ФИО
Зорина Елена Николаевна, Сунцова Юлия Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Зорина Елена Николаевна - учитель-дефектолог; Сунцова Юлия Владимировна – воспитатель.
СТАЖ РАБОТЫ
Зорина Елена Николаевна - 27 лет, Сунцова Юлия Владимировна - 18 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 города Кирово-Чепецка, Кировской области (МБДОУ детский сад № 3 г. Кирово-Чепецка) 613047 Кировская область, город Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д.2, корп.3, тел.+7(83361) 6-31-01, e-mail: kchds3@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
коррекция, технология «Говорящая стена», развивающая предметно-пространственная среда, Обучение, Развитие, Дети с ОВЗ, воспитание
Педагогический опыт направлен на создание в образовательном учреждении условий для развития предметно-пространственной среды для дошкольников с ОВЗ, посредством технологии «Говорящая стена».
Технология «Говорящая стена» — однаиз новых форм организации среды пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Технология позволяет расширить рамки образовательного пространства. Она достаточно универсальна и может быть использована как на занятиях, так и в других режимных моментах пребывания ребенка в ДОУ.
Участники реализации технологии «Говорящая стена» – педагоги, воспитанники и их родители (законные представители).
Предлагаем авторский адаптированный вариант «Говорящей стены» для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). В опыте работы определены требования к наполнению «Говорящей стены», представлены особенности и образовательные возможности, а также описание комплектации и этапы реализации данной Технологии.
Ф.И.О. | Зорина Елена Николаевна, Сунцова Юлия Владимировна |
Организация | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 города Кирово-Чепецка, Кировской области
(МБДОУ детский сад № 3 г. Кирово-Чепецка) 613047 Кировская область, город Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д.2, корп.3, тел.+7(83361) 6-31-01, e-mail: kchds3@mail.ru |
Должность | Зорина Елена Николаевна — учитель-дефектолог;
Сунцова Юлия Владимировна – воспитатель. |
Стаж работы | Зорина Елена Николаевна — 27 лет,
Сунцова Юлия Владимировна — 18 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Внедрение технологии «Говорящая стена» в образовательное пространство дошкольной образовательной организации. |
Ключевые слова | Дети с ОВЗ, развивающая предметно-пространственная среда, технология «Говорящая стена», обучение, коррекция, воспитание, развитие. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Педагогический опыт направлен на создание в образовательном учреждении условий для развития предметно-пространственной среды для дошкольников с ОВЗ, посредством технологии «Говорящая стена».
Технология «Говорящая стена» — одна из новых форм организации среды пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Технология позволяет расширить рамки образовательного пространства. Она достаточно универсальна и может быть использована как на занятиях, так и в других режимных моментах пребывания ребенка в ДОУ. Участники реализации технологии «Говорящая стена» – педагоги, воспитанники и их родители (законные представители). Предлагаем авторский адаптированный вариант «Говорящей стены» для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). В опыте работы определены требования к наполнению «Говорящей стены», представлены особенности и образовательные возможности, а также описание комплектации и этапы реализации данной Технологии. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Необходимость поиска инновационных вариативных форм, технологий, методов и средств организации предметно-пространственной среды ДОУ для детей с ОВЗ |
Актуальность | Предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии детей, а особенно в развитии детей с ОВЗ. Она должна быть безопасной, интересной и стимулирующей, предоставлять возможности для активной игры, творчества, обучения и социального взаимодействия.
На современном этапе особенно актуальным для педагогов дошкольных образовательных организаций становится поиск новых вариативных форм, способов, методов, средств и технологий организации развивающего предметного пространства для дошкольников. Основная цель такой среды — обеспечить ребенку с ОВЗ возможность полноценного развития, обучения и социализации. На сегодняшний день существует много вариантов преобразования предметно-пространственной среды. Мы остановили свой выбор на технологии «Говорящая стена» т.к. считаем ее наиболее доступной, эффективной и продуктивной в обучении детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Технология «Говорящая стена» позволяет преобразовать среду пребывания ребенка в обучающую, развивающую и воспитывающую. |
Новизна | Новизна педагогического опыта заключается в адаптации технологии «Говорящая стена» под психо-физиологические особенности и образовательные потребности детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в предметно-развивающем пространстве ДОУ.
