ФИО
Катаева Ольга Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель-логопед
СТАЖ РАБОТЫ
23 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Работа с предлогами — одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи (ТНР). Коррекционная работа по формированию навыков употребления предложных конструкций проводится поэтапно: от понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного простыми предлогами, до закрепления правильного и осознанного употребления предложных конструкций в самостоятельной речи.
Ф.И.О. | Катаева Ольга Анатольевна |
Организация | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области. |
Должность | учитель-логопед |
Стаж работы | 23 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Формирование предложных конструкций в самостоятельной речи детей посредствам игр и игровых упражнений». |
Ключевые слова | Предложные конструкции, нарушение речи, игровые упражнения. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Работа с предлогами — одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи (ТНР). Коррекционная работа по формированию навыков употребления предложных конструкций проводится поэтапно: от понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного простыми предлогами, до закрепления правильного и осознанного употребления предложных конструкций в самостоятельной речи. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Дети c ТНР не осознают смысловую значимость предлогов,
не выделяют их как отдельные слова, не используют в речи даже простые предлоги, не дифференцируют предлоги. Поэтому необходим поиск эффективных путей формирования предложных конструкций у детей с ТНР.
|
Актуальность | Решение задач речевого развития детей – одно из основных направлений развития дошкольников в соответствии с ФГОС. Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению в школе. Своевременная и систематическая работа по формированию предложных конструкций у дошкольников с ТНР является профилактикой дисграфии и дислексии. |
Новизна | Совершенствование и систематизация методов и приемов коррекционно-развивающего обучения, способствующих формированию предложных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). |
Описание инновационного опыта | Цель работы: формирование навыка использования предложных конструкций в самостоятельной речи детей посредствам игр и игровых упражнений.
Задачи: 1.Формировать у детей понимание лексического значения пространственных предлогов. 2. Уточнять представление детей о предлоге, как отдельном слове. 3.Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в словосочетаниях, предложениях. 4.Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в самостоятельной речи. Последовательность работы: — изучение научно-методической литературы. — систематизация методов и приёмов, пособий по формированию предложных форм; — диагностика речевых возможностей детей. — составление и реализация перспективного плана работы. — создание условий для реализации методов и приемов по формированию предлогов посредствам игровых технологий. Педагогический опыт «Формирование предложных конструкций в самостоятельной речи детей посредствам игр и игровых упражнений» может быть использован учителями-логопедами и воспитателями, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и педагогами общеобразовательных групп в процессе реализации речевого развития дошкольников. |
Продукт опыта / проекта | Подобраны и систематизированы различные дидактические игры и игровые упражнения по работе с предлогами. Подобранные игры различны: по характеру коррекционного процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие); по содержанию (дидактические, словесные, развивающие, настольные, сюжетно-дидактические); по игровому оборудованию (с предметами, со схемами, с картинками, без предметов).
Представленные игры позволили подготовить детей к использованию речевых умений и навыков в процессе повседневного общения.
|
Затруднения в реализации, риски | Недостаточная познавательная активность детей.
Недоразвитие основных компонентов языковой системы у детей.
|
Результат использования опыта в практике работы | Формирование предложных конструкций у дошкольников с ТНР посредствам использования игровых технологий доказали свою эффективность. Большинство детей стали увереннее ориентироваться в окружающем пространстве, ориентируясь на словесную инструкцию и предлог. Многие дети допускают меньше ошибок при изменении существительных по падежам и умеют согласовывать правильно по назначению. В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении, так как она доказала свою эффективность.
|
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |