ФИО
Ширяева Галина Степановна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
44 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г. Уржума» 613530, Кировская область город Уржум, ул. Гоголя, 57, тел. (83363) 2-19-67
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Сформировать у обучающихся начальной школы полноценный навык чтения, т.е. научить правильному, осознанному, беглому и выразительному чтению – одна из основных и, несомненно, актуальных задач начального образования. Для того, чтобы навык чтения был сформирован полноценно, необходима целенаправленная и систематическая работа по его совершенствованию от класса к классу. Полноценный навык чтения представляет собой основную базу для последующего обучения остальным учебным предметам и является источником получения информации. Представленный опыт нацелен на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Краткий пересказ
• ФГОС НОО уделяет значительное внимание предмету «литературное чтение».
• Цель изучения — становление грамотного читателя для образования и саморазвития.
• Технология словесного чтения разработана Е.М. Плюсниной для формирования читательской грамотности.
• Технология включает 4 этапа: первоначальное чтение, словесное чтение, фразовое чтение, текстовое чтение.
• Используются различные приёмы работы с карточками для формирования навыка словесного чтения.
• Цель упражнений с карточками — формирование умения читать слова грамотно, развитие оперативной памяти и расширение поля зрения.
• Регулярное использование приёмов на уроках чтения и во 2 классе помогает улучшить технику чтения и понимание текста.
• Система работы по формированию навыка словесного чтения дает положительный результат, включая повышение техники чтения и сокращение ошибок.
Ф.И.О. | Ширяева Галина Степановна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г. Уржума»
613530, Кировская область город Уржум, ул. Гоголя, 57, тел. (83363) 2-19-67 |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 44 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Словесное чтение, как способ формирования читательской грамотности обучающихся. |
Ключевые слова | Чтение. Слово. Смысловое чтение. ФГОС НОО |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Сформировать у обучающихся начальной школы полноценный навык чтения, т.е. научить правильному, осознанному, беглому и выразительному чтению – одна из основных и, несомненно, актуальных задач начального образования. Для того, чтобы навык чтения был сформирован полноценно, необходима целенаправленная и систематическая работа по его совершенствованию от класса к классу. Полноценный навык чтения представляет собой основную базу для последующего обучения остальным учебным предметам и является источником получения информации.
Представленный опыт нацелен на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Чтение — это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:
1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста 2) техническую (подчиненную смысловой) — скорость (темп), правильность и выразительность чтения. Прежде чем сформирован навык «декодирования» слов, невозможно требовать от ребенка осмысленного чтения: все его интеллектуальные силы уходят на опознавание букв, слогов и слов, на смысл не остается ни времени, ни сил. Даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и понимать их суть. Чтобы избавиться от данной проблемы необходимо читать больше слов и понимать их лексическое значение. |
Актуальность | Школьная практика показывает, что при чтении текстов дети допускают большое количество ошибок зрительного восприятия (замена окончаний в слове, перестановка букв, пропуски единиц чтения, искажение слов, орфоэпическое чтение) и смысловые ошибки (неправильная постановка ударения в слове, замена частей слова, повторы одного и того же слова). Чтение с подобными ошибками приводит к затруднению восприятия текста. Данные ошибки порождаются рядом причин: несовершенством зрительного восприятия графических образов слова, несформированностью навык звукового анализа слова, незнанием лексического значения слова. Приёмы и упражнения, описанные в работе, направлены на развитие внимания к зрительному образу слова, понимание лексического значения слова вне текста. В результате использования данных приёмов и упражнений сократится количество ошибок при чтении текста. |
Новизна | Создание дидактического материала («карточек-горок», карточек- столбиков», «карточек-ёлочек») для обучения грамоте, подготовке обучающихся к пониманию текса |
Описание инновационного опыта | Для реализации темы «Словесное чтение, как способ формирования читательской грамотности» обучающихся», учителем разработана серия «карточек-горок» и «карточек–столбиков», которые используются на уроках обучения грамоте, литературного чтения и русского языка в 1 классе.
