ФИО
Огородникова Екатерина Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии
СТАЖ РАБОТЫ
23 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
КОГОАУ ВГГ Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка" 610000, г. Киров, ул. Свободы, 76 Тел: 64-82-31. Электронная почта vhg@vhg.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
приемы технологии развития критического мышления, читательская грамотность, Функциональная грамотность
Сегодня формирование функционально грамотной личности находится в центре российского образования. Современный функционально грамотный человек должен обладать умениями работы с текстом, свободно использовать навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации. Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогают овладевать способами работы с информацией, структурировать материал, задавать вопросы.
Ф.И.О. | Огородникова Екатерина Владимировна | ||
Организация | КОГОАУ ВГГ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» 610000, г. Киров, ул. Свободы, 76 Тел: 64-82-31. Электронная почта vhg@vhg.ru |
||
Должность | Учитель биологии | ||
Стаж работы | 23 года | ||
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии | ||
Ключевые слова | Функциональная грамотность, читательская грамотность, приемы технологии развития критического мышления | ||
Аннотация (не больше 500 знаков) | Сегодня формирование функционально грамотной личности находится в центре российского образования. Современный функционально грамотный человек должен обладать умениями работы с текстом, свободно использовать навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации. Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогают овладевать способами работы с информацией, структурировать материал, задавать вопросы. | ||
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | ФГОС содержат требования метапредметных результатов освоения программы основного общего образования, в частности по работе с информацией.
Чтобы достичь этих результатов необходимо развивать читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом: найти и извлечь (сообщение или информацию); интегрировать и интерпретировать (сообщение); осмыслить и оценить (сообщение). Так на уроках биологии активно используются приемы «Рассказ-предположение по ключевым понятиям»; «Слепой текст» (письмо с пробелами); «Синквейн»; проектирования учебных заданий в контексте таксономии полного усвоения знаний Б. Блума; «Опорный конспект»; «Кластер». |
||
Актуальность | Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогают обучающимся овладевать способами работы с информацией, структурировать материал, задавать вопросы, вдумчиво читать, составлять собственные тексты в | ||
Новизна | Системное использование указанных приемов на уроках, использование разработанных опорных конспектов по темам курса «Биология» | ||
Описание инновационного опыта | Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогают обучающимся овладевать способами работы с информацией, структурировать материал, задавать вопросы, вдумчиво читать.
Прием «Рассказ-предположение по ключевым понятиям» призван обратить внимание обучающихся на необходимость определить для себя содержание понятий и их взаимосвязи. Составление собственного рассказа актуализирует знания и личный опыт, позволяет сравнить его с другими работам и текстом учебной статьи. Биология, 7 класс, тема «Класс Ракообразные». Составьте рассказ с использованием заданного списка понятий изучаемой темы: 40 тысяч; водные (раки, крабы, морская уточка – бентос, дафния, циклоп – планктон), суша – мокрица, пальмовый вор); панцирь из хитина + карбонат кальция, линька; голова-грудь-брюшка или головогрудь; органы чувств: 2 длинных (осязание) и 2 коротких (обоняние) усика, сложные глаза на стебельках; конечности: 3 пары челюстей, 3 пары ногочелюстей, 5 пар ходильных ног (клешни); рот-желудок (2 отдела – измельчение и процеживание) — кишечник (печень) — анальное отверстие; жабры на ногочелюстях и ходильных ногах; сердце-сосуды-жабры (газообмен) — гемолимфа (питательные вещества+кислород) — полость тела (миксоцель; окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка, нервы; зеленые железы (на головогруди); раздельнополые: внутреннее оплодотворение, яйца вынашивает на ножках.
