ФИО
Ахметгалиев Радик Нургалиевич
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель физической культуры
СТАЖ РАБОТЫ
13 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д.17, факс/телефон (83334) 6-29-29, e-mail: vpschool3@mail.ru, сайт: гимназия-вп.рф
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
тимбилдинг, физическое совершенствование, Национальный воспитательный идеал, личностные результаты, межличностное взаимодействие
Достижение личностных результатов освоения образовательной программы — основа сформированности предметных и метапредметных результатов, приоритетная задача учителя. Но не секрет, что интерес к урокам физической культуры ослабевает, их относят к числу «периферийных». Представленный опыт показывает, что инновационный режим деятельности педагога, актуализация ценностного потенциала и жизненной значимости предмета средствами тимбилдинга – путь повышения эффективности преподавания.
Ф.И.О. | Ахметгалиев Радик Нургалиевич |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д.17, факс/телефон (83334) 6-29-29, e-mail: vpschool3@mail.ru, сайт: гимназия-вп.рф |
Должность | Учитель физической культуры |
Стаж работы | 13 лет |
Тема инновационного педагогического опыта | Достижение предметных результатов обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
|
Ключевые слова | Национальный воспитательный идеал, личностные результаты, межличностное взаимодействие, физическое совершенствование, тимбилдинг |
Аннотация
(не больше 500 знаков) |
Достижение личностных результатов освоения образовательной программы — основа сформированности предметных и метапредметных результатов, приоритетная задача учителя. Но не секрет, что интерес к урокам физической культуры ослабевает, их относят к числу «периферийных». Представленный опыт показывает, что инновационный режим деятельности педагога, актуализация ценностного потенциала и жизненной значимости предмета средствами тимбилдинга – путь повышения эффективности преподавания. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Необходимо выделить ряд актуальных проблем, которые стоят перед учителем физической культуры. Одна из них ¾ исключение систематических физических нагрузок в семье (трудовых и двигательно-активных в качестве отдыха), как следствие ¾ неготовность школьников к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом. Причины данного явления: инфантилизм, социальная незрелость, гиподинамия и апатия, отсутствие привычки к активному отдыху, физическому и интеллектуальному труду и систематическим физическим занятиям многих учеников и их друзей, родных и близких. Еще одна проблема — неумение детей договариваться, работать в команде, действовать по правилам. В этом случае причиной является победа эгоцентризма над командным духом, нравственная глухота (неприятие слабого, игнорирование деятельности и мнения других и т.п).
Акцент на достижение личностных результатов обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности направлен на решение проблем: психофизического характера (частые болезни, физическая незрелость и слабость детей, неразвитость волевой сферы); мотивационного характера (низкий уровень учебной мотивации и «двигательной» культуры, несоответствие содержания предмета интересам учеников, несовершенство механизмов, которые формируют навыки самостоятельной учебной деятельности подростков с учетом их уровня физического развития и особенностей здоровья, неэффективность сетевой формы реализации программ общего образования и дополнительного образования); проблем содержания образования (достижение преемственности и взаимосвязи уровней образования, интеграции образовательных линий, равных возможностей для различной категории обучающихся в использовании форм и средств обучения, недостаточные вариативность и разноуровневый подход в обучении) и др. |
Актуальность | Современная жизненная ситуация — время высокого риска для физического, психического и нравственного здоровья человека. Объясняется это многими обстоятельствами жизни: экологическими (загрязнение среды), экономическими (финансовая и материальная полярность общества, нестабильность), общественно-политическими (травмирующие факторы СМИ, военные конфликты, социальная разобщенность), социально-психологическими (подверженность стрессам, инертность и гиподинамия, психическая и эмоционально-психологическая неустойчивость, отсутствие волевых качеств), но прежде всего, духовно-нравственными (приоритет материальных и псевдо ценностей над нравственными).
Очевидно, что активные командные занятия физической культурой и спортом выполняют поддерживающую функцию, повышают общую сопротивляемость организма к негативным последствиям окружающей среды, стрессам, развивают важнейшие личностные качества: силу воли, терпение, дисциплину, ответственность, солидарность. Реализация на практике идей и методических приемов тимбилдинга помогает обеспечить формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания, получить эмоциональное удовлетворение от двигательной активности и реального результата от личного и коллективного вклада в условиях командной игровой деятельности. |
Новизна | Тимбилдинг (от англ. team building — командообразование) на учебном занятии ¾ особая технология игрового характера, мотивационно-деятельностный процесс, направленный на повышение сплоченности коллектива и образовательных результатов на основе общих ценностей и представлений. Термин применяют к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Представленный опыт идеи и приемы тимбилдинга переносит из менеджмента в педагогическую среду, включает в моделирование уроков физической культуры как фактор достижения предметных, метапредметных и, прежде всего, личностных образовательных результатов.
Создание эффективной работы команды ¾ одна из педагогических технологий и своеобразный механизм психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях обновления ФГОС. |
Описание инновационного опыта | Двигательная активность – необходимое условие физического, интеллектуального, нравственно-психологического благополучия человека. Спортивные игры основываются на элементах состязания. Для ребенка победа ¾ важный мотивационный момент в самоутверждении, а соответствующей базовой физической подготовки в дошкольный период он зачастую не получает, предмет воспринимает как неосновной, «ненужный», проигрывать не умеет и поражение воспринимает как «унижение». Но есть способ, как «запустить» в детях механизм двигательной активности, потребность в спортивных занятиях, сплотить детей.
Актуальность использования приемов тимбилдинга в том, что упражнения и игры, построенные на командообразовании, способствуют развитию мотивации, эмоционально-волевой сферы подростков, их личностных качеств, способностей к взаимодействию, решению стандартных и нестандартных задач. Объединяющие игры показывают ученику, что есть в жизни что-то, чего он не сможет сделать в одиночку, а в команде это будет по силам. Цель педагогической деятельности: повышение эффективности учебных занятий в достижении планируемых результатов обучения средствами тимбилдинга. С помощью тимбилдинга можно решить такие задачи: ¾ объединить усилия разных специалистов, мультидисциплинарный подход в обучении ¾ повысить креативность и нестандартность принимаемых решений ¾ способствовать повышению интереса детей к занятиям физической культурой ¾ перевести мышление учеников из состояния конкуренции к сотрудничеству ¾ адаптировать образовательную программу по предмету к возможностям и способностям обучающихся, требующих особого внимания и поддержки, индивидуального и специального подхода ¾ создать условия для адаптации детей к «особенностям» друг друга, повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе ¾ повысить уровень личной ответственности обучающихся за результат Методический подход к моделированию учебного занятия с включением приемов тимбилдинга. 1 шаг – индукция (наведение), мотивационный вход учебное занятие, Цель: включить обучающихся в урок, настроиться на дальнейшие этап урока. Общая характеристика: этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к активной деятельности на занятии. Включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету. Здесь используется индуктор – всё то, что побуждает подростка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, знак, жест, предмет, схема, форма – всѐ то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, требующее «открытия», разгадки. Приемы: «Дэнс тимбилдинг» (см. приложение 3) 2 шаг – целеполагание и диагностика готовности к основному этапу урока, планирование деятельности Цель: обеспечить личностное осознание проблемы и готовность к ее решению через выдвижение своих путей достижения результатов урока. Общая характеристика: постановка цели учебного занятия, исходя из осознанной проблемы, перед которой оказался класс, определение способов достижения результата. Индивидуальное решение проблемы, выдвижение гипотезы, собственное решение, которое приводит к пониманию, что проблема может быть решена только через командопостроение. На данном этапе могут быть представлены способы отработки двигательного навыка, упражнений и т.п. Каждая команда выбирает свой путь решения. Рефлексия (предполагаемые вопросы) Согласны ли с принятым решением? Насколько выполним план занятия? Что вас затрудняет, с чем не согласны? … 3 шаг – физическая разминка Цель: организовать постепенное включение в работу органов и систем, общее разогревание опорно-двигательного аппарата учащихся; сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной части урока Общая характеристика: идёт работа по выполнению заданий, готовящих к содержанию деятельности на основном этапе учебного занятия: разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена детьми или поддается быстрому усвоению; различные построения и перестроения; варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенно повышающихся, но относительно умеренных нагрузок; хорошо знакомые игры, не связанные с большим напряжением или длительными паузами в деятельности отдельных учеников; проводится своевременная коррекция работы (измерение пульса, наблюдение за самочувствием детей и т.п.) Приемы: «Пульсометрия» (см. приложение 2) Рефлексия (предполагаемые вопросы) Как вы себя чувствуете? Если пульс выше нормы … (рекомендации) 4 шаг – социоконструкция и самоинструкция Цель: создать команды для отработки навыков, необходимых для дальнейшего взаимодействия в командной игре (волейбол, баскетбол, прыжки в длину как командное достижение (сумма общего достижения для командного результата) …) Общая характеристика: создание общего проекта выхода из проблемы, работа в группе или парах. Учитель регулирует состав группы, консультирует, наблюдает, корректирует деятельность, следит за самочувствием обучающихся. Приемы: «Перенеси предмет» (см. приложение 3) Рефлексия (предполагаемые вопросы) Какие виды заданий, упражнений, движений вызывают затруднение? … 5 шаг ¾ социализация ¾ командное взаимодействие Цель: обеспечить активную учебную работу учащихся класса для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся Общая характеристика: 1) идёт работа в командах — игра, сплочение через выполнение заданий на отработку умений и навыков; соотнесение микрогруппами своей деятельности с деятельностью других микрогрупп и заданным «эталоном» выполнения, представление всем промежуточных и окончательных результатов, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. 