ. Они получили первые навыки такого рода деятельности – образно говоря, «оперились» (слово «перо» ассоциируется в нашем сознании с образом творца, писателя, поэта). Идейный замысел сборника во вступительной статье объясняет педагог (и параллельно мама гимназиста класса): «Мы дождались того момента, когда наши «чижики» оперились, почти что встали на крыло и из смешных и трогательных «птенчиков» превратились в молоденьких, стремительных «пернатых»… Владейте Словом, уверенно держите перо в руках! И пусть ваше творчество будет созидающим!» Теме преемственности, наставничества посвящен эпиграф сборника. Сборник «Чижики оперились!» – это собрание творческих работ заданных жанров (сочинение по жизненным впечатлениям, эссе, хокку, мини-сочинение, сочинение-описание картины, рассказ по пословице, творческое задание к подробному изложению) и на определенные темы: «Лето – это маленькая жизнь», «Хотели бы вы получить волшебное конопляное зернышко?», «Милое, милое Рябово…», «Мои любимые игры в детстве». Авторам книги хотелось всесторонне представить не только свое творчество, но и немного рассказать о себе: ребята заполнили анкеты, предложенные им педагогом и родителями, опубликовали ответы и подобрали для сборника свои самые лучшие фотопортреты. Тексты также были набраны родителями и отданы ими вместе с фотоиллюстрациями в типографию. В 6 классе мы решили подготовить к печати еще один сборник творческих работ, раскрывающий темы времени и взросления. Дети становятся старше, умнее, интереснее, проводя значительную часть своей жизни в стенах родной гимназии. Чем заняты будни ученика? Какие яркие события остаются в его памяти на всю жизнь? Ответы на эти вопросы дает сборник творческих работ под названием «Хроники одного класса». Структура книги такова: вступительная статья педагога – размышления о времени, родительской любви, о развитии личности и движении вперед; сочинения по жизненным впечатлениям на темы школьной жизни («Я шестиклассник» – рассказ детей о себе, «Мой сосед по парте» – рассказ об однокласснике, «Моя переменка», «Мой самый обычный/необычный школьный день», «Наши традиции: День рождения гимназии»). Сборник «Хроники одного класса» – своеобразный экватор, итог половины школьного пути. Книга показывает нам то, каким гимназист стал и чему научился за первые 6 лет учебы. Итак, практика создания сборников сочинений учащихся и знакомство с результатами их словотворчества подтверждает мысль В.Г. Маранцмана о том, что «письменные работы по литературе… призваны не только контролировать, но и стимулировать литературное развитие учеников. Для осуществления этих целей педагог должен в письменных работах предлагать задачи, интересные для учеников, соответствующие их индивидуальным возможностям и в то же время представляющие определенную трудность, которую надо преодолеть». [222] Анализ и афиширование проделанной нами работы по созданию сборника сочинений учащихся продемонстрировали, что данный вид деятельности очень важен для всестороннего развития личности и необходим как один из элементов сплочения коллектива.
|
Продукт опыта / проекта | Сборники творческих работ учащихся: «Чудесное перышко», «Чижики оперились», «Хроники одного класса» |
Затруднения в реализации, риски | Трудоемкость, дефицит временного ресурса, финансовая затратность |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Создание сборников творческих работ в 5, 6 классах привело к следующим положительным результатам:
1. Развитие речи учащихся и их лингвистических и литературных способностей. 2. Развитие фантазии, воображения, мышления младших подростков. 3. Формирование у детей интереса к литературному творчеству и литературе в целом. 4. Формирование умения работать в команде. 5. Сплочение коллектива, в том числе родителей и педагога. 6. Переживание радости от результатов личного и совместного труда. 7. Печатная публикация детских творческих работ.
|
Публикации
по теме опыта |
Кабанова, Н. А. Практика создания сборников творческих работ учащихся 5, 6 классов [Текст] / Н. А. Кабанова // Воспитательные ресурсы как средство достижения образовательных результатов по русскому языку и литературе: сборник лучших практик. – Киров: ИРО Кировской области, 2023. – С.4-5.
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна, доцент кафедры предметных областей |
Рубрика (выбрать одну) | Обучение. Русский язык и литература |