ФИО
Калугина Мария Дмитриевна
ДОЛЖНОСТЬ
Заместитель директора по УВР, учитель истории
СТАЖ РАБОТЫ
2, 7 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 66» города Кирова (МБОУ «СОШ с УИОП № 66» города Кирова), тел.: 31-22-70, sch66@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Разработка представляет собой практическое руководство по профилактике экстремистских проявлений у детей и подростков в образовательных учреждениях. Используя представленные материалы, педагоги смогут познакомить детей с понятием «толерантность» и историей его происхождения. Применение данного опыта поможет развить коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников, а самое главное даст установки на принятие других людей, объяснит, что все мы разные.
Ф.И.О. | Калугина Мария Дмитриевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 66» города Кирова (МБОУ «СОШ с УИОП № 66» города Кирова), тел.: 31-22-70, sch66@kirovedu.ru |
Должность | Заместитель директора по УВР, учитель истории |
Стаж работы | 2, 7 |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Формирование позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой; развитие толерантного отношения друг к другу. |
Ключевые слова | Толерантность, принятие, уважение, воспитательная работа, профилактика. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Разработка представляет собой практическое руководство по профилактике экстремистских проявлений у детей и подростков в образовательных учреждениях. Используя представленные материалы, педагоги смогут познакомить детей с понятием «толерантность» и историей его происхождения. Применение данного опыта поможет развить коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников, а самое главное даст установки на принятие других людей, объяснит, что все мы разные. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Современные дети большую часть времени проводят в социальных сетях, у них имеются проблемы в межличностных отношениях. Наблюдаются проблемы в понимании друг друга, выстраивания отношений, принятии себя и других. Все это требует создания в образовательных организациях такую профилактическую среду, которая способствовала бы предупреждению проявлений терроризма и экстремизма в подростково-молодежной среде. |
Актуальность | Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов. Организация и проведение профилактической деятельности по данной проблеме требует специальных компетентностей от педагогов. Цель представленной разработки – изменить отношение подростков и молодежи к проблеме дискриминации, которая встречается в ежедневной жизни. |
Новизна | Научная новизна заключается в следующем:
— уточнено понятие «толерантность» как уважение. — разработано занятие по предупреждению и профилактике экстремизма, формированию осознанного терпимого отношения. |
Описание инновационного опыта | Инновационный опыт представлен тренинговым занятием «Азбука уважения». Оно имеет однократный характер. В ходе занятия будет использоваться проектный метод, который позволит создать более яркое впечатление на учащихся. Каждый участник события поучаствует в разработке солнца «УВАЖЕНИЯ».
Проектная технология – одно из основных направлений современного образования, которое ни раз доказало свою эффективность в рамках проведения учебно-воспитательного процесса. Ее основная особенность и специфика заключается в том, что каждый участник процесса может создать собственный уникальный продукт, непохожий ни на что ранее и не заданный рамками и ограничениями, как во время обычных мероприятий и уроков. Применение ИКТ технологий позволит сделать событие нетрадиционным, насыщенным и предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения. Технология сотрудничества – обучение в команде, в данном случае работа в группах для обработки необходимой информации. Помимо всего этого в рамках события будут задействованы все виды памяти учащихся. Первую часть информации они получат из текста (прочитав специальные карточки, вторую часть – классифицируя информацию). Считаю, что включение всех видов памяти учащихся является важнейшей составляющей занятия, так как позволяет обеспечить усвоение материала каждым участником. Работа по данной методической разработке поможет учителю обеспечить высокий уровень активности учащихся в воспитательном событии. Необходимо, чтобы учащиеся проявляли интерес к формированию уважительного отношения к окружающим и исключали возможность вступления в экстремистские группировки. |
Продукт опыта / проекта | Тренинговое занятие «Азбука уважения» |
Затруднения в реализации, риски | Не в каждой школе подходящая материально-техническая база, так как требуется наличие интерактивной доски, либо проектора. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Уровень воспитанности повысился, конфликтных ситуаций стало меньше, отмечено изменения у учащихся отношения к понятию «толерантность». Уровень правового правосознания вырос. |
Публикации
по теме опыта |
Калугина М.Д. Тренинговое занятие «Азбука уважения» // Методические рекомендации и разработки по профилактике экстремистских проявлений (сватинг, противодействие фейковой информации и цифровая безопасность)// г. Киров, 2024 г., с. 45-49 |
Экспертное заключение | Представленный опыт является актуальным в условиях введения новой концепции воспитания, т.к. вопросы профилактики являются ключевыми в воспитании подрастающего поколения.
Представленный опыт описывает методику проведения тренинга, направленного на профилактику экстремизма, который может использоваться учителями, классными руководителями и администрацией образовательных организаций. Данный педагогический опыт может быть транслирован в условия любой образовательной организации и является перспективным в новых условиях образовательной среды. |
Ф.И.О. эксперта | Филева Наталья Николаевна, заведующая центром воспитания и психологии |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ
Основное и среднее образование |