2) задание даётся на весь класс, но команды формируются с учетом индивидуальных особенностей детей (дифференциация и индивидуализация предполагает объем заданий, частоту выполнения движений и др.); 3) этап решает серию задач: общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем, а также воспитание и поддержание хорошей осанки, закаливания организма; вооружение учащихся общими и специальными знаниями; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; развитие основных и специальных двигательных (физических) качеств; воспитание проявляемых в двигательной деятельности моральных, интеллектуальных и волевых качеств. Приемы: «Веревочка», «Атомы и молекулы» (см. приложение 3) 6 шаг – итоги учебного занятия Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создание по возможности установки на предстоящую учебную деятельность Общая характеристика: осознание учеником себя в собственной и командной деятельности, анализ осуществлённой деятельности, обобщение чувств, ощущений, возникших в команде во время игры, отражение достижений в овладении двигательным навыком, командным взаимодействием и т.п. Рефлексия (предполагаемые вопросы) ¾ Как вы себя чувствовали на учебном занятии? (комфортно / некомфортно) ¾ Что помогало/мешало достижению цели? ¾ Что происходило во время обсуждения в команде? Все ли участвовали в обсуждении и выполнении задания? ¾ Что значило быть командой сегодня? ¾ Что вас удивило сегодня? ¾ Что бы вы хотели бы сейчас сказать друг другу? ¾ Что готовы взять из дальнейшего опыта в следующее упражнение, в учебу, дальнейшую жизнь? |
Продукт опыта / проекта | Методическая мастерская (см. приложение 1), конспект урока (см. приложение 2), мастер класс и презентация к нему (см. приложение 3). |
Затруднения в реализации, риски | При реализации идей тимбилдинга возникают трудности при подборе заданий с учетом возрастных особенностей обучающихся. Такие задания считаю нецелесообразным использовать на каждом уроке. Необходимо учитывать особенности программного материала. Могут возникнуть психологический дискомфорт для тех школьников, которые не могут работать в команде. Для его преодоления необходимы подготовительные упражнения для данных обучающихся. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Результаты, достигаемые с помощью качественно проведенного тимбилдинга.
¾ нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, разрешение ¾ конфликтных ситуаций; ¾ повышение уровня эмоционального благополучия учеников; ¾ получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык; ¾ верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды; ¾ повышение уровня инициативности обучающихся; ¾ повышение уровня доверия в коллективе. Для поддержки мотивации к занятиям физической культурой, интереса к предмету, для дальнейшего развития и совершенствования умений и навыков приобретенных в учебной деятельности, использую возможности учебных занятий по дополнительному образованию детей. Совокупность урочной и внеурочной деятельности дает свои результаты: 1) повысился интерес к урокам физической культуры на 15 % 2) повысился интерес к спортивным играм на 20 % 3) за последние 3 года учебы учащиеся стали: — победителями городских соревнований по волейболу и баскетболу; — победителями зональных соревнований по баскетболу; — победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. |
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | Представленный на экспертизу педагогический опыт Ахметгалиева Р.Н учителя физической культуры МКОУ гимназии г. Вятские Поляны «Достижение предметных результатов обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности» раскрывает повышение уровня сформированности УУД на уроках физической культуры по разделу волейбол. Актуальность опыта заключается в использовании приемов тимбилдинга. в упражнениях и играх, построенные на командообразовании, способствуют развитию мотивации, эмоционально-волевой сферы обучающихся, их личностных качеств, способностей к взаимодействию, решению стандартных и нестандартных задач. Опыт Ахметгалиева Р.Н. логичен и структурирован. Данный опыт работы имеет методическую ценность и может использоваться в практической деятельности учителями физической культуры общеобразовательных организаций на уроках и во внеурочной деятельности. |
Ф.И.О. эксперта | Рякина Татьяна Павловна, методист кафедры предметных областей ИРО Кировской области. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |