ФИО
Шумилова Надежда Алексеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
43 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Полом Фаленского муниципального округа Кировской области (МКОУ ООШ с. Полом Фаленского муниципального округа Кировской области) Адрес с. Полом, ул. Садовая 2а, Фаленского района Кировской области , 8 833 32 30 2 84 ,polommou@mail.ru .
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
учебная технология, самооценка, самоконтроль, этапы, мотивация, мастер-класс
В Мастер-классе показана возможность использования технологии «Я хочу учиться» Селивановой О. Г. (кандидат педагогических наук, доцент АНО ДПО «Волго–Вятский региональный научно– образовательный центр») на уроках окружающего мира для детей с низкой мотивацией к обучению. В ходе её апробации были разработаны примеры заданий для учащихся 2 класса в соответствии с четырьмя этапами технологии:
1-й этап: обучение обучающихся самооценке;
-2-й этап: обучение обучающихся самоконтролю;
-3-й этап: обучение обучающихся умению делать выбор;
-4-й этап: обучение обучающихся самоцелеполаганию. При проведении мастер-класса педагоги приняли участие в имитационной игре и попробовали себя в роли учеников 2 класса. В завершении они составили задания к данной технологии.
Ф.И.О. | Шумилова Надежда Алексеевна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Полом Фаленского муниципального округа Кировской области (МКОУ ООШ с. Полом Фаленского муниципального округа Кировской области) Адрес с. Полом, ул. Садовая 2а, Фаленского района Кировской области , 8 833 32 30 2 84 ,polommou@mail.ru . |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 43 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Мастер-класс по использованию учебной технологии «Я хочу учиться», как средствa повышения мотивации познавательной деятельности ученика. |
Ключевые слова | Мастер-класс, учебная технология, мотивация, этапы, самооценка, самоконтроль, самоанализ. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В Мастер-классе показана возможность использования технологии «Я хочу учиться» Селивановой О. Г. (кандидат педагогических наук, доцент АНО ДПО «Волго–Вятский региональный научно– образовательный центр») на уроках окружающего мира для детей с низкой мотивацией к обучению. В ходе её апробации были разработаны примеры заданий для учащихся 2 класса в соответствии с четырьмя этапами технологии:
1-й этап: обучение обучающихся самооценке; -2-й этап: обучение обучающихся самоконтролю; -3-й этап: обучение обучающихся умению делать выбор; -4-й этап: обучение обучающихся самоцелеполаганию. При проведении мастер-класса педагоги приняли участие в имитационной игре и попробовали себя в роли учеников 2 класса. В завершении они составили задания к данной технологии. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема:
отсутствие учебной мотивации и осознания необходимости школьных знаний и их взаимосвязи с реальной жизнью у обучающегося 2 класса. |
Актуальность | В большинстве случаев у ученика нет права выбора учебной деятельности на уроке. Он выполняет указания учителя.
Использование технологии «Я хочу учиться» даёт ученику возможность определить способ овладения информацией в ходе выбора им доступного задания в зависимости от его интеллектуальных способностей и интересов, объёма задания и времени выполнения. Это в свою очередь ведёт к повышению мотивации и развитию интереса к предмету. |
Новизна | В настоящее время разработано много педагогических технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс. Они направлены на развитие познавательного интереса у учащихся с помощью различных форм и методов обучения. Учитель, применяя педагогические технологии на уроке, ориентируется на весь класс.
В отличие от педагогических технологий технология «Я хочу учиться» является учебной и нацелена на отдельно взятого ученика со слабовыраженной мотивацией к получению знаний. Она предполагает выполнение школьником системы индивидуальных заданий во время урока, направленных на развитие интеллектуальных способностей, и является толчком к осознанию им своих потребностей и достижению личностно и социально значимых целей учения. Кроме того технология «Я хочу учиться» требует согласие ученика на её применение. |
Описание инновационного опыта | Технология «Я хочу учиться» апробирована на обучающемся 2 класса с ярко выраженным отсутствием учебной мотивации и осознания необходимости школьных знаний и их взаимосвязи с реальной жизнью. Данная технология включает в себя четыре этапа:
1-й этап – обучение школьника самооценке, то есть умению соотносить результат выполнения каждого индивидуального задания с эталоном – образцом полного и правильного ответа. На данном этапе используются такие задания как: -задания на опознание; -задания на различение; -задания на соответствие; -задания на поиск основания для объединения фактов в группы Всего предлагается не более 5-8 заданий. Выполнив задание, ученик получает образец и сверяет свои результаты. Обучающийся, получив задание, определяет, нужна ли ему помощь и сколько времени потребуется на выполнение этого задания (фиксирует время на листочке) с учётом его сложности. Данные задания даются до тех пор, пока у обучающегося не будет ощущения временных рамок. На данном этапе даются задания практического, теоретического характера, задания разного уровня сложности и объёма. Ученик должен понять свои сильные стороны и выбрать одно задание с которым он успешно справиться. Ученику даётся три формулировки цели урока, при этом только одна из них является правильной. Он должен выбрать ту, которая подходит к теме урока. Потом можно предложить сформулировать цель с помощью опорных слов. Определив цель, обучающийся выбирает соответствующее задание. Если ученик научился ставить цель , то у него сформирован мотив к получению знаний. |
Продукт опыта / проекта | Продукт опыта – это задания, которые могут использовать на практике учителя начальных классов. Часть этих заданий была представлена на мастер-классе. |
Затруднения в реализации, риски | Данная технология подразумевает работу не со всем классом, а только с отдельно взятым учеником. Трудность состоит в том, что её применение требует:
— дополнительной подготовки учителя к уроку; -специального контроля со стороны учителя во время урока; — умения учащегося работать самостоятельно; |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Применение технологии «Я хочу учиться» на уроках по окружающему миру привело к:
— повышению интереса учащегося к этому предмету; — улучшению его успеваемости; -развитию самостоятельности и навыков самоконтроля. -повышению процента выполненных заданий по отношению к предложенным; -уменьшение страха перед раздаточным материалом, что свидетельствует о повышении уверенности в себе. |
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | Мастер – класс по использованию учебной технологии «Я хочу учиться» представляет собой учебную технологию, которая направлена на повышение мотивации познавательной деятельности учащихся начальных классов.
В ходе мастер – класса учитель раскрывает приемы, которые использует для развития у учащегося самооценки, самоконтроля, самовыбора, самоцелеполагания. Применение данных приемов будет способствовать формированию у учащихся положительных эмоций, связанных с процессом обучения, что имеет важное значение для формирования учебной мотивации. В ходе применения данной учебной технологии, учащиеся являются равноправными участниками познавательной деятельности, что соответствует требованиям обновленного ФГОС НОО. Учебная технология «Я хочу учиться» может быть использована учителями начальных классов в процессе индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией. |
Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В., методист кафедры дошкольного и начального общего образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ |