ФИО
Чайка Светлана Сергеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель немецкого языка
СТАЖ РАБОТЫ
7 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Ванино Афанасьевского района Кировской области, МБОУ ООШ д. Ванино. 612746 Кировская область Афанасьевский район д. Лаврушата д. 40, контактный телефон 8(83331)2-54-12,E-mail: chkola-wanino@yandex.ru.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
креативное мышление, читательская грамотность, Функциональная грамотность
Одним из показателей успешности образовательного процесса является выполнение государственных образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности регламентируется как одна из приоритетных задач.
Формировать читательские умения на уроках немецкого языка можно, используя возможности, которые дают тексты, организуя работу обучающихся не только со сплошными, но и с не сплошными текстами, иллюстрациями, таблицами, схемами, диаграммами. Использование текстов в дополнение к текстам УМК (И.Л. Бим) для формирования функциональной грамотности (в частности, читательской) – это еще и эффективный метод подготовки обучающихся к выполнению ВПР.
Ф.И.О. | Чайка Светлана Сергеевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Ванино Афанасьевского района Кировской области, МБОУ ООШ д. Ванино.
612746 Кировская область Афанасьевский район д. Лаврушата д. 40, контактный телефон 8(83331)2-54-12,E-mail: chkola-wanino@yandex.ru. |
Должность | Учитель немецкого языка |
Стаж работы | 7 лет. |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Приемы формирования читательской грамотности на уроках немецкого языка. |
Ключевые слова | Функциональная грамотность, читательская грамотность, креативное мышление. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Одним из показателей успешности образовательного процесса является выполнение государственных образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности регламентируется как одна из приоритетных задач.
Формировать читательские умения на уроках немецкого языка можно, используя возможности, которые дают тексты, организуя работу обучающихся не только со сплошными, но и с не сплошными текстами, иллюстрациями, таблицами, схемами, диаграммами. Использование текстов в дополнение к текстам УМК (И.Л. Бим) для формирования функциональной грамотности (в частности, читательской) – это еще и эффективный метод подготовки обучающихся к выполнению ВПР. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Основная задача современной школы — формирование функционально грамотной личности. Предлагаемые для решения данной проблемы тексты в учебнике однообразны, отсутствует их классификация.
Применение текстов из дополнительных источников также затрудняет работу педагога из-за отсутствия систематизации. Возникает необходимость в системном подборе текстов и разработке заданий для формирования читательской грамотности. |
Актуальность | Для уроков иностранного языка развитие функциональной грамотности является не просто актуальной задачей, но и одним из важнейших принципов обучения. Иностранный язык предоставляет широкие возможности для формирования функциональной грамотности и всех её составляющих. Использование заданий сборника по формированию читательской грамотности на уроках позволит обучающимся не только ориентироваться в потоке информации, но и применять полученные знания на практике, опираясь на свой жизненный опыт. |
Новизна | Новизна опыта заключается в создании сборника текстов для уроков немецкого языка и разработке заданий к ним, через которые формируется читательская грамотность у обучающихся. |
Описание инновационного опыта | Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
При составлении сборника руководствовалась следующими критериями: актуальность текста для учащихся; учет возрастных особенностей целевой группы (адаптированность текста); наличие новой (для учащихся) информации; наличие иллюстраций, схем; наличие в тексте «фактов и мнений». Работая над формированием читательской грамотности на уроках немецкого языка, пришла к выводу: в УМК по немецкому языку авторов И.Л. Бим и Л.И. Рыжовой» не достаточно текстов для формирования читательской грамотности. Поэтому, передо мной возникла необходимость разработки сборника заданий для формирования читательской грамотности на уроках немецкого языка. Сборник представляет собой пособие, состоящее из текстов и заданий к ним. Каждый текст имеет следующие задания: · Установить соответствие между заголовками. · Определить, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста (a – richtig), какие не соответствуют (b – falsch) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (c – steht nicht im Text). · .Ответить на вопросы по тексту. · Определить «Верно» — «Неверно» утверждение. · Ответить на вопросы после текста, выбрав один из четырех предложенных вариантов a-c. · Вставить пропущенные слова в тексте. · Установить соответствие между тематическими рубриками и текстами. Все тексты нацелены на помощь учащимся в усвоении читательской грамотности. Изложение и подача материала в данном пособии отличается простотой и наглядностью. Данные тексты можно использовать при работе с 5-9 классами, а также во внеурочной и кружковой деятельности. В приложении разработаны ролевые игры и диалоги, которые выполняют множество функций в процессе развития обучающегося, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал, и развивают необходимые коммуникативные компетенции. Все тексты соответствуют возрастным особенностям детей. Как уже отмечалось, для того, чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным операциям с материалами текста с учетом его жанровых и стилистических особенностей. Этой цели служат различные задания, создаваемые на базе изучаемых текстов. |
Продукт опыта / проекта | Сборник заданий по формированию читательской грамотности на уроках немецкого языка. |
Затруднения в реализации, риски | Затруднения педагога связаны с большими затратами времени на подготовку уроков, подборов текстов понятных и актуальных для обучающихся, с помощью которых можно работать не только над формированием читательской, но и над другими видами функциональной грамотности. |
Публикации
по теме опыта |
Публикация на сайте ИНФОУРОК методической разработки:
«Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка ». web-адрес публикации: https://infourok.ru/formirovanie-funkcionalnoi-gramotnosti-na-urokah-inostrannogo-yazyka-6039220, 2022г. |
Экспертное заключение | Основная ценность и адресность представленного опыта (не более 300 знаков). |
Ф.И.О. эксперта | Г.Ф. Полушкина, ст. преподаватель кафедры предметных областей |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Иностранные языки |