ФИО
Волкова Анна Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
13 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
цифровая образовательная среда, интерактивность, визуализация, рабочий лист
Одним из продуктивных способов организации деятельности учащихся на уроке можно считать использование рабочих листов. Рабочий лист на уроке включает обучающихся в самостоятельную деятельность. Работая по заданному маршруту, ученики учатся ставить образовательные цели и достигать их. Мы использовали рабочий лист на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа А.П. Платонова «Никита» по теме «Мир глазами ребёнка». Ребятам было дано домашнее задание: познакомиться с биографией А.П. Платонова и прочитать его рассказ «Никита». Понимание идейного содержания рассказа достаточно сложное для школьников, поэтому все этапы урока выстроены с применением рабочего листа. Алгоритм заданий в рабочем листе помогает понять идею рассказа.
Ф.И.О. | Волкова Анна Николаевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 13 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Использование рабочего листа как инструмента формирующего оценивания |
Ключевые слова | Рабочий лист, интерактивность, визуализация, цифровая образовательная среда |
Аннотация (не более 500 знаков) | Одним из продуктивных способов организации деятельности учащихся на уроке можно считать использование рабочих листов. Рабочий лист на уроке включает обучающихся в самостоятельную деятельность. Работая по заданному маршруту, ученики учатся ставить образовательные цели и достигать их.
Мы использовали рабочий лист на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа А.П. Платонова «Никита» по теме «Мир глазами ребёнка». Ребятам было дано домашнее задание: познакомиться с биографией А.П. Платонова и прочитать его рассказ «Никита». Понимание идейного содержания рассказа достаточно сложное для школьников, поэтому все этапы урока выстроены с применением рабочего листа. Алгоритм заданий в рабочем листе помогает понять идею рассказа. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. |
Актуальность | В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта появились дополнительные требования, связанные с необходимостью развития способности школьников не только к образованию, но и к самообразованию. |
Новизна | Создание системы работы по использованию рабочего листа как инструмента формирующего оценивания |
Описание инновационного опыта | Каждый учитель стремится сделать урок интересным и продуктивным, используя различные информационно-коммуникативные технологии. Одним из таких ИКТ- средств, которые я использую в своей работе, являются рабочие листы.
Рабочий лист — дидактическое средство организации самостоятельной деятельности школьника при изучении учебного материала на определенном этапе или в целостном процессе обучения. Рабочие листы строятся на основе визуализации — образного или графического представления учебной информации. Использование рабочего листа предполагает интерактивность — взаимодействие школьника с учебным материалом, с цифровой образовательной средой, с одноклассниками, с учителем. Обучающийся имеет возможность взаимодействовать с рабочим листом как индивидуально, так и в групповой работе. Главным преимуществом данного вида работы является то, что учитель самостоятельно разрабатывает всю структуру рабочего листа, учитывая уровень учебной мотивации обучающихся. Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя. В своей деятельности использую рабочие листы как на уроках русского языка, так и литературы. Их использование уместно на уроках разной типологии. Рабочий лист является средством получения обратной связи. Применяя рабочий лист, ребенок из ученика , усваивающего знания, умения и навыки, становится субъектом своего учения: способным анализировать учебную ситуацию и себя в ней, ставить цели и находить способы их достижения, оценивать результат. |
Продукт опыта / проекта | Урок литературы в 5 классе по теме: «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита» |
Затруднения в реализации, риски | Что касается минусов рабочих листов, то процесс разработки и подготовки как урока, так и рабочего листа очень трудоёмкий и технически затратный. |
Публикации
по теме опыта |
Волкова, А.Н. Урок литературы по теме «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита» в 5-м классе» [Текст] / А.Н. Волкова // Трансформация системы «учитель — ученик» в образовательном процессе школы: методическое пособие: [Текст] / под ред. Н.Л. Галеевой, О.Г. Селивановой. — Москва: Кафедра управления образовательными системами. Т.И. Шамовой, МПГУ, Киров: ВВРНОЦ, 2023. — 104с. — ISBN 978-5-6045628-3-3. |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Использование рабочего листа как инструмента формирующего оценивания» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных технологий, методов и приемов достижения личностных, метапредметных, предметных результатов.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО автор описывает актуальность и преимущества использования рабочих листов на уроках литературы. Применяемые педагогом методы, приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в создании системы работы, направленной на формирование умений обучающихся самостоятельно добывать знания, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка модели урока литературы в 5 классе по теме «Мир глазами ребенка в рассказе А.П. Платонова «Никита». Приложения содержат интересный дидактический материал: презентацию и рабочий лист к уроку по рассказу А. Платонова «Никита». Инновационный опыт, опубликованный в методическом пособии «Трансформация системы «учитель – ученик» в образовательном процессе школы, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Использование рабочего листа как инструмента формирующего оценивания» соответствует требованиям, предъявляемым Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке. |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература |