ФИО

Ощепкова Наталья Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

43 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 г. Слободского Кировской обл. г.Слободской пр.Гагарина 25 тел.(262) 4-43-30 Slob1414@yandex.ru

Постижение истории малой родины через краеведение: рассмотрение исторических эпох и событий на местном материале; поисковая и исследовательская деятельность как средство социализации личности; поисковая и исследовательская работа; внеклассная работа по предмету. Участие в научно-исследовательских конференциях Метод проектов с учётом возрастных особенностей позволит успешно развивать у младших школьников универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), что приведёт к становлению личностных характеристик выпускника в соответствии с «портретом выпускника начальной школы»

Ф.И.О. Ощепкова Наталья Викторовна
Учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 г. Слободского Кировской обл.

г.Слободской пр.Гагарина 25 тел.(262) 4-43-30 Slob1414@yandex.ru

Должность   Учитель начальных классов
Стаж работы 43 года
1.Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при изучении истории родного края

(Групповой информационный проект « Моя малая родина», обобщающий опыт)

2.Источник изменений

В соответствии с ФГОС НОО результат образования основывается на учёте возрастных особенностей младших школьников, выборе наиболее эффективных технологий для достижения цели образования. Отсутствие мотивации у школьников к изучению истории малой родины. Ученик должен усвоить не только минимум знаний, но и научиться основным методам их добывания, овладеть приемами исследования.

3. Идея изменений

Постижение истории малой родины через краеведение: рассмотрение исторических эпох и событий на местном материале; поисковая и исследовательская деятельность как средство социализации личности; поисковая и исследовательская работа; внеклассная работа по предмету. Участие в научно-исследовательских конференциях

Метод проектов с учётом возрастных особенностей позволит успешно развивать у младших школьников универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), что приведёт к становлению личностных характеристик выпускника в соответствии с «портретом выпускника начальной школы»

4. Концепция изменений:

состоит в том, чтобы проектную деятельность, правильно организованную в школе с учётом возрастных особенностей, использовать как средство развития познавательной активности младшего школьника при изучении истории родного края, так как она дает возможность:

-для освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;

-для появления опыта использования ресурсов для достижения цели;

-для стимулирования практической деятельности учащихся и формирования всего набора УУД;

-для конструирования учебного процесса на основе индивидуального стиля деятельности учащихся

Актуальность В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Один из таких методов — проектная деятельность. Использование проектной деятельности в начальной школе способствуют формированию у учащихся основных образовательных компетенций:
Новизна Смоделировали процесс развития познавательной активности младших школьников при изучении истории родного края, а также определили наиболее эффективные виды проектной деятельности
Ожидания Активизируется познавательная деятельность, развивается креативное мышление, интерес к краеведческой работе. развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности

Использование проектной деятельности, как средство развития познавательной активности младшего школьника при изучении истории родного края

обеспечит становление и развитие личностных характеристик обучающегося, благодаря которым ученик начальной школы может успешно адаптироваться в основной школе, а качество его подготовки соответствовать запросам государства, времени, семьи

Затруднения в реализации, риски Затруднения связаны с поиском новых приёмов, методов, заданий по созданию системы работы в данном направлении, освоением учениками информационно-коммуникационных технологий на начальном уровне.

Риски: формирование конкурентоспособной личности не должно препятствовать процессу гражданского воспитания.

5. Условия реализации изменений

1)Методическая готовность учителя по основам проектной деятельности и современным технологиям 2)Опора на систему общеизвестных принципов эффективного обучения

3)Использование методов и форм, способствующих максимальному уровню познавательной активности с учётом возрастных особенностей учеников начальных классов.

4)Наличие необходимой материально-технической базы, дидактического и информационного обеспечения.

6. Результат изменений (к 4 классу)

Идёт формирование УУД учеников начальных классов в ходе реализации системы работы.

-Расширилось образовательное поле младшего школьника

-Повысилась мотивация учащихся на получение знаний, заинтересованности в получении результата

Увеличилось количество учащихся, качественно выполняющих проектные работы по предмету и межпредметного характера При организованной работе над исследованием участники систематически участвуют в конкурсах городского, областного, всероссийского уровня и занимают там места призеров и победителей.

