ФИО

Волкова Анна Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

13 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru

Одним из продуктивных способов организации деятельности учащихся на уроке можно считать использование рабочих листов. Рабочий лист на уроке включает обучающихся в самостоятельную деятельность. Работая по заданному маршруту, ученики учатся ставить образовательные цели и достигать их. Мы использовали рабочий лист на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа А.П. Платонова «Никита» по теме «Мир глазами ребёнка». Ребятам было дано домашнее задание: познакомиться с биографией А.П. Платонова и прочитать его рассказ «Никита». Понимание идейного содержания рассказа достаточно сложное для школьников, поэтому все этапы урока выстроены с применением рабочего листа. Алгоритм заданий в рабочем листе помогает понять идею рассказа.

Ф.И.О. Волкова Анна Николаевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru
Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 13 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Использование рабочего листа как инструмента формирующего оценивания
Ключевые слова Рабочий лист, интерактивность, визуализация, цифровая образовательная среда
Аннотация (не более 500 знаков) Одним из продуктивных способов организации деятельности учащихся на уроке можно считать использование рабочих листов. Рабочий лист на уроке включает обучающихся в самостоятельную деятельность. Работая по заданному маршруту, ученики учатся ставить образовательные цели и достигать их.

Мы использовали рабочий лист на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа А.П. Платонова «Никита» по теме «Мир глазами ребёнка». Ребятам было дано домашнее задание: познакомиться с биографией А.П. Платонова и прочитать его рассказ «Никита». Понимание идейного содержания рассказа достаточно сложное для школьников, поэтому все этапы урока выстроены с применением рабочего листа. Алгоритм заданий в рабочем листе помогает понять идею рассказа.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта появились дополнительные требования, связанные с необходимостью развития способности школьников не только к образованию, но и к самообразованию.
Новизна Создание системы работы по использованию рабочего листа как инструмента формирующего оценивания
Описание инновационного опыта Каждый учитель стремится сделать урок интересным и продуктивным, используя различные информационно-коммуникативные технологии. Одним из таких ИКТ- средств, которые я использую в своей работе, являются рабочие листы.

Рабочий лист — дидактическое средство организации самостоятельной деятельности школьника при изучении учебного материала на определенном этапе или в целостном процессе обучения.

Рабочие листы строятся на основе визуализации — образного или графического представления учебной информации.

Использование рабочего листа предполагает интерактивность — взаимодействие школьника с учебным материалом, с цифровой образовательной средой, с одноклассниками, с учителем. Обучающийся имеет возможность взаимодействовать с рабочим листом как индивидуально, так и в групповой работе.

Главным преимуществом данного вида работы является то, что учитель самостоятельно разрабатывает всю структуру рабочего листа, учитывая уровень учебной мотивации обучающихся. Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя.

В своей деятельности использую рабочие листы как на уроках русского языка, так и литературы. Их использование уместно на уроках разной типологии. Рабочий лист является средством получения обратной связи.

Применяя рабочий лист, ребенок из ученика , усваивающего знания, умения и навыки, становится субъектом своего учения: способным анализировать учебную ситуацию и себя в ней, ставить цели и находить способы их достижения, оценивать результат.
Мною разработаны рабочие листы по литературе для 5-9 классов на разные типы уроков.

Продукт опыта / проекта Урок литературы в 5 классе по теме: «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»
Затруднения в реализации, риски Что касается минусов рабочих листов, то процесс разработки и подготовки как урока, так и рабочего листа очень трудоёмкий и технически затратный.
Публикации

по теме опыта

Волкова, А.Н. Урок литературы по теме «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита» в 5-м классе» [Текст] / А.Н. Волкова // Трансформация системы «учитель — ученик» в образовательном процессе школы: методическое пособие: [Текст] / под ред. Н.Л. Галеевой, О.Г. Селивановой. — Москва: Кафедра управления образовательными системами. Т.И. Шамовой, МПГУ, Киров: ВВРНОЦ, 2023. — 104с. — ISBN 978-5-6045628-3-3.
Экспертное заключение Тема инновационного педагогического опыта «Использование рабочего листа как инструмента формирующего оценивания» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных технологий, методов и приемов достижения личностных, метапредметных, предметных результатов.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО автор описывает актуальность и преимущества использования рабочих листов на уроках литературы.

Применяемые педагогом методы, приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в создании системы работы, направленной на формирование умений обучающихся самостоятельно добывать знания, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения.

Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка модели урока литературы в 5 классе по теме «Мир глазами ребенка в рассказе А.П. Платонова «Никита».

Приложения содержат интересный дидактический материал: презентацию и рабочий лист к уроку по рассказу А. Платонова «Никита».

Инновационный опыт, опубликованный в методическом пособии «Трансформация системы «учитель – ученик» в образовательном процессе школы, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Использование рабочего листа как инструмента формирующего оценивания» соответствует требованиям, предъявляемым
к подобного рода документам, ФГОС ООО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке.

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

Использование рабочего листа как инструмента формирующего оценивания
Скачать файл
Приложение. урок Платонов
Скачать файл
Приложение. модель урока Платонов
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл