ФИО
Шаромов Юрий Юрьевич
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель физики и информатики
СТАЖ РАБОТЫ
29 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Лицей г. Малмыжа", Кировская обл., г. Малмыж, ул. Тимирязева д.6, телефон ОУ 883347-2-29-75, E-mail: haromov41@yandex.ru.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В работе рассказывается о применении на уроках физики проблемного обучения и цифровых информационных технологий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, умения мыслить нестандартно, выдвигать собственные гипотезы, находить интересные пути решения проблемы
Ф.И.О. | Шаромов Юрий Юрьевич |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей г. Малмыжа», Кировская обл., г. Малмыж, ул. Тимирязева д.6, телефон ОУ 883347-2-29-75, E-mail: haromov41@yandex.ru. |
Должность | Учитель физики и информатики |
Стаж работы | 29 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Интеграция ИКТ и проблемного обучения в образовательном процессе для повышения качества знаний обучающихся по физике
|
Ключевые слова | Проблемное обучение, цифровые технологии. |
Аннотация (не более 500 знаков)
|
В работе рассказывается о применении на уроках физики проблемного обучения и цифровых информационных технологий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, умения мыслить нестандартно, выдвигать собственные гипотезы, находить интересные пути решения проблемы. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Каким образом организовать процесс обучения на уроках физики, чтобы заинтересовать обучающихся и повысить качество знаний? |
Актуальность
|
В современном мире идет снижение интереса учащихся к процессу обучения, и в частности, к обучению физике. Для того чтобы обучение было успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения цифровых образовательных технологий и использование проблемного обучения, что способствует формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Интеграция ИКТ и проблемного обучения способна стимулировать познавательный интерес учащихся к физике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета. |
Новизна | Новизна опыта заключается в создании системы работы по интеграции ИКТ и проблемного обучения, что помогает учителю осуществлять системно-деятельностный подход, который является основой при реализации ФГОС. |
Описание инновационного опыта
|
Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных идей и направлений.
В своей работе ставлю следующую цель: создание условий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся по физике посредством использования проблемного обучения и цифровых педагогических технологий. Для достижения данной цели определены следующие задачи: · способствовать созданию информационно — коммуникационной среды на уроках физики; · развивать у учащихся умение решать проблемные задачи; · повышать уровень качества знаний обучающихся; · развивать у учащихся умение работать с различными источниками информации, используя возможности компьютера, Интернета. Для решения поставленных задач большое внимание уделяю интеграции проблемного обучения и цифровых образовательных технологий по нескольким направлениям. 1. Организация совместной работы учащихся и учителя. Главным дидактическим преимуществом использования цифровых технологий на уроках физики является организация совместной работы учащихся и учителя. Цифровые технологии позволяют учителю делать акцент на такие формы работы, как наблюдение, конструирование, физическое моделирование, а значит, уроки с применением ИКТ значительно лучше решают проблему, которая возникает перед учителем и учеником при изучении нового материала. Например, при показе облачного виртуального эксперимента появляется уникальная возможность визуализировать упрощенную модель реального явления природы, что позволяет быстро и эффективно найти главные физические закономерности наблюдаемого явления. Или при изучении темы «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах» в 9 классе использую виртуальную модель «Измерение ускорения свободного падения на телах Солнечной системы» На стадии изучения нового материала часто использую прием «Инсерт». Работая с большим по объему текстом прямо на виртуальной странице, учащиеся могут провести своеобразную рефлексию своих знаний. Например, в 10 классе при изучении темы «Проводники и диэлектрики», применяю на уроке задание по работе с большим текстом и его маркировкой («зеленый» – я это знал, «оранжевый» – это для меня новое, «красный» – это я не понял, «синий» – об этом я хочу знать больше).На данной стадии урока идёт соотношение уже известного с тем, «что узнал» (https://disk.yandex.ru/i/m_tQigMG6FyFfA). Происходит структурная организация информации в памяти учащихся. Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше ученик просто пропускал непонятные моменты в тексте «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле», то прием «Инсерт» заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. Это позволяет ученику на уроке физики отследить своё понимание прочитанного текста и выполнить задание. Использование приема «Инсерт» помогает определить уровень знаний обучающихся и подобрать правильные задания для отработки и закрепления изучаемого материала. 2. Организация обратной связи. Особенно важна для уроков физики организация обратной связи, потому что это помогает найти проблемные места в знаниях учащихся и сделать домашнее задание дифференцированным. Для этого часто использую метод «Знаю. Хочу знать. Умею». Он позволяет развивать критическое мышление посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Так, на уроке в 10 классе по теме «Электрическое поле в проводниках и диэлектриках» на первом этапе метода ЗХУ (стадия вызова) происходит вызов в памяти учащихся уже известных ЗУН по теме «Электрический ток», вызов интереса к новой теме. На втором этапе (стадия осмысления) проходит работа с новой информацией «Проводники и диэлектрики». На третьем этапе (стадия размышления) проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно. На четвертом этапе (рефлексия) происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств в связи с вновь приобретенными ЗУН (https://disk.yandex.ru/i/MWsj3kVuuw6PSw). При заполнении таблицы ЗХУ на уроке происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию. Таким образом, проблемное обучение с опорой на ИКТ помогает активизировать деятельность учащихся на уроке, повысить качество обучения. Так как время урока ограниченно, то не все виды проблемных заданий могут быть использованы на уроках. Домашние проблемные задания открывают более широкие возможности развития одаренных, интересующихся физикой учеников. Например, после изучения темы в 10 классе «Сила трения» учащиеся готовятся к выполнению лабораторной работы № 5 «Измерение коэффициента трения скольжения» и выполняют домашнее задание, отвечая на вопрос: зависит ли коэффициент трения от материала тела, площади поверхности и угла наклона плоскости? При выполнении задания используют интерактивную модель «Определение коэффициента трения от угла наклонной плоскости» (http://efizika.ru/html5/05/index.html) . Проблемные опыты позволяют эффективно руководить мыслительной деятельностью школьников. Данное домашнее задание позволяет установить связи между «Движение тела по горизонтальной поверхности» и «Движение тела по наклонной поверхностью», а также установить количественные закономерности, относящихся к силе трения. В современном образовании актуальным становится новый подход к процессу обучения, когда необходимо научить ученика работать с различного рода информацией, классифицировать её и систематизировать. Поэтому совместное использование проблемного обучения и ИКТ позволяет создать условия, способствующие повышению качества знаний по предмету. |
Продукт опыта / проекта | Методическая разработка урока в 10 классе по теме «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле»;
Презентация к уроку; Приложение. Раздаточный материал ученикам. |
Затруднения в реализации, риски | Наличие современного компьютерного и мультимедийного оборудования. Постоянное повышение знаний и навыков педагога в области применения педагогических технологий и приемов. Психологические особенности и здоровье учащихся, высокая учебная нагрузка при неправильной организации режима труда. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Повышение мотивации учащихся, интерес к предмету, активное участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Разнообразная деятельность учащихся на уроке. Повышенный познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний
При использовании комбинированных педагогических технологий и приемов для повышения качества знаний обучающихся наблюдаются следующие результаты: 1. Положительная динамика роста среднего балла ЕГЭ по физике (2019-2020 учебный год – 59,6%(областной показатель 54,22; 2020-2021 учебный год – 60%(областной показатель 56,37; 2021-2022 учебный год – 67,56%(областной показатель 51,19). 2. Стабильное качество знаний по предмету (2019-2020 учебный год – 69%, 2020-2021 учебный год – 73%, 2021-2022 учебный год –73 %). 3. Стабильная успеваемость по предмету (2019-2020 учебный год – 100%, 2020-2021 учебный год – 100%, 2021-2022 учебный год – 100%). |
Публикации
по теме опыта |
Шаромов Ю.Ю. / Типичные затруднения школьников при освоении физики и математики и их причины /Ю.Ю. Шаромов // Настоящие и будущее физико – математического образования: материалы докладов III всерос. науч.-практ. конфер. 2 ноября 2012 г., г. Киров 2012: С.84-87. — ISBN978-5-91061-292-5.
Шаромов Ю.Ю. Теоретические и учебно-методические решения при изучении физики и информатики в школе / Ю.Ю. Шаромов // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. – Москва: МГУ, 2014. – 274с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0166-3 Шаромов Ю.Ю. Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики/Ю.Ю. Шаромов// Электронное обучение: стратегии и тактики педагогического проектирования: материалы докладов всероссийской нучно-практической конференции 17-19 ноября 2014г.-Киров: Изд-во ООО «Радуга ПРЕСС» 2014,- 132с Шаромов Ю.Ю. Система анализа и диагностики результатов обучения учащихся/Ю.Ю. Шаромов// Современные информационные технологии и ИТ-образование: материалы докладов X юбилейной международной нучно-практической конференции в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова 20-22 ноября 2015 года. Москва. 2015, С.256-231. ISBN 2411-1473 |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, к.п.н., доктор философии МОАН |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Естественнонаучные предметы |