ФИО

Катаева Ольга Анатольевна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель-логопед

СТАЖ РАБОТЫ

23 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области.

Работа с предлогами — одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи (ТНР). Коррекционная работа по формированию навыков употребления предложных конструкций проводится поэтапно: от понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного простыми предлогами, до закрепления правильного и осознанного употребления предложных конструкций в самостоятельной речи.

Ф.И.О. Катаева Ольга Анатольевна
Организация Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области.
Должность учитель-логопед
Стаж работы 23 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Формирование предложных конструкций в самостоятельной речи детей посредствам игр и игровых упражнений».
Ключевые слова Предложные конструкции, нарушение речи, игровые упражнения.
Аннотация (не более 500 знаков) Работа с предлогами — одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи (ТНР). Коррекционная работа по формированию навыков употребления предложных конструкций проводится поэтапно: от понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного простыми предлогами, до закрепления правильного и осознанного употребления предложных конструкций в самостоятельной речи.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Дети c ТНР не осознают смысловую значимость предлогов,

не выделяют их как отдельные слова, не используют в речи даже простые предлоги, не дифференцируют предлоги. Поэтому необходим поиск эффективных путей формирования предложных конструкций у детей с ТНР.

 

 

 

Актуальность Решение задач речевого развития детей – одно из основных направлений развития дошкольников в соответствии с ФГОС. Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению в школе. Своевременная и систематическая работа по формированию предложных конструкций у дошкольников с ТНР является профилактикой дисграфии и дислексии.

Новизна Совершенствование и систематизация методов и приемов коррекционно-развивающего обучения, способствующих формированию предложных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Описание инновационного опыта Цель работы: формирование навыка использования предложных конструкций в самостоятельной речи детей посредствам игр и игровых упражнений.

Задачи:

1.Формировать у детей понимание лексического значения пространственных предлогов.

2. Уточнять представление детей о предлоге, как отдельном слове.

3.Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в словосочетаниях, предложениях.

4.Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в самостоятельной речи.

Последовательность работы:

— изучение научно-методической литературы.

— систематизация методов и приёмов, пособий по формированию

предложных форм;

— диагностика речевых возможностей детей.

— составление и реализация перспективного плана работы.

— создание условий для реализации методов и приемов

по  формированию предлогов посредствам игровых технологий.

Педагогический опыт «Формирование предложных конструкций в самостоятельной речи детей посредствам игр и игровых упражнений» может быть использован учителями-логопедами и воспитателями, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и педагогами общеобразовательных групп в процессе реализации речевого развития дошкольников.

Продукт опыта / проекта Подобраны и систематизированы различные дидактические игры и игровые упражнения по работе с предлогами. Подобранные игры различны: по характеру коррекционного процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие); по содержанию (дидактические, словесные, развивающие, настольные, сюжетно-дидактические); по игровому оборудованию (с предметами, со схемами, с картинками, без предметов).

Представленные игры позволили подготовить детей к использованию речевых умений и навыков в процессе повседневного общения.

 

 

Затруднения в реализации, риски  Недостаточная познавательная активность детей.

Недоразвитие основных компонентов языковой системы у детей.

 

Результат использования опыта в практике работы Формирование предложных конструкций у дошкольников с ТНР посредствам использования игровых технологий доказали свою эффективность. Большинство детей стали увереннее ориентироваться в окружающем пространстве, ориентируясь на словесную инструкцию и предлог. Многие дети допускают меньше ошибок при изменении существительных по падежам и умеют согласовывать правильно по назначению. В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении, так как она доказала свою эффективность.

 

Публикации

по теме опыта

Экспертное заключение
Ф.И.О. эксперта
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование

приложение
Скачать файл
Муниципальное экспертное заключение
Скачать файл
Экспертное заключение ИРО
Скачать файл