ФИО

Зорина Елена Николаевна, Сунцова Юлия Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Зорина Елена Николаевна - учитель-дефектолог; Сунцова Юлия Владимировна – воспитатель.

СТАЖ РАБОТЫ

Зорина Елена Николаевна - 27 лет, Сунцова Юлия Владимировна - 18 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 города Кирово-Чепецка, Кировской области (МБДОУ детский сад № 3 г. Кирово-Чепецка) 613047 Кировская область, город Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д.2, корп.3, тел.+7(83361) 6-31-01, e-mail: kchds3@mail.ru

Педагогический опыт направлен на создание в образовательном учреждении условий для развития предметно-пространственной среды для дошкольников с ОВЗ, посредством технологии «Говорящая стена».

Технология «Говорящая стена» — однаиз новых форм организации среды пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Технология позволяет расширить рамки образовательного пространства. Она достаточно универсальна и может быть использована как на занятиях, так и в других режимных моментах пребывания ребенка в ДОУ.

Участники реализации технологии «Говорящая стена» – педагоги, воспитанники и их родители (законные представители).

Предлагаем авторский адаптированный вариант «Говорящей стены» для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). В опыте работы определены требования к наполнению «Говорящей стены», представлены особенности и образовательные возможности, а также описание комплектации и этапы реализации данной Технологии.

Ф.И.О. Зорина Елена Николаевна, Сунцова Юлия Владимировна
Организация Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 города Кирово-Чепецка, Кировской области

(МБДОУ детский сад № 3 г. Кирово-Чепецка)

613047 Кировская область, город Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д.2, корп.3, тел.+7(83361) 6-31-01, e-mail: kchds3@mail.ru

Должность Зорина Елена Николаевна — учитель-дефектолог;

Сунцова Юлия Владимировна – воспитатель.

Стаж работы Зорина Елена Николаевна — 27 лет,

Сунцова Юлия Владимировна — 18 лет

Тема инновационного педагогического опыта / проекта Внедрение технологии «Говорящая стена» в образовательное пространство дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова Дети с ОВЗ, развивающая предметно-пространственная среда, технология «Говорящая стена», обучение, коррекция, воспитание, развитие.
Аннотация (не более 500 знаков) Педагогический опыт направлен на создание в образовательном учреждении условий для развития предметно-пространственной среды для дошкольников с ОВЗ, посредством технологии «Говорящая стена».

Технология «Говорящая стена» — одна из новых форм организации среды пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Технология позволяет расширить рамки образовательного пространства. Она достаточно универсальна и может быть использована как на занятиях, так и в других режимных моментах пребывания ребенка в ДОУ.

Участники реализации технологии «Говорящая стена» – педагоги, воспитанники и их родители (законные представители).

Предлагаем авторский адаптированный вариант «Говорящей стены» для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

В опыте работы определены требования к наполнению «Говорящей стены», представлены особенности и образовательные возможности, а также описание комплектации и этапы реализации данной Технологии.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Необходимость поиска инновационных вариативных форм, технологий, методов и средств организации предметно-пространственной среды ДОУ для детей с ОВЗ
Актуальность Предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии детей, а особенно в развитии детей с ОВЗ. Она должна быть безопасной, интересной и стимулирующей, предоставлять возможности для активной игры, творчества, обучения и социального взаимодействия.

На современном этапе особенно актуальным для педагогов дошкольных образовательных организаций становится поиск новых вариативных форм, способов, методов, средств и технологий организации развивающего предметного пространства для дошкольников.

Основная цель такой среды — обеспечить ребенку с ОВЗ возможность полноценного развития, обучения и социализации.

На сегодняшний день существует много вариантов преобразования предметно-пространственной среды. Мы остановили свой выбор на технологии «Говорящая стена» т.к. считаем ее наиболее доступной, эффективной и продуктивной в обучении детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Технология «Говорящая стена» позволяет преобразовать среду пребывания ребенка в обучающую, развивающую и воспитывающую.

Новизна Новизна педагогического опыта заключается в адаптации технологии «Говорящая стена» под психо-физиологические особенности и образовательные потребности детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в предметно-развивающем пространстве ДОУ.

Внедряемая технология «Говорящая стена» позволит:

— обогатить и разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, способствующую всестороннему развитию дошкольников и социальной адаптации в обществе;

— расширить реализуемую адаптированную образовательную программу дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями.

Описание инновационного опыта        Этапы внедрения технологии «Говорящая стена»:

·       Организационно-подготовительный этап:

1. Изучить научно-методическую, психолого- педагогическую литературу по проблеме;

2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации;

3. Определить недостающие компоненты, и составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости;

4. Изучить интересы, предпочтения и особенностей детей с ОВЗ;

5. Разработать концепцию внедрения технологии «Говорящая стена», определив пространственное размещение оборудования в помещениях детского сада;

6. Вовлечь всех участников образовательного проекта в обновление развивающей среды ДОУ.

·       Практический этап:

1. Реализовать запланированные мероприятия по развитию предметно-пространственной среды детского сада.

2. Создать и внедрить технологию «Говорящая стена».

3. Привлечь родителей к созданию развивающей среды ДОУ.

·       Заключительный этап:

1. Подвести итоги по реализации Технологии.

2. Провести рефлексию.

3. Обобщить и презентовать опыт работы.

      Требования к созданию «Говорящей стены»:

— Сотрудничество;

— Систематичность;

— Безопасность;

— Эстетичность;

— Дозированность;

— Учет возрастных и психо — физических особенностей детей с ОВЗ.

      Особенности технологии «Говорящая стена»:

Блочная;

— Мобильная;

— Функциональная;

— Универсальная;

— Обучающая;

— Развивающая.

 

       Образовательные возможности Технологии для детей с ОВЗ:

— Перевод образовательного пространства из горизонтального в вертикальное, удлинение пространства;

— Информационная доступность;

— Возможность интеграции образовательных областей;

— Трансформация учебного материала;

— Вариативность подачи материала;

— ИКТ возможность, как часть стены;

— Использование в различных режимных моментах;

— Разные формы ведения «диалога» со стеной;

— Разные формы использования технологии «Говорящая стена».

       Комплектация:

Авторский вариант «Говорящей стены» состоит из 6 мольбертов Мотнессори и 12 съемных панелей, а также дидактического материала и игрового оборудования.

       Панели:

·       Магнитно-маркерная

·       Грифельная

·       Фетровая/ ковролиновая

·       Панель с перфорацией

·       Панель с полкой

·       Панель «окно»

·       Театральная панель

·       Тактильная с карманами

·       ЛЕГО-панель

·       Панель-Бизиборд (несколько вариантов)

·       Панель-Лабиринт

Данный опыт по использованию технологии «Говорящая стена» в аспекте преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для воспитанников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) может использоваться в других дошкольных образовательных организациях, реализующих ФАОП ДО для детей с интеллектуальными нарушениями.

Продукт опыта / проекта — Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды обеспечивающее полноценное развитие детей с ОВЗ;

— Разработана концепция и методическое сопровождение наполнения технологии «Говорящая стена»;

— Определена комплектация «Говорящей стены»;

-Разработаны и подобраны игры, упражнения, дидактический материал и игровое оборудование для каждой панели;

— Технология «Говорящая стена» успешно внедрена и продуктивно используется в образовательном пространстве ДОУ.

Затруднения в реализации, риски При реализации данного опыта работы можно предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:

— неготовность и незаинтересованность педагогов в использовании новых способов преобразования предметно-развивающего пространства ДОУ;

— отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместной деятельности по внедрению технологии.

Методы устранения рисков:

— повышение мотивации и заинтересованности педагогов за счет изучения опыта работы педагогов других ДОУ, курсов повышения квалификации, проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов;

— активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте ДОУ и т.д.)

Результат использования опыта/проекта в практике Результаты использования технологии «Говорящая стена»:

Для детей:

— формирование познавательного интереса;

— развитие и коррекция психических процессов и всей личности в целом;

— развитие элементов самостоятельности и творчества.

Для педагогов

— новая форма организация пространства, несущая образовательную нагрузку;

— решение задач по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию;

— основа для педагогических наблюдений и мониторинга.

Для родителей:

— непосредственное участие в образовательном процессе;

— вовлеченность в интересы детей.

Публикации

по теме опыта

 
Экспертное заключение Экспертное заключение Муниципальной методической службы: Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Многофункциональный ресурсный центр города Кирово-Чепецка Кировской области»
Ф.И.О. эксперта  Смирнова С.А., старший преподаватель кафедры инклюзивного образования.

 

Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование

Описание педагогического опыта Внедрение технологии Говорящая стена 22
Скачать файл
Приложение к опыту (презентация 1) Внедрение технологии Говорящая стена
Скачать файл
Приложение к опыту (презентация 2) Комплекснтематический подход к организации Технологии
Скачать файл
Экспертное заключение пед.опыта
Скачать файл