ФИО

Аввакумова Светлана Валентиновна

ДОЛЖНОСТЬ

Педагог-психолог

СТАЖ РАБОТЫ

26 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Афанасьево" КОГОБУ СШ с УИОП пгт Афанасьево 613060 Кировская область, пгт. Афанасьево, ул.Красных Партизан, д.17 8(83331)2-18-07 Email:Afanasevo-school2008@yandex.ru

Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников позволяет осуществить мягкий переход ребенка от игровой к учебной деятельности. Мы предлагаем проводить комплекс адаптационных игр для первоклассников:1) «Кто такой школьник?», 2) «Школьные правила», 3)«Я и школа», 4)«Наш класс», 5)«Первоклассное путешествие». Игры проводятся с учениками первых классов в их классных комнатах, в течение Ⅰ четверти. Игры может провести не только педагог-психолог, но и учитель начальных классов. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда в школе нет педагога-психолога. Игры будут особенно полезны для детей, которые испытывают волнение, дискомфорт, тревожность в новых для себя условиях.

YandexGPTКраткий пересказ

• Адаптация первоклассников к школе — сложный период для ребенка.
• Благополучность адаптации влияет на успешность обучения и здоровье ребенка.
• Игры могут помочь сделать процесс адаптации менее болезненным и интенсивным.
• В школе возникла проблема подбора игр для адаптации первоклассников в большом классе.
• Цель опыта — создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.
• Задачи: оказание психолого-педагогической поддержки, помощь в осознании и принятии правил школьной жизни, знакомство первоклассников друг с другом, создание предпосылок для групповой сплоченности, обеспечение комфортности пребывания в школе, снижение школьной тревожности.
• Преимущества игры перед другими методами: включение учащихся в игру целиком, развитие и саморазвитие учащихся, формирование саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки, развитие социальных навыков и умений, обсуждение, расширение возможностей личности учащегося в самопознании и самооценке.
• Методика включения игр в психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к обучению: комплекс из пяти игр, структура занятий, методы, материалы и оборудование.
• Игры созданы для небольших классов, но модифицированы для использования в многочисленных детских группах.
• Оценка результативности опыта: диагностика школьной тревожности и психологической комфортности в школе до и после занятий с учащимися, сравнительный анализ показывает снижение тревожности и повышение комфортности.
• Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников к обучению способствует повышению адаптационных возможностей учащихся.

Ф.И.О. Аввакумова Светлана Валентиновна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Афанасьево»

КОГОБУ СШ с УИОП пгт Афанасьево

613060 Кировская область, пгт. Афанасьево, ул.Красных Партизан, д.17

8(83331)2-18-07

Email:Afanasevo-school2008@yandex.ru

Должность Педагог-психолог
Стаж работы 26 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников к обучению
Ключевые слова Адаптация, игры
Аннотация (не больше 500 знаков) Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников позволяет осуществить мягкий переход ребенка от игровой к учебной деятельности. Мы предлагаем проводить комплекс адаптационных игр для первоклассников:1) «Кто такой школьник?», 2) «Школьные правила», 3)«Я и школа», 4)«Наш класс», 5)«Первоклассное путешествие». Игры проводятся с учениками первых классов в их классных комнатах, в течение Ⅰ четверти. Игры может провести не только педагог-психолог, но и учитель начальных классов. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда в школе нет педагога-психолога. Игры будут особенно полезны для детей, которые испытывают волнение, дискомфорт, тревожность в новых для себя условиях.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Первый год обучения в школе – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Меняется привычный уклад жизни первоклассников, они адаптируются к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению. В связи с этим возникла необходимость построить психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников с использованием игр. В нашей школе в последние десять лет формируются первые классы из 30 и более учащихся, поэтому возникла проблема подбора игр, направленных на адаптацию первоклассников в большом классном коллективе.
Актуальность В соответствии c ФГОС НОО психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся к обучению с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития и особенности адаптации к социальной среде. Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика, помогать преодолевать адаптационные трудности. Такие условия можно создать с помощью использования игр в психолого-педагогическом сопровождении первоклассников в период адаптации к обучению. Игра даёт возможность учащимся включиться в неё комплексно: интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, жизненным опытом и творческими ресурсами. Следовательно, игра способствует развитию и саморазвитию учащихся.
Новизна В психолого-педагогической литературе можно найти игры, созданные для небольших групп детей. Новизна нашего подхода состоит в том, что произведена модификация игр, которая заключается в изменении процедуры проведения, для того, чтобы организовать игры в многочисленных детских группах; в облегчении процедуры обсуждения и рефлексии, корректировке содержания упражнений в зависимости от динамики группы, динамики эмоционального напряжения и динамики внимания участников.
Описание инновационного опыта Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

1)Оказание психолого-педагогической поддержки первоклассников в период их адаптации к школе.

2)Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

3)Знакомство первоклассников друг с другом.

4)Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

5)Создание условий обеспечения комфортности пребывания в школе, для снижения школьной тревожности.

Методы:

— направленное обсуждение;

— активизация знаний;

— психологические игры и упражнения;

— тематическое рисование.

Наш опыт создавался в течение 3-х лет и имеет положительные результаты.

Подробное описание опыта – в приложении 7

Продукт опыта / проекта Создание адаптационных игр, которые предполагают работу одновременно со всем классом. Сценарий игры «Наш класс» — в приложении 8
Затруднения в реализации, риски Трудности с установлением порядка, обеспечивающего принятие и соблюдение участниками правил игры. Необходимость создания соревновательной мотивации.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников к обучению способствует снижению у них школьной тревожности и повышению уровня психологической комфортности в школе. Тем самым, повышает адаптационные возможности первоклассников.

 

Публикации

по теме опыта

. Статья из журнала:

Аввакумова Светлана Адаптационное занятие «Наш класс» для первоклашек. Готовый сценарий //Справочник педагога-психолога. Школа — 2022. — № 9. — С. 50-52.

Экспертное заключение Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Филёва Наталья Николаевна, заведующий центром воспитания и психологии КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Начальное общее образование

Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников к обучению
Скачать файл
Приложение
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл