ФИО

Светлакова Валентина Павловна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель математики

СТАЖ РАБОТЫ

45 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы п. Бор Афанасьевского муниципального округа Кировской области 612746 Кировская область Афанасьевский муниципальный округ п. Бор улица Школьная дом 8, контактный телефон 8(83331)2-57-53, E-mail. borschkola58@yandex.ru

В данной разработке предлагаются методические рекомендации, банк практико-ориентированных задач, творческие разработки (Лайфхаки) по развитию функциональной грамотности на уроках математики в основной школе

YandexGPTКраткий пересказ

В данной статье мы рассмотрим новую методику обучения математике в средней школе, направленную на повышение функциональной грамотности учащихся.

Этот подход включает в себя методические рекомендации, набор практико-ориентированных задач и творческие идеи (лайфхаки) для развития функциональной грамотности.

Основная проблема этого подхода заключается в том, чтобы совместить практико-ориентированное обучение с интересными и увлекательными задачами для учащихся.

В ОГЭ по математике стало больше заданий, которые проверяют не только знания, но и умение применять их на практике.

На уроках математики необходимо уделять больше внимания практико-ориентированным задачам.

Актуальность этого подхода обусловлена изменениями в социальном заказе общества к школе и необходимостью формировать личность, способную самостоятельно ставить цели и достигать результатов.

Новизна подхода заключается в создании набора методических и дидактических материалов, которые помогают развивать функциональную грамотность через практико-ориентированные задачи.

Ф.И.О. Светлакова Валентина Павловна
Организация Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы п. Бор Афанасьевского муниципального округа Кировской области

612746 Кировская область Афанасьевский муниципальный округ п. Бор улица Школьная дом 8, контактный телефон 8(83331)2-57-53,

E-mail. borschkola58@yandex.ru

Должность Учитель математики
Стаж работы 45
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности в основной школе»
Ключевые слова Практико-ориентированные задачи, Математика, ФГОС, Функциональная грамотность, Лайфхак.
Аннотация (не более 500 знаков) В данной разработке предлагаются методические рекомендации, банк практико-ориентированных задач, творческие разработки (Лайфхаки) по развитию функциональной грамотности на уроках математики в основной школе.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема состоит в разрешении противоречия между необходимостью применения практико-ориентированного обучения для успешного изучения математики в основной школе и отсутствие системы практико-ориентированных заданий интересных и увлекательных для учащихся, которые бы способствовали повышению мотивации.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) в 9–м классе продолжает совершенствоваться. В ОГЭ по математике стало больше практических заданий, в которых проверятся не только формальные знания, но и общематематическая компетентность выпускника, в том числе функциональная грамотность.

В учебниках математики много однотипных задач, решаемых по шаблону, предназначенных для отработки конкретной темы, а вот практических задач практически нет. Поэтому на уроках следует большее внимание уделять практико-ориентированным задачам, что заставило разработать банк практико-ориентированных заданий.

Актуальность Сегодня изменился социальный заказ общества по отношению к школе. Обществу нужна личность, способная самостоятельно определять цели своей деятельности, планировать её, подбирать социально приемлемые способы её осуществления, умеющая работать на результат
Новизна  Новизна опыта заключается в совершенствовании процесса обучения математике:

— создание банка методических и дидактических материалов с целью формирования функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи.

Описание инновационного опыта «Практико-ориентированные задачи в формировании функциональной грамотности в основной школе» (из опыта работы).

Решение задач осуществляется на курсе внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ». Решаются практико-ориентированные задания из ОГЭ по темам: Шины, План местности, Листы бумаги, Тарифы, Печь для бани, Участок, Квартира.

Конечно, все задачи практического содержания не рассмотришь на уроке, и в программах нет отдельной темы по решению прикладных задач. Поэтому я предлагаю свой вариант применения практико-ориентированных задач на различных этапах и типах уроков.

При решение базовых задач школьного курса включаются практико-ориентированные задачи, ситуационные задачи.

Задачи на растворы относятся к практическим, т. к. в жизни нам приходится разбавлять уксусную кислоту, сиропы, приготавливать настои, разные напитки, а еще эти задачи являются межпредметными. Ученики решают задачи несколькими способами.

Использую в своей работе Рабочие листы, Памятки, Практические работы Измерение на местности.

Математика – это Лайфхак и этим надо пользоваться с умом! Учу этому своих учеников – применяем Формулу Пика для вычисления площади фигур, Правило Бабочки для действий с обыкновенными дробями, Правило пальцев руки при изучении тригонометрических функций и т.д.

Мои новые идеи – Адвент Календарь и Календарь математический на лето; Математический Новогодний Гороскоп и Гороскоп на День Учителя; Математические раскраски на Рабочих Листах и в презентациях.

Продукт опыта / проекта Создан банк практико-ориентированных задач по учебному предмету «Математика», ориентированных на связь теоретических знаний с практическим применением. Задачи систематизированы по темам, классам на уровне основного общего образования.

Разработаны «Практические работы измерение на местности». Практические работы с использованием измерительных инструментов повышают интерес учащихся к математике, а решение задач на измерение ширины реки, высоты предмета и определение расстояния до недоступной точки позволяют применить их в практической деятельности, увидеть масштаб применения математики в жизни человека.

Затруднения в реализации, риски Недостаточно оборудования в школе для проведения Измерений на местности. Хотелось бы, чтобы в школе было не самодельное оборудование, а стандартное. Мы использовали буссоль (взяли у лесника) и телефоны с программами, необходимыми для работы на местности (с разрешения родителей).
Результат использования опыта/проекта в практике работы В процессе апробации разработанных задач на практике убедились в том, что практико-ориентированные задачи вызывают интерес к изучению теоретического материала, и позволяют учащимся лучше овладеть предметными умениями. Именно такие задачи формируют метапредметные умения (планирование, выбор эффективных способов, потому что обучающийся осознает практическую значимость математических знаний).

Использование практико-ориентированных задач обеспечивает овладение учащимися рядом универсальных учебных действий: умение работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах.

Наблюдения за деятельностью учащихся свидетельствуют о том, что применение практико-ориентированных задач обеспечивает повышение интереса учащихся к учебной деятельности, формирование положительной мотивации на уроках. Умение решать задания практико-ориентированного содержания в перспективе поможет успешно подготовиться обучающимся к сдаче ВПР, ОГЭ, а в будущем будет полезным в любой профессиональной деятельности.

По результатам итоговой диагностики уровня сформированности познавательного интереса (по методике О.Б. Островского) выявлены результаты:

Уровень сформированности 2022 год % учащихся 2022 год % учащихся
Высокий 11 15
Средний 80 78
Низкий 9 7

 

В дальнейшем ставлю перед собой цель продолжать работу по составлению и использованию практико-ориентированных задач на уроке математики в основной школе для обеспечения стабильных результатов изучения математики.

Публикации

по теме опыта

Статья из журнала:

1.   Светлакова В. П. «Роль практико-ориентированных задач в формировании функциональной грамотности в основной школе» в электронном сетевом журнале «Педагогический компас» (выпуск № 36, 2024 г), ISSN 2587-8581

Статья из сборника:

1. Светлакова В. П. «Роль практико-ориентированных задач в формировании функциональной грамотности в основной школе» (из опыта работы). https://педпроект.рф/edu-08-2024-pb-161084 Периодический сборник «учебно-методических материалов» информационно-образовательного портала «Академия педагогических проектов РФ», 19.08.2024 г.

2. Светлакова В. П. «Роль практико-ориентированных задач в формировании функциональной грамотности в основной школе»,2024. https://roskonkursy.ru/pub.html?id=1598667,

Экспертное заключение  Содержание рецензируемого материала направлено на формирование функциональной математической грамотности, одного из основных ресурсов в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Педагог предлагает  систему деятельности учителя по использованию практико-ориентированных задач в предметной области «Математика» на уровне основного общего образования, способствующих повышению эффективности процесса формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Представляемый опыт содержит дидактический комплект практико-ориентированных заданий по математике в урочной и внеурочной деятельности: «Своя игра» для 5-6 классов; задачи, составленные учащимися 5-6 классов на темы: «Проценты», «Скорость», «Масштаб», «Время» «Путь. Данные задачи взяты из реальной действительности, для составления использовался краеведческий материал.

В своем опыте педагог классифицирует задачи для разных этапов урока.

Учитель делится новыми идеями для 5 и 6 классов: «Адвент календарь», «Летний математический календарь». Все задания носят практико-ориентированный характер. Летний календарь даст возможность повторить основные знания к новому учебному году. Учащиеся смогут сделать математические открытия и найти сюрпризы.

Отдельным приложением предлагаются разработанные практические работы для 7-9 классов «Измерение на местности». Практические работы на местности являются одной из наиболее активных форм связи обучения с жизнью, теории с практикой. Учащиеся учатся пользоваться ПК, справочниками, применять необходимые формулы, овладевают практическими приёмами геометрических измерений и построений.

Также педагог раскрывает в опыте свою систему поощрения учащихся, что способствует повышению познавательного интереса к предмету.

Рецензируемые материалы разработаны грамотно, отвечают современным требованиям. Опыт может быть использован в образовательном процессе при реализации обновленных ФГОС ООО педагогами и представлен в региональный банк ППО.

Ф.И.О. эксперта Ряттель А.В. ИРО Кировской области
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование. Математика и информатика.

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности в основной школе
Скачать файл
Приложения с материалами по теме опыта
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное закючение 2
Скачать файл