ФИО
Корепанова Эльвира Вячеславовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии, химии
СТАЖ РАБОТЫ
20 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Фаленки» Почтовый адрес учреждения: 612500 Кировская область, Фаленский район, пгт. Фаленки, ул. Воробьева, д.13 Контактный телефон: (83332)-2-25-61,2-10-61 E-mail:school@falenki.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
тематические экологические экскурсии, Школьная экологическая тропа
В последнее время происходит сокращение часов по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и биологии. Одним из средств, направленном на расширение и углубление теоретических знаний, полученных на уроках, а также на отработку практических умений, является школьная экологическая тропа. Замена традиционных уроков на экскурсии способствует приобретению детьми опыта непосредственного общения с природой, углублению и расширению знаний, формированию экологической культуры. А также школьная экологическая тропа решает проблему проведения экскурсий во внеурочное время, становится площадкой для проведения школьных конкурсов.
Краткий пересказ
• Цель разработки — методическая поддержка организации экскурсий на школьной экологической тропе.
• Экологическая тропа — средство формирования экологической культуры и экологического образования.
• Задачи экологической тропы: расширение знаний, развитие наблюдательности, воспитание экологической культуры.
• Этапы реализации: организационный, оформление и благоустройство тропы, начало работы тропы.
• Экологическая тропа состоит из 5 станций: «Животные леса», «Птицы вокруг нас», «Деревья», «Лишайники», «Насекомые».
• Методика проведения экскурсии основана на показе объектов, рассказе экскурсовода и наблюдении объектов.
• Особенности проведения экскурсий для школьников: от простого к сложному, от неизвестного к известному, от частного к общему.
• Новизна методической разработки: использование межпредметных связей, проведение экскурсий для разных возрастных групп, формирование активной гражданской позиции у детей.
Ф.И.О. | Корепанова Эльвира Вячеславовна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Фаленки»
Почтовый адрес учреждения: 612500 Кировская область, Фаленский район, пгт. Фаленки, ул. Воробьева, д.13 Контактный телефон: (83332)-2-25-61,2-10-61 E-mail:school@falenki.ru |
Должность | Учитель биологии, химии |
Стаж работы | 20 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Из опыта работы по организации образовательного процесса на школьной экологической тропе
|
Ключевые слова | Школьная экологическая тропа, тематические экологические экскурсии |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В последнее время происходит сокращение часов по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и биологии. Одним из средств, направленном на расширение и углубление теоретических знаний, полученных на уроках, а также на отработку практических умений, является школьная экологическая тропа. Замена традиционных уроков на экскурсии способствует приобретению детьми опыта непосредственного общения с природой, углублению и расширению знаний, формированию экологической культуры. А также школьная экологическая тропа решает проблему проведения экскурсий во внеурочное время, становится площадкой для проведения школьных конкурсов. |
Актуальность | Экологическая тропа одно из средств формирования экологической культуры, которая позволяет привлечь к активной природоохранной деятельности большое количество людей, способствует экологическому просвещению населения, минимизирует антропогенное воздействие на территорию.
Через экологическую культуру формируются нормы и способы взаимодействия общества с окружающей природной средой через непрерывное экологическое образование и просвещение, что способствует здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. |
Новизна | Выбор темы проекта определило то, что опыт по организации образовательного процесса на школьной экологической тропе описан недостаточно.
На каждой станции располагается несколько экскурсионных объектов, поэтому каждая станция может быть использована как самостоятельная единица для проведения экскурсии. На станциях учащиеся не только получают теоретические знания, но и отрабатывают практические навыки по биоиндикации, по работе с таксационным оборудованием. |
Описание инновационного опыта | Разработка тематических экологических экскурсий связана с содержанием школьных учебных программ.
Подготовка экологических экскурсий состоит из тех же этапов, которые были сформулированы основоположником экскурсоведения Целями экологических экскурсий являются: расширение естественно-научных знаний; формирование эстетического вкуса; воспитание чувства любви к родному краю; воспитание бережного отношения к экологии природных территорий, включенных в экскурсионный маршрут; воспитание чувства любви и бережного отношения к природе, традициям местного населения; организация отдыха на природе. Задачами экологических экскурсий являются: 1) знакомство с объектами природы: растениями (ботанические экскурсии), животными (зоологические экскурсии) – наиболее типичными, реликтовыми и экзотическими; 2) знакомство с возможностями использования растений в различных отраслях хозяйства (ботанические экскурсии); 3) знакомство с богатствами и строением недр Земли, наличием, добычей и использованием полезных ископаемых (геологические экскурсии); 4) изучение на конкретных объектах природных закономерностей; 5) изучение взаимодействия человека и природы, ее компонентов. Особенности методики проведения экологических экскурсий Уроки в природе дают возможность экскурсоводу за время экскурсии перенести в сознание экскурсантов большой объем знаний. Экскурсантам она помогает увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему, так как основана на показе экскурсионных объектов в их естественной среде. Методика проведения экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов, особенно зрения. Из методических приемов рассказа в экологических экскурсиях чаще всего прибегают к описанию, характеристике, объяснению, цитированию, а также репортажу и комментированию, благодаря которым можно установить причинные связи между объектами. Прием характеристики представляет собой демонстрацию свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При использовании приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта. Прием объяснения — форма изложения материала, когда в рассказе раскрываются сущность и причины природных объектов, процессов и явлений, их вызвавшие. Прием репортажа в первую очередь применяется к зоологическим, орнитологическим, ботаническим экскурсиям, экскурсиям. При возможности наблюдения за ними (период брачных игр, весенних или осенних миграций птиц, период воспитания птенцов, смена растительных сообществ по ходу движения и т. п.) уместно использовать прием репортажа. Важным методическим приемом рассказа в экологических экскурсиях является прием цитирования. Цитирование как методический прием рассказа обозначает введение в рассказ экскурсовода выдержек из художественных произведений, включение в экскурсию точных отрывков из различных научных источников, которые подтверждают или опровергают какие — либо особенности жизни и развития природных объектов. Среди названных особых методических приемов, ведущим на любой экологической экскурсии, является наблюдение объектов и природных явлений, при этом используются: сравнения, выявления признаков (растения на открытых пространствах и в тени), классификации (экологические группы растений, животных), различные формы фиксации (схем, фотографирование). Прием заданий необходим для того, чтобы заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение. Опыт представлен в виде мастер – класса на РМО учителей химии, биологии, географии Фаленского района, на областном этапе конкурса «Учитель года Кировской области» (Приказ № 501 от 20.04.2023). Стал лауреатом областного конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками (Приказ № 9 от 27.01.2024). Победителем XXVIII областного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») в номинации «Школьные лесничества – программно-методическое сопровождение деятельности» (Приказ № 24/3 от 07.02.2024). |
Продукт опыта / проекта | Методические материалы по организации образовательного процесса на школьной экологической тропе: рекомендации для педагогов (Приложение №1)
разработки урока (Приложение №2), экскурсий, используемых в урочное и внеурочное время ( Приложения №3, №4 ) |
Затруднения в реализации, риски | Подготовка экскурсионных материалов и уход за школьной экологической тропой требует дополнительных временных затрат. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Учащиеся проявляют больший интерес к занятиям вне учебного кабинета. Непринужденная обстановка позволяет расширить и углубить знания детей по биологии и экологии.
Экскурсии во внеурочное время и конкурсные программы, с удовольствием, проводят ребята старшего возраста, члены школьного лесничества, тем самым повышая свой образовательный уровень. На протяжении 4 лет школьное лесничество входит в тройку лучших в Кировской области. В прошлом учебном году команда стала победителем слета школьных лесничеств в республике Коми, а также завоевала 2 место на Всероссийском слете в г. Москва. Результаты ОГЭ по биологии на протяжении трёх лет выше областного показателя. В 2024 году учащиеся 6 класса стали победителем и призером областного конкурса по сельскохозяйственным профессиям в номинации «Цветоводство», получили диплом 3 степени в межрегиональном турслете школьных лесничеств в республике Коми. Учащиеся многократные победители и призёры областных и всероссийских конкурсов проектных и исследовательских работ. Разработаны экскурсии для учащихся разного возраста, для взрослого населения, игры, уроки. Опыт был представлен на региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях. |
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта |
Статья из сборника:
Корепанова Э. В. Создание школьной экологической тропы «Природа родного края» [Текст] / Э. В. Корепанова // Формирование экологической культуры обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: 51-я областная научно-практическая конференция учителей географии, биологии и химии. ISBN 978-5-6050576-4-2
|
Экспертное заключение | Представленный опыт работы Корепановой Э.В. по теме «Из опыта работы по организации образовательного процесса на школьной экологической тропе» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.
|
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных
областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Составляющие образования | Обучение. Дополнительное образование. Воспитание. |