ФИО

Дудина Татьяна Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель математики

СТАЖ РАБОТЫ

25 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Даровской». Адрес ОУ: Кировская область пгт Даровской, ул. Октябрьская 19 – а, телефон ОУ: 8(83336)22270. E-mail: tvdudinaa@gmail.com

В педагогической и методической литературе интегративный подход определяется как одно из прогрессивных направлений. Этот подход в обучении реализуется в процессе формирования научной картины мира, целостного представления об исследуемом объекте, развития мышления и познавательных способностей. По мнению М. И. Махмутова, интеграция в обучении выступает как «условие всестороннего развития личности ребенка».

Ф.И.О. Дудина Татьяна Владимировна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Даровской».

Адрес ОУ: Кировская область пгт Даровской, ул. Октябрьская 19 – а,

телефон ОУ: 8(83336)22270.

E-mail: tvdudinaa@gmail.com

Должность учитель математики
Стаж работы 25 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Реализация интегративного подхода в системе обучения математике в условиях современной школы
Ключевые слова интеграция, целостная картина мира
Аннотация (не более 500 знаков) В педагогической и методической литературе интегративный подход определяется как одно из прогрессивных направлений. Этот подход в обучении реализуется в процессе формирования научной картины мира, целостного представления об исследуемом объекте, развития мышления и познавательных способностей. По мнению М. И. Махмутова, интеграция в обучении выступает как «условие всестороннего развития личности ребенка».
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Мотивацией для развития интегративного подхода послужили противоречия,

с которыми сталкивается при работе учитель в школе:

×   Между низким уровнем мотивации учащихся к освоению знаний по математике и высокими требованиями общества к математической подготовленности выпускников школы;

×   Между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках математики, и уровнем практического применения знаний в жизни;

×   Между едиными требованиями стандартов к уровню усвоения знаний и индивидуальными способностями к изучению точных наук.

Актуальность Основанием для реализации интегративного подхода в обучении служит общепринятая платформа сближения научных знаний. «Чем больше исходных данных интеграции, тем большим развивающим потенциалом она обладает».

Одним из путей достижения этого является использование межпредметных связей в рамках школьных предметов /интегративный подход/, а затем – интеграция. Под интеграцией понимают глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Новизна В новых программах по предметам введены специальные разделы о межпредметных связях, а ФГОС второго поколения законодательно закрепил необходимость метапредметного подхода в образовании.
Описание инновационного опыта В педагогике «интеграция» имеет два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире, наиболее полно представить, что мир един, что он пронизан внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса не задев при этом множества других (здесь интеграция – цель обучения);

б) нахождение общей платформы сближение предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Мною интеграция используется как средство обучения на уроках получения новых знаний и на уроках коррекции знаний. В курсе геометрии при изучении темы «Векторы» рассматриваю сведения, полученные учащимися в курсе физики при рассмотрении вопросов «Сила – векторная величина». Использование физического материала содействует развитию навыков в применении математического аппарата.

При изучение темы «Подобие» опираюсь на сведения из курса географии, полученные учащимся в темах «Измерение расстояний на местности», «Составление схематического плана участка местности способом полярной съемки». Опора на географические знания способствует выведению математических понятий необходимых в изучении темы, а также осмыслению математических действий в измерительных умениях географического значения.

Опора на математические методы в программе по химии позволяет количественно оценивать закономерности химических процессов. Для решения многих задач по химии требуется умение решать пропорции, умение сокращать и грамотно вести подсчеты, а также округлять числа. При этом происходит обобщение математических знаний и умений учащихся в новой ситуации.

При изучении темы “Осевая и центральная симметрия” вопрос о наличии видов симметрии в природе способствует формированию целостного представления о симметрии. В школьном курсе математики существует достаточно много тем, которые способствуют осознанному восприятию биологических понятий и известных биологических законов. Например, “Золотое сечение и гармония форм природы”, “Геометрическая прогрессия и потенциальные возможности размножения организмов”.

Этапы работы над проектом интегрированного учебного занятия

1 этап – работа с понятиями

2 этап – привлечение учителей – предметников и  планирование работы над учебным занятием

3 этап – сбор информации по теме

4 этап – создание сценария учебного занятия с уточнением задач и предполагаемых результатов

5 этап – реализация и анализ работы

Многие считают математику вспомогательным элементом – счетной машинкой для других наук. Видят взаимосвязь математики в основном с естественными науками, но это не так. Математику можно рассматривать в ракурсе многих искусств, тем самым показав совершенно иную «красивую» математику «не для математиков». Мы все хорошо знаем о существовании математических теорий музыки и живописи, однако для учащихся этот факт является неожиданным открытием и вызывает интерес.

Продукт опыта Технологическая карта урока математики
Затруднения в реализации, риски В реализации интегративного подхода в преподавании встречаются следующие затруднения:

×   длительность в подготовке к учебному занятию;

×   необходимость проанализировать большой объём информации из разных областей;

сложность выйти за рамки своего предмета и быть на высоком уровне в новых областях знаний.

Публикации

по теме опыта

«Практико-ориентированные задачи по математике». 5 – 6 класс: учебное пособие/авт.-сост. Ю.А. Скурихина. – КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». 2019. – 183 с.
Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требования регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, к.п.н., доктор философии МОАН
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ. Основное и среднее образование. Математика и информатика

 

Приложение 1, устно
Скачать файл
приложение 2, мульт
Скачать файл
Приложение 3, учебник
Скачать файл
приложение 4, ноты
Скачать файл
Приложение 5, модель
Скачать файл
Приложение 6, информационный лист
Скачать файл
ТВ Дудина технологическая карта урока
Скачать файл