Работа с карточками позволяет более продуктивно решить задачи второго этапа обучения чтению — словесное чтение: чтения слов, включающих открытый и закрытый слог, слов со стечением 2-3-х согласных, слов с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Использовать карточки можно на любом этапе урока. В своей практике «карточки-горки» я используются ежедневно в качестве читательской «пятиминутки» на уроках обучения грамоте. «Карточки-столбики» используются на уроках литературного чтения на этапе предтексовой подготовки. При работе с одной и той же карточкой могут быть предложены самые разнообразные упражнения: «покатаемся по строчкам», «чтение цепочкой», «чтение разорваной строки», «чтение по диагонали». В первом полугодии карточки используется только при хоровом чтении под руководством учителя. Упражнения «незнайки» и «объяснялки» направлены на знакомство с лексическим значением слова и являются следствием работы с упражнениями, описанными выше. Их целью является обогащение словарного запаса обучающихся. Для закрепления знаний лексических значений слов в практике используются творческие задания: ребусы, кроссворды, загадки. Кроме того, в первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки: не читающие, читающие по слогам, поэтому данные карточки использую для индивидуальной работы во внеурочное время и домашней работы. Во втором полугодии, когда обучающие усвоят приёмы работ с карточкой, предлагаются упражнения для самостоятельной, как индивидуальной, так и групповой (2-3 человека) работы под руководством учителя. Чаще всего в этот период с «карточками-горками» и с «карточками-столбиками» работают дети, у которых сформирован навык правильного слогового чтения. Во втором полугодии «карточки-горки» и «карточки-столбики» могут использоваться на уроках русского языка. Например, «карточку-горку» №5 можно использовать в 1 классе при изучении разных тем: «ча-ща пиши с буквой а», «деление слов на слоги», «ударение», «звуки и буквы», «слова, обозначающие предмет» и т.д. Выбор упражнений зависит от темы и целей урока (приложение №1). Систематическая работа с карточками данных видов даёт положительный результат. Она способствует формированию следующих умений: держать строку, видеть слово целиком, помнить прочитанное, понимать прочитанное. Данные умения, сформированные у первоклассника, переносятся на процесс фразового и текстового чтения и способствуют формирования читательской грамотности, а также способствуют развитию внимания. |
Продукт опыта / проекта | Дидактический материал для уроков литературного чтения и русского языка в 1 классе |
Затруднения в реализации, риски | Сложность и трудоемкость составления «карточек-горок» и «карточек-столбиков» в соответствии с темой урока. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Анализ выполнения ВПР в 2023 — 24 учебном году показал следующие результаты: 100% обученность. Качество обучения составило 88%. Непосредственную связь с проблемой «Словесное чтение, как способ формирования читательской грамотности обучающихся» имеют задания 2-ой части работы по русскому языку. Анализ результатов работы данных упражнений показал сформированность следующих предметных умений:
— постановка ударения в словах (орфоэпическая норма) – справились 100%; -умение составлять план прочитанного текса- 90%; — умение строить высказывания заданной структуры- 92%; -умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта учащихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме орфографические и пунктуационные норы-88%. Ежегодно в 4- классах проходят муниципальные олимпиады по русскому языку и математике. Участниками олимпиады являются все учащиеся. По результатам анализа олимпиады по русскому языку из 25 учащихся победителей – 3человека, призёров -15 человек. По математике стали победителями 6 человек, призёрами – 8 человек. Данные показатели говорят о сформированности умения читать и понимать прочитанное. Формирование навыков осознанного чтения является одним из способов достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников. Уже к концу первого года обучения обучающие проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении целей. Понимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений, принимают инструкцию учителя и чётко следуют ей. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Владеют умениями сравнивать, анализировать, обобщать и классифицировать, получать информацию из разных источников, в том числе графических (таблицы, диаграммы). |
Публикации
по теме опыта |
Публикация в сети интернет:
Ширяева Г.С. Система работы по развитию навыков словесного чтения//Образовательная социальная сеть nsportal.ru: сайт – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/01/10/sistema-raboty-po-razvitiyu-navykov-slovesnogo-chteniya Ширяева Г.С. Словесное чтение, как способ формирования читательской грамотности обучающихся//Международный педагогический портал Солнечный свет: сайт — URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/slovesnoe-chtenie-kak-sposob-formirovani.4147849593/ |
Экспертное заключение | Формирование навыков осознанного чтения является одним из способов достижения личностных, предметных и метапредметных результатов у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.
Учителем разработан дидактический материал, в результате работы с которым у обучающихся повышается скорость чтения, развивается внимание и память, обогащается словарный запас. Данный опыт работы может быть использован учителями начальных классов для формирования читательской грамотности обучающихся. |
Ф.И.О. эксперта | Бусыгина Ольга Геннадьевна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальное общее образование |