Внедряемая технология «Говорящая стена» позволит: — обогатить и разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, способствующую всестороннему развитию дошкольников и социальной адаптации в обществе; — расширить реализуемую адаптированную образовательную программу дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями. |
Описание инновационного опыта | Этапы внедрения технологии «Говорящая стена»:
· Организационно-подготовительный этап: 1. Изучить научно-методическую, психолого- педагогическую литературу по проблеме; 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации; 3. Определить недостающие компоненты, и составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости; 4. Изучить интересы, предпочтения и особенностей детей с ОВЗ; 5. Разработать концепцию внедрения технологии «Говорящая стена», определив пространственное размещение оборудования в помещениях детского сада; 6. Вовлечь всех участников образовательного проекта в обновление развивающей среды ДОУ. · Практический этап: 1. Реализовать запланированные мероприятия по развитию предметно-пространственной среды детского сада. 2. Создать и внедрить технологию «Говорящая стена». 3. Привлечь родителей к созданию развивающей среды ДОУ. · Заключительный этап: 1. Подвести итоги по реализации Технологии. 2. Провести рефлексию. 3. Обобщить и презентовать опыт работы. Требования к созданию «Говорящей стены»: — Сотрудничество; — Систематичность; — Безопасность; — Эстетичность; — Дозированность; — Учет возрастных и психо — физических особенностей детей с ОВЗ. Особенности технологии «Говорящая стена»: — Блочная; — Мобильная; — Функциональная; — Универсальная; — Обучающая; — Развивающая.
Образовательные возможности Технологии для детей с ОВЗ: — Перевод образовательного пространства из горизонтального в вертикальное, удлинение пространства; — Информационная доступность; — Возможность интеграции образовательных областей; — Трансформация учебного материала; — Вариативность подачи материала; — ИКТ возможность, как часть стены; — Использование в различных режимных моментах; — Разные формы ведения «диалога» со стеной; — Разные формы использования технологии «Говорящая стена». Комплектация: Авторский вариант «Говорящей стены» состоит из 6 мольбертов Мотнессори и 12 съемных панелей, а также дидактического материала и игрового оборудования. Панели: · Магнитно-маркерная · Грифельная · Фетровая/ ковролиновая · Панель с перфорацией · Панель с полкой · Панель «окно» · Театральная панель · Тактильная с карманами · ЛЕГО-панель · Панель-Бизиборд (несколько вариантов) · Панель-Лабиринт Данный опыт по использованию технологии «Говорящая стена» в аспекте преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для воспитанников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) может использоваться в других дошкольных образовательных организациях, реализующих ФАОП ДО для детей с интеллектуальными нарушениями. |
Продукт опыта / проекта | — Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды обеспечивающее полноценное развитие детей с ОВЗ;
— Разработана концепция и методическое сопровождение наполнения технологии «Говорящая стена»; — Определена комплектация «Говорящей стены»; -Разработаны и подобраны игры, упражнения, дидактический материал и игровое оборудование для каждой панели; — Технология «Говорящая стена» успешно внедрена и продуктивно используется в образовательном пространстве ДОУ. |
Затруднения в реализации, риски | При реализации данного опыта работы можно предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:
— неготовность и незаинтересованность педагогов в использовании новых способов преобразования предметно-развивающего пространства ДОУ; — отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместной деятельности по внедрению технологии. Методы устранения рисков: — повышение мотивации и заинтересованности педагогов за счет изучения опыта работы педагогов других ДОУ, курсов повышения квалификации, проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов; — активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте ДОУ и т.д.) |
Результат использования опыта/проекта в практике | Результаты использования технологии «Говорящая стена»:
Для детей: — формирование познавательного интереса; — развитие и коррекция психических процессов и всей личности в целом; — развитие элементов самостоятельности и творчества. Для педагогов — новая форма организация пространства, несущая образовательную нагрузку; — решение задач по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию; — основа для педагогических наблюдений и мониторинга. Для родителей: — непосредственное участие в образовательном процессе; — вовлеченность в интересы детей. |
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | Экспертное заключение Муниципальной методической службы: Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Многофункциональный ресурсный центр города Кирово-Чепецка Кировской области» |
Ф.И.О. эксперта | Смирнова С.А., старший преподаватель кафедры инклюзивного образования.
|
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |