ФИО
Некрасова Светлана Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
31 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ СОШ с. Пашино 613090, Кировская область, Афанасьевский район, с. Пашино, ул. Центральная,16; 8 (83331) 2 82 45; sweta.necrasowa2016@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
самостоятельная деятельность, приемы работы с текстом, Технология критического мышления через чтение и письмо
Урок нацелен на реализацию ФГОС в школьной образовательной практике с применением цифровых образовательных ресурсов (мультимедийное приложение на основе использования электронных учебников и учебников с электронным приложением).
Технологии урока: ТРКМЧП (создание проблемной ситуации, групповая, парная и индивидуальная работа; составление схемы), технология проблемного обучения. Использование приёмов из указанных технологий позволит раскрыть индивидуальность каждого ученика как субъекта обучения, способствует достижению предметных и метапредметных результатов обучения, закрепленных Стандартом.
Информационная карта педагогического опыта | ||
Ф.И.О. | Некрасова Светлана Ивановна | |
Учреждение | МБОУ СОШ с. Пашино
613090, Кировская область, Афанасьевский район, с. Пашино, ул. Центральная,16; 8 (83331) 2 82 45; sweta.necrasowa2016@yandex.ru |
|
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Стаж работы | 31 год | |
1. Тема инновационного педагогического опыта | Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка | |
2. Источник изменений | Новые средства обучения (ИКТ) и новые условия образовательной деятельности | |
3. Идея изменений | Идея изменений заключается в использовании новых средств обучения (ИКТ) и создании условий для раскрытия индивидуальности ученика как субъекта обучения. В своей работе использую приемы из ТРКМЧП, актуальность которой заключается в удачном сочетании проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока. | |
4. Концепция изменений: Технология развития критического мышления позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательной технологии характеризуются переходом обучения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий. | ||
Актуальность | Урок нацелен на реализацию ФГОС в школьной образовательной практике с применением цифровых образовательных ресурсов (мультимедийное приложение на основе использования электронных учебников и учебников с электронным приложением).
Технологии урока: ТРКМЧП (создание проблемной ситуации, групповая, парная и индивидуальная работа; составление схемы), технология проблемного обучения. Использование приёмов из указанных технологий позволит раскрыть индивидуальность каждого ученика как субъекта обучения, способствует достижению предметных и метапредметных результатов обучения, закрепленных Стандартом. |
|
Новизна | Новизна заключается в применении и создании комплекса ЭОР (демонстрационных, интерактивных материалов, видеопроектов) для достижения высоких образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных, и повышения мотивационного характера на уроках русского языка и литературы. | |
Ожидания | Формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие творческих способностей, образного мышления. На технологическом уровне — оптимальное сочетание технологии развития критического мышления с ИКТ, позволяющее снизить трудоемкость достижения намеченного результата. |
|
Затруднения в реализации, риски
|
Недостаток необходимой материально-технической базы, учебно-методического обеспечения. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая). | |
5. Условия реализации изменений | Готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег; постоянное совершенствование профессионального уровня педагога по актуальным проблемам модернизации образования. | |
6. Результат изменений | Положительная динамика изменения мотивации и показателей знаний обучающихся; количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах, олимпиадах, разного уровня. Ежегодно среди моих учеников есть победители и призёры олимпиад (муниципальный этап) по русскому языку и литературе, интеллектуальных конкурсов муниципального, регионального, всероссийского уровней: «Русский медвежонок — языкознание для всех», Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку имени Кирилла и Мефодия, «ПЕГАС». Кроме учебных достижений, возрастает творческая активность обучающихся. Ребята принимают участие в многочисленных творческих конкурсах и проектах разных уровней, являются победителями и призёрами этих конкурсов («Образы Земли», «Подрост», «Гимн воде» и др.) Результаты ГИА по русскому языку выше значений среднеобластного показателя. | |
7. Публикации | Статья из сборника
Некрасова С.И. Формирование познавательного интереса через использование приемов активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка [Текст]. С.И. Некрасова //Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы [Текст]: 47 областная научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы. (Киров, 29 октября 2020 года): Сборник материалов / Составитель М.С. Давыдова; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Полиграфовна», 2020 . – 123 с.– (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).
Некрасова С.И. Технология развития критического мышления и ЭОР на уроках русского языка [Текст]. С.И. Некрасова // Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе: 49-я областная научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы (Киров, 23 ноября 2022 года): Сборник материалов/Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2022. – 108 с. – (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»). |
|
8. Описание
инновационного опыта учителя |
Одной из технологий, позволяющей стать обучающемуся субъектом процесса обучения и плодотворно развивать самостоятельность и коммуникативные умения, является ТРКМЧП. Выбор технологии обусловлен еще и тем, что она предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.
Стадия «Вызов» Цель: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению информации; постановка учеником собственных целей обучения. На этом этапе я использую следующие приёмы: прогнозирование с помощью открытых вопросов, «Верные и неверные утверждения», блиц-опрос, графическое и цветовое оформление информации, «Дерево предсказаний», списки известной информации, рассказ- предположение по ключевым словам, кластеры, таблицы, перепутанные логические цепочки. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами. Стадия осмысления Цель: организация активного восприятия текста, развитие умения анализировать и систематизировать информацию. Предлагаю приемы активного чтения: «чтение с пометами» (инсерт), ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, толстые и тонкие вопросы, составление схем, таблиц. С целью активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся, разнообразить их формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности используем ЭОР. Работа ведется индивидуально – парами – группами. Стадия рефлексии Цель: установление связи и причинно-следственных отношений в новой информации, выполнение аналитико-синтетических задач; оценка результатов собственной деятельности, повторение способов нового знания, постановка учеником новых целей обучения. Для реализации рефлексии содержания учебной деятельности использую прием кластер, возвращение к таблицам, схемам, ключевым словам, дифференцированное домашнее задание. Своеобразным итогом работы на уроке и одним из элементов рефлексии является сотворчество – важное читательское умение. Предлагаю творческие работы: ассоциации, синквейн, эссэ, сочинения-рассуждения, акростихи. Использование приемов стратегии развития критического мышления, сотрудничество на уроке позволяют всех обучающихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений школьников, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. |
|
Экспертное заключение (масштабы распространения опыта) | Тема инновационного педагогического опыта «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных технологий преподавания курса русского языка, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор, опираясь на системно-деятельностный подход, представляет опыт использования приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на основе использования электронных учебников и учебников с электронным приложением. Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания русского языка, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в применении и создании комплекса ЭОР (демонстрационных, интерактивных материалов, видеопроектов) для достижения высоких образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных — и повышения мотивации к изучению курса русского языка. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка урока русского языка для 8 класса по теме «Однородные и неоднородные определения», приложенные к ней рабочие материалы и мультимедийная презентация. Инновационный опыт, представленный в двух публикациях в сборниках 47-й и 49-й областных научно-практических конференций учителей русского языка и литературы, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка» соответствует требованиям, предъявляемым
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
|
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна | |
Рубрика | Обучение
Русский язык и литература |
|
Ключевые слова | Технология критического мышления через чтение и письмо, приемы работы с текстом, самостоятельная деятельность. | |
Приложения | Приложение 1. Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения».
Приложение 2. Презентация. |