ФИО
Боровикова Светлана Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
9 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Кирова МБОУ СОШ с УИОП № 52 города Кирова 610045, г. Киров, проспект Строителей, д.44 Тел. 62-06-19, 62-25-35 sch52@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
духовно-нравственные качества школьников, деятельностный подход, приёмы смыслового чтения, метапредметность, воспитание
В опыте описаны приёмы метапредметной технологии смыслового чтения, имеющие наибольший воспитательный потенциал, представлены конкретные примеры их использования.
Ф.И.О. | Боровикова Светлана Александровна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Кирова
МБОУ СОШ с УИОП № 52 города Кирова 610045, г. Киров, проспект Строителей, д.44 Тел. 62-06-19, 62-25-35 sch52@kirovedu.ru |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Должность | Учитель русского языка и литературы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стаж работы | 9 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Воспитание нравственных качеств личности школьника в меняющихся условиях современности на уроке литературы на основе метапредметного подхода
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые слова | Воспитание, духовно-нравственные качества школьников, метапредметность, деятельностный подход, приёмы смыслового чтения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аннотация (не более 500 знаков) | В опыте описаны приёмы метапредметной технологии смыслового чтения, имеющие наибольший воспитательный потенциал, представлены конкретные примеры их использования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Согласно теории поколений (поколение Х, У, Z) современные школьники — это дети поколения Z. Со всеми современными технологиями они на «ты» ещё с раннего детства, не имеют типичного детства «во дворах», не умеют работать в команде, отличаются отсутствием четко определенной жизненной позиции, несамостоятельные, не видят смысла в школе и институте. Они имеют склонность к капризам и истерикам, ярко выраженную наглость, эгоизм и нарциссизм, никогда не будут делать то, чего не пожелают сами. Отличаются многозадачностью и креативностью.
Поколение Z — дети, которые воспитывались не на добрых мультфильмах и сказках, а на видеоиграх, на произвольно включающихся роликах в Интернете, на постах в соцсетях. Интернет транслирует школьникам, что от количества просмотров и лайков зависит восприятие человека и его деятельности, что не нужно быть мыслящим, нравственно красивым, мастером своего дела, чтобы быть знаменитым и мнимо уважаемым. Поэтому проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем современного мира. И особое место отводится именно урокам литературы. Так как большинство знаний дети получают из интернет — ресурсов, возникает проблема: где найти актуальную информацию, как понять новое, стоит ли безоговорочно верить найденному, как выбрать нужное и как представить это нужное людям разных культур, мировоззрений, поколений, знаний и интересов? Помогает метапредметность. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуальность | Учитывая психологические особенности современных школьников, для воспитания нравственных качеств использую метапредметный подход, а именно технологию смыслового чтения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новизна | Приёмы, представленные в опыте, отобраны на основе психологических особенностей современного ученика и способствуют формированию предметных и метапредметных компетенций. Опыт соотнесён с требованиями ФГОС ООО и структурирован в соответствии с четырьмя метапредметами (знак, знание, проблема, задача). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание инновационного опыта | Использую метапредметный подход (а именно технологию смыслового чтения) для воспитания духовно-нравственных качеств личности современного школьника. Задачи учителя при метапредметном подходе можно представить формулой «Учить учиться, учить мыслить, учить быть». Мой урок я бы определила так: учиться с интересом, мыслить творчески, быть человеком. В этом помогают такие традиционные приёмы смыслового чтения, как «Ключевые слова», «Проблемные вопросы», создание сплошных и несплошных текстов, особое место занимают творческие задания: сочинения, иллюстрации, постановки. Но представленные в опыте приёмы («Схема», «Облако слов», «Эксперимент», «Поиск решения», «Литературная задача», «Письмо» и др.) переосмыслены, соотнесены с психологическими особенностями, интересами, социальными условиями современных школьников, отвечают требованиям рабочих программ урочной и внеурочной деятельности, требованиям медиаобразования.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продукт опыта / проекта | Брошюра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Затруднения в реализации, риски | Представленные приёмы могут вызвать затруднения у учеников, требовать помощи учителя, одноклассников, требовать больше времени, чем планировал учитель. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Ежегодно мои ученики становятся призёрами и победителями олимпиад и конкурсов различного уровня: муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, областного конкурса чтецов «Воинская слава!», конкурса чтецов и литературных постановок «В каждом слове – великая память», Всероссийского конкурса сочинений-2020, регионального конкурса «Не жалею, не зову, не плачу», посвященного 125-летию Сергея Есенина, Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку имени Кирилла и Мефодия, Всероссийского конкурса-акции «Гриновская регата», Международной дистанционной олимпиады по русскому языку и литературе «КОМПЭДУ», «Олимпис», конкурса-игры «Русский медвежонок», международного конкурса «Возрождение России», международного конкурса «Таланты России»: «Мой Пушкин», регионального конкурса сочинений «Мой любимый учитель». Мои ученики принимали участие в городском проекте «Книга Памяти», в областном проекте «Читаем книги о войне», в областной читательской конференции «Поэзия Победы», проводимой библиотекой им. Герцена. Работы учащихся опубликованы в областном сборнике «Война осталась на страницах книг», изданном по итогам марафона «Книга Памяти» библиотекой им. Грина. Учащиеся являются участниками различных школьных, городских, областных и всероссийских волонтёрских акций (например, Всероссийская акция «Красная гвоздика»), учащиеся 7,8, 9 классов стали участниками «Движения Первых».
Эффективность метапредметного подхода в воспитании и обучении моих учеников подтверждают результаты метапредметной работы «Политоринг» в 9 А классе, в котором работаю с 5 класса.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Публикации
по теме опыта |
Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А. В. Хуторской. — М.: Высш. шк., 2007. — 639 с.
Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал «Эйдос». – 2012. – №2. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529- 10.htm https://www.b17.ru/article/446020/ Громыко Ю.В. «Метапредмет «Знак».- М., 2001. Громыко Н.В. «Метапредмет «Знание».- М., 2001. Громыко Ю.В. «Метапредмет «Проблема».- М., 1998. Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. — М., 2005. Богомолова Т.И. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Пособие для учителя. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1994. Зубова Е. П. «Читаем осмысленно»: приемы и методы формирования читательской грамотности обучающихся в процессе реализации обновленных ФГОС // Образ действия. 2023. Вып. 3 «Реализуем ФГОС ОО. Социальногуманитарное образование. Лучшие практики». С. 162–173 Казекина С. И. Применение практик субъектности на уроках литературы в старших классах как элемент эффективного процесса обучения // Образ действия. 2023. Вып. 3 «Реализуем ФГОС ОО. Социально-гуманитарное образование. Лучшие практики». С. 174–186. Одина Ю.И. Новаторство и традиции в преподавании литературы в условиях современных ФГОС // Образ действия. 2023. Вып. 3 «Реализуем ФГОС ОО. Социально-гуманитарное образование. Лучшие практики». С. 207–210. Супрунова А. В. Чтение как важный инструмент воспитания, обучения и развития современных школьников // Образ действия. 2023. Вып. 3 «Реализуем ФГОС ОО. Социально-гуманитарное образование. Лучшие практики». С. 222–232. https://multiurok.ru/index.php/files/gromyko-n-v-statia-metapredmet-kak-sposob-vvedenii.html https://urok.1sept.ru/articles/513210
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Воспитание нравственных качеств личности школьника в меняющихся условиях современности на уроке литературы на основе метапредметного подхода» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных технологий, методов и приемов достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор указывает на необходимость формирования у обучающихся навыков смыслового чтения, помогающих овладевать аналитическим, интерпретирующим и критическим мышлением. Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в системном использовании приемов смыслового чтения на уроках литературы, позволяющих формировать у обучающихся личностные, метапредметные и предметные компетенции. Достоинством инновационного педагогического опыта является описание возможностей использования приемов смыслового чтения: облако слов, эксперимент, поиск решения, письмо и др. — на разных этапах работы с текстом: стадиях вызова, осмысления и рефлексии. Приложения содержат интересный методический материал: презентацию и описание приемов работы с текстом на уроках литературы. Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств личности школьника в меняющихся условиях современности на уроке литературы на основе метапредметного подхода» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС ООО по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рубрика | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература |