ФИО
Полуэктова Маргарита Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
23 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Белой Холуницы». Г. Белая Холуница, ул. Школьная, д.3, телефон ОУ- 8-83364-4-18-37. E-mail: bhys1@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Рабочий лист, литература, читательская грамотность, смысловое чтение
Рабочий лист позволяет педагогу самому определять, какие задания включить, какие вопросы сформулировать, на что обратить внимание, отталкиваясь от темы урока, его целей и задач. А обучающийся в праве самостоятельно управлять своей деятельностью, работать в том темпе, который ему удобен, высказывая собственные мысли, не подражая другим. Но применение рабочих листов может предполагать и коллективное обсуждение, работу с учебником, с дополнительной литературой и даже Интернетом.
Ф.И.О. | Полуэктова Маргарита Анатольевна |
Учреждение | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Белой Холуницы». Г. Белая Холуница, ул. Школьная, д.3, телефон ОУ- 8-83364-4-18-37. E-mail: bhys1@yandex.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 23 года |
1.Тема инновационного педагогического опыта | Рабочий лист на уроках литературы при изучении стихотворений как средство формирования навыков смыслового чтения.
|
2. Источник изменений | Одним из самых сложных жанров литературы для понимания школьников является жанр стихотворения. Большинству обучающихся трудно дается анализ и интерпретация лирики, многие не могут понять смысла произведения и увидеть подтекстовую информацию. Одним из эффективных приемов работы по обучению анализу стихотворения считаю рабочие листы. |
3. Идея изменений | Изучение лирики, формирование смыслового чтения при использовании рабочего листа. |
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Рабочий лист позволяет педагогу самому определять, какие задания включить, какие вопросы сформулировать, на что обратить внимание, отталкиваясь от темы урока, его целей и задач. А обучающийся в праве самостоятельно управлять своей деятельностью, работать в том темпе, который ему удобен, высказывая собственные мысли, не подражая другим. Но применение рабочих листов может предполагать и коллективное обсуждение, работу с учебником, с дополнительной литературой и даже Интернетом. |
Новизна | Технология использования «рабочего листа» является одной из инновационных технологий, используемых для работы на уроке. |
Ожидания | Рабочие листы позволяют учителю эффективно организовать деятельность детей и повысить учебную мотивацию, способствуют повышению читательской грамотности. Это инструмент для формирования у школьников умения работать с информацией, синтезировать и анализировать. |
Затруднения в реализации, риски | 1) Реализация технологии «рабочих листов» требует затрат на бумагу и краску для принтера (особенно если делать их цветными)
2) Если рабочий лист создается самим учителем, то это трудоемко и требует времени. |
5. Условия реализации изменений | Для использования в работе педагога рабочих листов для формирования у учащихся читательской грамотности должны быть созданы следующие условия:
|
6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
· повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению лирики.
· положительная динамика уровня обученности по предмету – 82% · повышение качества образования. · вовлечение всех учащихся в деятельность (100%). · результативное участие детей в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня (24% от общего количества участников). |
7. Публикации
(Только по теме опыта) Можно указать материалы, представленные в интернете (указать адрес) |
Примеры оформления публикаций
Статья из сборника Полуэктова М.А. Рабочий лист на уроках литературы при изучении стихотворений как средство формирования навыков смыслового чтения. //Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе: 49-я областная научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы (Киров, 23 ноября 2022 года): Сборник материалов/Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области».- Киров, 2022.-с. 77-79. — ISBN 978-5-6047837-7-1.
Публикация в Интернете |
8. Описание инновационного опыта учителя
|
Рабочие листы – это такой дидактический прием, который предполагает применение всех знаний, всего творческого потенциала школьника, т.е. способствует формированию читательской грамотности, креативного мышления и других видов функциональной грамотности.
На уроках литературы мы учим ребят понимать прочитанное, размышлять над смыслом произведения, определять главную мысль, давать характеристики героям и обсуждать их поступки. Одним из самых сложных жанров для понимания школьников является жанр стихотворения. Большинству обучающихся трудно дается анализ и интерпретация лирики, многие не могут понять смысла произведения и увидеть подтекстовую информацию. Одним из эффективных приемов работы по обучению анализу стихотворения считаю рабочие листы. Это инструмент для формирования у школьников умения работать с информацией, синтезировать и анализировать. Это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на уроке. Рабочий лист особенно полезен, когда у ребят нет рабочих тетрадей по предмету. Такой вид работы способствует расширению кругозора, повышению интереса и мотивации. Рабочий лист позволяет педагогу самому определять, какие задания включить, какие вопросы сформулировать, на что обратить внимание, отталкиваясь от темы урока, его целей и задач. А обучающийся в праве самостоятельно управлять своей деятельностью, работать в том темпе, который ему удобен, высказывая собственные мысли, не подражая другим. Но применение рабочих листов может предполагать и коллективное обсуждение, работу с учебником, с дополнительной литературой и даже Интернетом. При создании рабочих листов для уроков литературы по темам, предполагающим изучение лирики, я включаю в них задание, связанное с историей создания произведения, чтобы дети имели представление, в связи с какими событиями поэт написал стихотворение, тем самым способствую пониманию его сути. Обязательно даю несколько вопросов по содержанию стихотворения, дабы помочь обучающимся осознать тему. Также обязательны и задания, связанные с основной мыслью произведения. Пронумеровать задания тоже считаю важным, для того чтобы помочь детям сориентироваться, выстроить определенную логику, подвести их к нужным выводам. Вопросы о впечатлениях читателя способствуют формированию у школьников собственного мнения и помогают сформулировать личную позицию, учат интерпретации предложенного стихотворения. Отсылки к Интернету и использование QR-кодов повышает интерес современных подростков к изучению литературы, они с воодушевлением сканируют их и выполняют нужное задание уже на своем гаджете. Так можно проверить, как усвоен материал, задав, например, тест на Google Forms. Так были созданы рабочие листы для работы на уроках литературы по стихотворениям Б.Пастернака «Июль» (7 класс), Б. Ахмадулиной «Опять в природе перемены», А.А. Фета «Шопот, робкое дыхание», А.Блока «Девушка пела в церковном хоре» (8 класс). Считаю рабочий лист средством эффективного формирования навыков смыслового чтения у обучающихся, как фундамента всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС. Благодаря такому инструменту процесс взаимодействия учителя и ученика становится более увлекательным и продуктивным. Для школьников создается ситуация успеха, а это способствует повышению качества обучения. |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Рабочий лист на уроках литературы при изучении стихотворений как средство формирования навыков смыслового чтения» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО автор указывает на необходимость формирования у обучающихся читательской грамотности с помощью приемов смыслового чтения, помогающих развивать аналитическое, интерпретирующее и критическое мышление. Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в описании системы работы, направленной на формирование читательской грамотности обучающихся. Достоинством инновационного педагогического опыта является описание возможностей использования рабочих листов на уроках литературы как средства организации самостоятельной работы обучающихся, активизации знаний, развития познавательной активности и творческого потенциала обучающихся. Приложения содержат интересный методический материал: рабочие листы к урокам анализа поэтических произведений А. Фета, А. Блока, Б. Пастернака, Ю. Мориц. Инновационный опыт, опубликованный в сборнике 49-й областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы «Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Рабочий лист на уроках литературы при изучении стихотворений как средство формирования навыков смыслового чтения» соответствует требованиям, предъявляемым
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке
|
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Составляющие образования | Обучение.
Основное и среднее образование. Русский язык и литература. |
Ключевые слова | Рабочий лист, литература, читательская грамотность, смысловое чтение. |