7. Публикации

Статья из сборника

Ощепкова Н.В. Организация проектной деятельности- среда формирования универсальных учебных действий младшего школьника Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Проблемы развития науки и образования: теория и практика М: «АР-Консалт», 2015г.-142 с. ISBN 978-59907287-1-4

Статья из журнала

1.Ощепкова Н.В Классный час-проект «Ты пришёл в театр» Всероссийский журнал «Начальная школа»Издательский дом Первое сентября .ноябрь 2013г.Москва-с.28-34

2.Ощепкова Н.В Кл. час – проект «Курить – здоровью вредить». Сборник методических разработок «1001 идея интересного занятия с детьми» выпуск №1, 12 Всероссийского интернет –педсовета, Москва 2011г, стр. 16-22.(проект –кл. час) http://pedsovet .org. (на сайте обозначен выпуск №5) http://issuu.com/pedsovet/docs/_______1001_5/1?e=2602000/6329045

3.Ощепкова Н.В. Урок-проект «Когда жили динозавры» газета «Начальная школа» издательский дом «Первое сентября »№24, 2009 г, стр. 20-23.

4.Ощепкова Н.В. Всероссийский журнал «Талант с колыбели» №4/2011 г. проект-исследования уч-ся (на диске.DVD) Копылов Никита 1 место.http://tal-s-kol.ucoz.ru/news/itogi_i_vserossijskogo_konkursa_detskikh_issledovatelskikh_rabot_moi_pervye_otkrytija/2011-12-16-79

5.Ощепкова Н.В. Проект «Моя малая родина». Сайт международных творческих конкурсов «Вдохновлённые детством» www/vdohnovlennye/ru 2012г.  http://vdohnovlennye.ru/?page_id=642

8. Описание инновационного опыта учителя

Ведущей педагогической идеей является – развитие у учащихся школы I ступени познавательной активности при изучении истории родного края, через проектную деятельность.

Развития познавательной активности младшего школьника при изучении истории родного края в процессе проектной деятельности на примере группового, информационного проекта «Моя малая родина»

Цели и задачи:

1) Учиться формулировать ценностные ориентиры по отношению к предмету проекта

2) Учиться определять цель деятельности; планировать ее решение; осуществлять самоконтроль и рефлексию.

3)получение навыков исследовательской работы;

4) развитие познавательной активности ,монологической речи, обогащение словаря;

5) воспитание патриотизма, гуманного отношения к окружающим.

Выбор группового проекта обусловлен тем , что УУД ,необходимые для организации проектной деятельности и, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности на следующей ступени обучения. Проект позволит реализовать компетентный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Этапы работы над проектом

1. Начало проекта.

Тема проекта предлагается. Определение темы и целей проекта. Формирование групп Обсуждение темы проекта и при необходимости получение дополнительной информации.

2. Планирование работы.

Определение источников необходимой информации Источники ищем в библиотеке, архиве, музее.. Определение способов сбора и анализа информации.

Методы исследования:

1) работа с архивами (библиотека, музей);2) изучение научной литературы; 3) интервью с работниками краеведческого музея; 4)-интервью у научного сотрудника библиотеки Дрозд В.В.; 5) опрос жителей города Слободского; 6) поиск старинных фотографий; 7) анализ полученных результатов;

Направления работы для реализации проекта:

Жемчужина деревянного зодчества.( 1 группа)

Колокольня города Слободского.(2 группа)

Первый Общественный банк в России.(3 группа)

Александров Василий Васильевич.(4 группа)

Купец первой гильдии города Слободского.

Улица, как живая история города. ( 5 группа)

: Определение способа представления результатов..

 Этапы реализации проекта:

1.        Подготовительный-январь 2020г-

2.        Основной – январь- май 2020г

3.        Заключительный -май 2020г

3.Сбор информации.

Сбор и уточнение информации. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

4. Структурирование информации.

Ученики систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски чернового варианта.

5. Расширение информации.

Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом,

6. Оформление результатов работы.

Оформление творческих проектов. Подготовка презентации по теме проекта.

7. Презентация проекта.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. (Приложение1. Презентация)

8. Рефлексия. Подведение итогов.

. Проект «Моя малая Родина» .Приложение №2 Брошюра

Ежегодно ученики являлись призёрами и победителями региональных и всероссийских проектно-исследовательских конкурсов Список исследовательских работ за 5 лет: «Время и город»,»Улица как живая история города» , «Дети войны (слобожане), «Игры и игрушки детей войны (слобожане), «У войны не женское лицо» ,.видеофильм «Мой Слободской»

Диплом победителя III Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Кировской области.-проект «Моя малая родина»2022г

 

Экспертное заключение
Ф.И.О. эксперта А.А.Пивоваров, ст. методист Центра управления и инноваций ИРО Кировской области, к.п.н.
Составляющие образования Обучение. Дополнительное образование. Воспитание.
Ключевые слова краеведение, проектно-исследовательская деятельность
Приложение №1. Проект «Моя малая Родина».

Приложение №2. Презентация

Приложение №3 Брошюра

Приложени№2.Брошюра
Скачать файл
приложение 4
Скачать файл
приложение 5
Скачать файл
Приложение №1.Проект Моя малая родина_
Скачать файл
проект Моя малая родина
Скачать файл