ФИО
Алыпова Ольга Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
39 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
КОГОБУ СШ пгт Кумены Кировское областное государственное областное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Кумены» ул. Поселковая д.10 8(83343)21286
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
формирование финансовой грамотности, современное обучение, младшие школьники, ФГОС, финансовая грамотность, проектная деятельность
Дополнительно может быть представлена видео визитка представленного опыта (продолжительность видеоролика не более 2 минут)
Ф.И.О. | Алыпова Ольга Владимировна | ||||||||
Организация | КОГОБУ СШ пгт Кумены
Кировское областное государственное областное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Кумены» ул. Поселковая д.10 8(83343)21286 |
||||||||
Должность | Учитель начальных классов | ||||||||
Стаж работы | 39 лет | ||||||||
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Использование проектной технологии в обучении для формирования основ финансовой грамотности, как одной из составляющих личностного развития младших школьников» | ||||||||
Ключевые слова | Финансовая грамотность, младшие школьники, современное обучение, проектная деятельность, ФГОС, формирование финансовой грамотности.
|
||||||||
Аннотация (не больше 500 знаков) | Достоинством данного опыта является его новизна и нестандартность подхода к изучению финансовой грамотности в условиях новых ФГОС. Данный опыт был представлен в рамках региональной инновационной площадки. Опыт учителя начальных классов для формирования основ финансовой грамотности, как одной из составляющих личностного развития младших школьников», может быть использован учителями начальных классов образовательных организаций | ||||||||
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Основной проблемой является то, что главным достоинством проектной деятельности в начальной школе становится не только и не столько результат деятельности, сколько сам процесс этой деятельности. Школьникам приходится просить помощи у родителей, у которых постоянно нет времени, во внеурочное время искать дополнительные источники информации, делать посильные расчеты, учатся экономить деньги, составлять сметы на расходы, так как у детей нет материальных возможностей на реализацию своих задумок, не все родители это поддерживают. | ||||||||
Актуальность | Такой подход позволяет включить обучающихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования социально-исследовательских знаний на уровне финансовой грамотности. Вопрос финансовой грамотности очень важен, так как является сопутствующим элементом в рамках взаимодействия младшего школьника с окружающей средой. При помощи проектной деятельности формирование финансовой грамотности становится более простой задачей, к тому же позволяет выявлять (в зависимости от заданной ситуации) находчивость и самостоятельность, стимулируя тем самым формирование необходимых личностных качеств.
|
||||||||
Новизна | Формирование основ финансовой грамотности, как одной из составляющих личностного развития младших школьников формируется через комплекс проектов, реализуемых обучающимися совместно с учителем на уроках окружающего мира по материалам учебников, по собственным наблюдениям. | ||||||||
Описание инновационного опыта |
Использование проектной технологии в обучении для формирования основ финансовой грамотности, как одной из составляющих личностного развития младших школьников. В своей статье покажу особенности формирования основ финансовой грамотности у младших школьников, как одной из составляющих личностного развития. Современная система образования в соответствии с ФГОС делает акцент на всестороннем развитии личности ребенка, поэтому данная тема является крайне актуальной. Вопрос финансовой грамотности очень важен, так как является сопутствующим элементом в рамках взаимодействия младшего школьника с окружающей средой. При помощи проектной деятельности формирование финансовой грамотности становится более простой задачей, к тому же позволяет выявлять (в зависимости от заданной ситуации) находчивость и самостоятельность, стимулируя тем самым формирование необходимых личностных качеств. Ключевые слова: финансовая грамотность, младшие школьники, современное обучение, проектная деятельность, ФГОС, формирование финансовой грамотности. В начальных классах в соответствии с данным образовательным стандартом необходимо изменить позицию ребенка по отношению к окружающему миру. Младший школьник – это личность, которая учится строить коммуникативные связи. Основная задача учебно-воспитательного процесса заключается в формировании готовности к самостоятельному нахождению способов познавательной информации, построению человеческих отношений, взаимодействию, общению, и уже на этой основе обогащению собственного запаса знаний и опыта. То есть правильно замотивировать школьника на самостоятельный поиск нужной информации С таким подходом ребенок приобретает еще и самостоятельность, уверенность в принятии решений. Финансовая грамотность– это совокупность знаний о финансах как таковых, включая структуру, особенности, основные положения и законодательные акты. В данном случае речь идет о формировании понимания социальной жизни в отношении построения финансовых отношений. В современном социуме снижаются возрастные границы для начала экономического воспитания и формирования финансовой грамотности школьников, что является необходимым условием успешной социализации в целом. В условиях нашей социальной действительности ребенок оказывается в потоке информации: ему трудно разобраться в тех явлениях окружающей среды, отдельные негативные проявления в области экономических взаимоотношений могут плохо повлиять на развитии личности ребенка. Современные психологи и педагоги считают (Н. Грамма, A. Шатова, И. Стасова), основа для будущей успешной экономической деятельности человека закладывается в детстве [1]. Именно поэтому главным является воспитание нового поколения, которое будет положительно воспринимать экономическую информацию, адекватно реагировать на общественные изменения, владеть навыками экономически целесообразного поведения. Соответственно, работая с младшими школьниками сегодня в данном направлении, возможно сформировать всесторонне развитую и грамотную личность, которая будет свободно ориентироваться во многих сферах. В определении составляющих финансовой грамотности младших школьников мы опираемся на научные труды O. Козловой, В. Москаленко, которые выделяют в структуре финансовой грамотности три компонента: когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный [3]. Когнитивный компонент ориентирован на общие знания о финансах, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации. Поведенческий компонент отражает образцы финансово-экономического поведения, которые ребенок усвоил в определенный возрастной период. Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребенка к финансово-экономической реальности. Составляющие процесса формирования финансовой грамотности, отражают изменения, происходящие в детстве. Первичный экономический опыт детей формируется на начальном уровне именно в том числе в процессе формирования финансовой грамотности младших школьников: через проектную деятельность в наблюдениях за действиями взрослых, в попытках копировать их действия, в общении со сверстниками, в просмотрах телевидения и тому подобное. Чтобы решить ту или иную финансовую проблему я использую метод проектов – совокупность учебно – познавательных приемов в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов По К.М. Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». В начальных классах отличительной чертой проектной деятельности для формирования основ финансовой культуры младших школьников – поиск информации, анализ, сопоставление, выделение главного. В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, составлением сметы расходов, анализ, проявление заинтересованности. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи; -оценивать затраты -сосчитать стоимость продукта — интервьюировать членов семьи; — составлять устный рассказ — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии. Результатом работы над проектом, является продукт: При работе над проектом «Грибы не просто лечат, они излечивают» дети считали сколько денег потратят на покупку грибного мицелия на 1 метр квадратный. Выясняли, сколько пачек нужно приобрести, чтобы засадить грибами 10 метров квадратных для нужного количества лосей в данном лесном массиве.
Сформированный мною такой опыт пригодится для дальнейшего формирования опыта финансовой грамотности. Чем опытнее ребенок в начале этого процесса, тем легче он будет осваивать новые знания и способы поведения в дальнейшем обучении. Но экономическое воспитание не может происходить вне экономической социализации и финансовой грамотности младших школьников. Как было указано выше, финансовая грамотность является частью экономической социализации ребенка, которая продолжается в процессе жизнедеятельности ребенка и охватывает почти все сферы жизни [1]. Проектная деятельность младших школьников создает положительную финансово-экономическую плоскость для формирования финансовой грамотности, опирается на усвоенные знания из экономической сферы, формирует личностные качества, необходимые для успешной экономической деятельности, ориентируется на развитие корпоративных взаимоотношений детей. Использование разнообразных форм проектной деятельности предоставляет учителю начальных классов возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Библиографический список1. Грамма, Н.Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н.Г. Грамма // Наука и образование — 2016. — № 5. — С. 25. 2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 416 с. 3. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. М.: Юрайт, 2019. 130 с. 4. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 8. — 46 с. |
||||||||
Продукт опыта / проекта | Конечным результатом формирования у детей финансовой грамотности должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, освоенные знания из экономической сферы, которые формируют личностные качества, необходимые для успешной экономической деятельности, ориентирующие на развитие корпоративных взаимоотношений детей. | ||||||||
Затруднения в реализации, риски | У детей младшего школьного возраста возникают противоречия между уровнем экологических знаний и уровнем финансовой грамотности. Существуют противоречия между многообразием форм и методов формирования финансовой грамотности и отбором таких из них, которые способствуют наиболее полноценному её формированию. Ребенок полностью финансово зависит от взрослого человека. От желания взрослого финансово помочь ребенку зависит продолжение проекта и дальнейшее развитие. | ||||||||
Публикации
по теме опыта |
-Алыпова О.В.Методическая разработка «Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития компетентностей» Всероссийское образовательное издание «Вестник педагога»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-62596 от 31.07.2015г -Алыпова О.В.Обобщение опыта «Проектная и исследовательская деятельность младшего школьного возраста» -Алыпова О.В Статья. «Формирование адекватной самооценки младших школьников в условиях инклюзивного обучения» Учебно-методическое пособие «Современные исследования специальной психологии» УДК 316.6 ББК 88.72-99я431 С56 -Алыпова О.В. Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 4. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46043.htm. -Алыпова О.В.Руководитель статьи «Проблемы и перспективы эпидемиологической обстановки по заболеванию бешенством» -Международный научно-методический журнал «Юный учёный» №9 декабрь 2016г СН № 00901404 -Алыпова О.В. Материалы готовятся к печати в журнале «Образование в Кировской области» «Использование проектной технологии в обучении для формирования основ финансовой грамотности, как одной из составляющих личностного развития младших школьников» 2023г |
||||||||
Экспертное заключение | |||||||||
Ф.И.О. эксперта | |||||||||
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ — Начальное общее образование |