ФИО
Гордина Елена Георгиевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии
СТАЖ РАБОТЫ
11 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ СОШ с.Гордино Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гордино Афанасьевского муниципального округа Кировской области 613094, ул. Мира, 34 с.Гордино Афанасьевского района Кировской области 8-(83331)-2-43-67 gordinoshkola@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Описанный педагогический опыт позволяет привлечь внимание педагогов к важности сознания условий для формирования креативного мышления школьников. Приёмы, описанные в разработке, позволяют повысить интерес учащихся к изучению предмета. Данный опыт доступен и может быть применён на уроках любого направления.
Ф.И.О. | Гордина Елена Георгиевна |
Организация | МБОУ СОШ с.Гордино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гордино Афанасьевского муниципального округа Кировской области 613094, ул. Мира, 34 с.Гордино Афанасьевского района Кировской области 8-(83331)-2-43-67 |
Должность | Учитель биологии |
Стаж работы | 11 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Мастер-класс «Развитие креативного мышления на уроках биологии»
|
Ключевые слова | Мастер-класс, фишки урока, креативное мышление. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Описанный педагогический опыт позволяет привлечь внимание педагогов к важности сознания условий для формирования креативного мышления школьников. Приёмы, описанные в разработке, позволяют повысить интерес учащихся к изучению предмета. Данный опыт доступен и может быть применён на уроках любого направления. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема развития креативного мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих дидактических и методических проблем образовательного процесса. И это понятно, так как именно творческий человек способен в современном социуме достичь не только личностных успехов, но и быть полезным обществу в условиях быстро изменяющейся действительности. Использование школой многие годы форм обучения, направленных на усвоение учебного материала и его воспроизведение, когда ученик выступал в форме пассивного объекта этого процесса, привело к тому, что учащиеся часто не умеют применить свои знания для решения конкретной практической задачи. «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли», — писал В.А. Сухомлинский. |
Актуальность | В ходе моей педагогической деятельности выяснилось, что даже у старшеклассников умение логически мыслить было не на высоте. Они не могли самостоятельно и эффективно работать с учебником. Добросовестно выучив содержание материала, большинство из них не могли применить эти знания в новой ситуации, все время пытались восстановить в памяти прочитанный текст, рассуждали сбивчиво и нелогично. На уроке ребята не могли одновременно следить за логикой моего изложения материала и кратко, четко формулировать и записывать основные положения. В результате, стало понятно, что одна из главных причин их невысокой успеваемости – неумение организовать учебный труд, неумение учиться и что самое неприятное – отсутствие желания заниматься учебной деятельностью. Поэтому, приходится постоянно внедрять методы обучения, которые в первую очередь должны пробудить интерес к уроку. И вот тогда уже ребенок позволит развивать в себе мыслительную деятельность, коммуникативность, воспитывать самостоятельность в систематизации и повторения изученного.
Решением данной проблемы занимаются многие педагоги, учителя. И каждый вклад в развитие креативного мышления школьников даёт свои положительные результаты, поэтому, считаю, что на каждом уроке важно создавать условия для развития креативного мышления. А методы и приёмы, используемые мною в этих целях, кроме того, повышают интерес у обучающихся к изучению биологии. решаются в представляемом опыте. |
Новизна | Систематический подход к созданию условий для развития креативного мышления |
Описание инновационного опыта | Традиционно креативность принято было связывать с людьми творческих профессий, однако на стыке ХХ и ХХI столетий креативность стала рассматриваться в качестве одного из обязательных атрибутов успешного человека вообще. Родившись, каждый человек сразу же вынужден стать креативным, ведь у него нет опыта действий в разных ситуациях. Когда мы растем и развиваемся, то получаем жизненный опыт, который формирует в голове шаблоны поведения. Конечно, эти шаблоны значительно упрощают нашу жизнь, но приводят к последствиям и с возрастом мышление может стать не таким гибким. Мозг ребёнка сильнее всего развивается и трансформируется во время учебы в школе, поэтому на своих уроках я создаю условия для творческого креативного мышления, которое входит в состав функциональной грамотности. В своей работе я выделила 2 основных пути развития креативного мышления: моделирование и игры. Моделирование – это создание моделей, которые могут быть предметными, то есть модели биологических объектов и информационными – ментальные карты, опорные конспекты.
Достаточно эффективным считаю приём создания интеллект-карт=ментальных карт по предложенному тексту, применение опорных конспектов, предметное моделирование. Не менее эффективными являются игры, среди которых есть универсальные, и могут быть использованы на любом этапе урока. |
Продукт опыта / проекта | Фишки урока, ментальные карты, опорные конспекты, модели |
Затруднения в реализации, риски | Уменьшение числа часов на изучение программы по предмету «Биология» |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Применение данного опыта влияет не только на количественные показатели, но и личностное изменение в отношении детей к предмету, повышается интерес, дети испытывают ситуации успеха, учатся взаимодействовать, высказывать и доказывать свою точку зрения. Находят нестандартные пути решения проблемы. Всё это, безусловно, сказывается и на уровне воспитанности, и на развитии личности учащихся, повышаются предметные показатели, растут метапредметные показатели, а это явные преимущества по сравнению с традиционной системой обучения и воспитания. |
Публикации
по теме опыта |
https://vk.com/topic-206695950_48186014
|
Экспертное заключение | Практическая значимость данного опыта работы заключается в том, что она может представлять интерес не только для учителей биологии, но и для других учителей – предметников. Опыт может быть транслирован в условиях любой образовательной организации, а также представлять идею для творчески работающих учителей по созданию условий для развития креативного мышления школьников. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Н.В., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Естественно-научные предметы |