Прием «Слепой текст» (письмо с пробелами) позволяет развивать умение находить и извлекать одну или несколько единиц информации, интегрировать и интерпретировать сообщения текста. Он подойдет для работы с текстом параграфа, при изучении нового материала, обобщения и систематизации знаний по теме. Биология, 7 класс, тема «Птицы». Тело покрыто __, характерными только для птиц;__ конечности превратились в __, __ образуют клюв. Птицы – это __ и __ животные. Птицы адаптировались к различным средам обитания, к различным источникам питания и широко расселились по Земле. Кожа тонкая, эластичная, практически лишена __, есть только__ в основании хвоста. Для восстановления связного текста, в котором преднамеренно пропущены слова, учащиеся подбирают названия географических объектов при работе с географической картой. Такой тип заданий развивает умение понимать фактологическую информацию и значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
Прием «Синквейн» учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, развивает способности резюмировать информацию. Синквейн является методом самоконтроля и средством творческой выразительности.
Прием «Опорный конспект» используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста, ориентируясь на подписи, схему и т.д. при изучении нового материала. В процессе выполнения работы отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Биология, 6 класс, тема «Общая характеристика моховидных». Используя текст учебной статьи, заполнить опорную схему (задание выполняется индивидуально или в парах). После выполнения задания, обучающиеся сверяют свою работу с образцом и составляют устный рассказ по опорной схеме.
Прием «Кластер» развивает умение определять тему, выделять существенное, находить ключевые слова, устанавливать логические и смысловые связи между основными компонентами темы. Существуют разные виды кластеров: «Планета и ее спутники», «Гроздья», «Блок-схема» и другие. Биология, 9 класс, тема «Головной мозг». Вид кластера «Обратный», который восстанавливается обучающимися при самостоятельном прочтении текста. Разработаны системы опорных конспектов и кластеров по курсу Биология в 7-9 классах.
Интеллект-карта (карта ума, карта мыслей, карта памяти, ментальная карта) — способ визуального представления большого объема информации, позволяющий построить объемную модель темы, ответа по теме. Карта напоминает собой рисунок нейрона с множеством ветвящихся отростков, разной толщины, символизируя важность, очередность или другую логику. Создание системы понятий начинается из центра и может содержать стрелки, соединительные линии, символы, рисунки и пр. Такие схемы мы составляем на уроке в парах или четверках. У меня есть коробка с карандашами и фломастерами. К следующему уроку от группы готовится рассказ по созданной схеме. Мы коллективно решаем, какая схема стала лучшей, отмечаем ее сильные стороны, выбираем, которую можно использовать для рассказа. |
||
Продукт опыта / проекта | Разработанная система опорных конспектов и кластеров, коллекция ментальных карт по темам курса | ||
Затруднения в реализации, риски | Трудности в работе с кластерами, в частности, составление устных рассказов по схеме вызывает у обучающихся затруднения. При составлении ментальной карты чаще всего не хватает 40 минут урока. | ||
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Развиваются не только читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста, но и скорость обработки информации. Постоянно работая с опорными конспектами, ментальными картами и опорными конспектами, наблюдаю, что обучающиеся с лёгкостью извлекают данную информацию из памяти при написании письменных зачетных работ. Развивается устная речь. Данные приемы по связыванию единиц информации, и их истолкование, позволяют развивать глубокое, полное и детализированное понимание текста. Это видно по тому, как обучающиеся выстраивают причинно-следственные связи.
|
||
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
УДК 372.89 Ф 79 Формирование функциональной грамотности обучающихся в системе естественнонаучного и географического образования [Текст]: 49-я областная научно-практическая конференция учителей биологии, географии, химии (Киров, 28 января 2022 года): Сборник материалов / Авторский коллектив; ФГБОУ «Вятский государственный университет», КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2022. – 109 с. – (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты». ISBN 978-5-6045628-8-8/ ББК 74.262 (2Рос-4К) Огородникова Е.В., Мышкина С.А. Приемы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках географии и биологии «Формирование функциональной грамотности обучающихся
|
||
Экспертное заключение | Представленный опыт работы Огородниковой Е.В. по теме «Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии»
отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.
|
||
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных
областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
|
||
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Естественно-научные предметы
|