ФИО
Чеглакова Татьяна Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель обществознания
СТАЖ РАБОТЫ
29 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
общеобразовательная школа с. Всехсвятское Белохолуницкого района Кировской области. 613211 Кировская область, Белохолуницкий район, с. Всехсвятское ул. Школьная 21 Тел. (83364) 6-82-40 vsehsv@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
гражданская идентичность, Государственные символы РФ, Патриотизм
Использование системы активных форм изучения государственных символов Российской Федерации является эффективным условием формирования гражданской идентичности каждого школьника. Государственные символы выступают символами сопричастности и народного единства. Изучение государственных символов способствует самоопределению личности. Осмысление старшеклассниками политической и нравственной сути символов Российского государства расширяет и углубляет представления о гражданских обязанностях. Кроме того, активные формы работы помогают развить творческое и критическое мышление, а также коммуникативные навыки.
Краткий пересказ
• Изучение государственных символов России является частью воспитания обучающихся.
• Формирование понимания сущности и значения государственных символов происходит в процессе проведения гражданских ритуалов.
• В начальной школе учащиеся получают первоначальные знания о государственной символике.
• В основной и средней школе углубляются знания о государственной символике и истории ее развития.
• Учебный год начинается с «Урока России», где обсуждаются государственные символы.
• Проводится множество мероприятий, связанных с государственными символами, включая классные часы, конкурсы и викторины.
• Школьники участвуют в краеведческой деятельности и конкурсах для углубления знаний о государственных символах.
• Участие в ежегодных викторинах помогает учащимся понять роль государственных символов в жизни общества.
• Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами, включается в проведение торжественных мероприятий.
• Государственная символика постоянно окружает детей в повседневной жизни, поэтому важно знать ее историческую и современную символику.
Ф.И.О. | Чеглакова Татьяна Анатольевна |
Учреждение | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Всехсвятское Белохолуницкого района Кировской области.
613211 Кировская область, Белохолуницкий район, с. Всехсвятское ул. Школьная 21 Тел. (83364) 6-82-40 vsehsv@yandex.ru |
Должность | Учитель обществознания |
Стаж работы | 29 лет |
1.Тема инновационного педагогического опыта | Изучение государственных символов Российской Федерации во внеурочной деятельности
|
2. Источник изменений | 1. Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»:
— в качестве основных обучающих методов при изучении государственной символики используются с учётом возрастных особенностей обучающихся объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа), частично-поисковые, игровые технологии, проектные, мультимедийные технологии, активные методы и формы работы с обучающимися (проектная, волонтёрская деятельность, конкурсные испытания интеллектуального и творческого характера, дискуссионные клубы и др.) 2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: — одним из основных направлений является совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. 3. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»: — целями государственной политики в области исторического просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира путем патриотического воспитания, сохранения традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. |
3. Идея изменений | Использование системы активных форм изучения государственных символов Российской Федерации является эффективным условием формирования гражданской идентичности каждого школьника.
Государственные символы выступают символами сопричастности и народного единства. Изучение государственных символов способствует самоопределению личности. Осмысление старшеклассниками политической и нравственной сути символов Российского государства расширяет и углубляет представления о гражданских обязанностях. Кроме того, активные формы работы помогают развить творческое и критическое мышление, а также коммуникативные навыки. |
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Формирование российской гражданской идентичности школьников – планируемый результат реализации вводимых в современной системе российского образования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Актуальность изучения государственных символов связана с рядом факторов: — Через накопление знаний о государственной символике происходит понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству. — Знание государственных символов помогает воспитывать гражданина, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества, ценностей культуры и нравственности. — Изучение причин и условий возникновения государственной символики, её эволюции помогает всесторонне представить ход исторического процесса, приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох. |
Новизна | Использование активных форм внеурочной деятельности, направленной на патриотическое воспитание школьников более эффективно в современной политической ситуации |
Ожидания | Государственные символы при их уместном использовании будут восприниматься школьниками как ценность, которая имеет личностное значение для восприятия собственной принадлежности к государству и обществу. |
Затруднения в реализации, риски | Низкий интерес у школьников к истории происхождения государственных символов |
5. Условия реализации изменений | Хорошее знание учителем детей, их интересов, окружения и т.д.
Широкий кругозор, эрудиция учителя
|
6. Результат изменений | Увеличение числа школьников с высоким уровнем патриотических качеств. Для определения уровня сформированности у обучающихся российской идентичности и компонентов патриотизма применяются различные методы диагностики: беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование |
7. Публикации
|
Изучение государственных символов РФ на уроках обществознания и во внеурочной деятельности, свидетельство № ПР-03028 от 04.06.2024, публикация размещена по адресу:https://edu-ikt.ru/publikatsii/srednyaya-shkola.html?id=32325 |
8. Описание инновационного опыта учителя
|
Эффективным условием формирования гражданской идентичности каждого школьника является использование активных форм внеурочной деятельности.
Изученные на уроках элементы символики становятся объектом бесед на классных часах, «Уроках России», на которых обязательно включаются факты и эпизоды, характеризующие отношение наших граждан, воинов, спортсменов к Флагу, Гербу и Гимну нашей страны. При проведении конкурсов и викторин, тематически связанных с Государственными символами России, включаются проблемные вопросы по теме, самостоятельные, в том числе семейные, творческие задания (Приложение). В игровой деятельности младших школьников успешно используются фото-фесты и мемо-игры «Найди герб РФ», «Я и флаг РФ». Пониманию роли государственных символов России, их исторической преемственности способствует участие школьников в исследовательской, краеведческой деятельности, в конкурсах и акциях различных уровней. Государственная символика РФ обязательно используется при оформлении школьного пространства, при проведении торжественных мероприятий, спортивных соревнований. |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Еремина Т.Ю ИРО Кировской области |
Составляющие образования | Обучение. Воспитание |
Ключевые слова | Государственные символы РФ, патриотизм, гражданская идентичность |