ФИО
Мартьянова Наталья Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
36 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
МКОУ СОШ с Суна, 612402, Кировская область, Зуевский район, ул Коммунистическая, 10, 88333745234, schoolsuna10@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.
На уроках русского языка и литературы используются активные методы обучения, то есть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся. Основной идеей является систематизация краеведческого материала, который накоплен в ходе работы над различными темами.
Ф.И.О. | Мартьянова Наталья Анатольевна |
Учреждение | МКОУ СОШ с Суна,
612402, Кировская область, Зуевский район, ул Коммунистическая, 10, 88333745234, schoolsuna10@yandex.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 36 лет |
1.Тема инновационного педагогического опыта | Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы как основное требование ФГОС |
2. Источник изменений | «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия у учащихся на уроках русского языка и литературы формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения языка. Одним из направлений универсальных учебный действий являются личностные УУД , система ценностных ориентаций школьника, включающая личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическую ориентацию. По требованиям ФГОС среди личностных характеристик обучающегося на первое место ставится : » любящий свой край и свое Отечество, знающий русский язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции «. Поэтому при изучении тем на уроках русского языка и литературы одной из сопутствующих тем является краеведческая тема. Использование краеведческого материала на уроке имеет большое духовно-нравственное, воспитательное и образовательное значение, это формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. |
3. Идея изменений | Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.
На уроках русского языка и литературы используются активные методы обучения, то есть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся. Основной идеей является систематизация краеведческого материала, который накоплен в ходе работы над различными темами. |
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Содержание краеведческого материала соответствует требованиям ФГОС, технология обучения на основе системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС. |
Новизна | Организация деятельности учащихся на уроке позволяет формировать у обучающихся УУД, а именно: создаёт условия для всестороннего развития личности , способствует успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний, обеспечивает возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения. |
Ожидания | Повышение у обучающихся познавательного интереса к русскому языку и литературе, к литературе родного края, к родному краю, а также достижение образовательных результатов. |
Затруднения в реализации, риски | Затруднения возникают при работе с краеведческим материалом, так как недостаточно книг местных авторов. |
5. Условия реализации изменений | Создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы для повышения мотивации учащихся к чтению. |
6. Результат изменений
|
У обучающихся совершенствуются навыки письменной и устной речи, повышается мотивация к изучению предмета, увеличивается эффективность урока, повышается качество знаний, также улучшается качество подготовки обучающиеся к конкурсам муниципального, регионального и общероссийского уровня. Учащиеся становятся призерами и победителями школьного, муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников. |
7. Публикации
|
Данная статья опубликована в международном сетевом издании «Золотой век» Ссылка:http://zolotojvek.ru/опубликованные-материалы/ Номер свидетельства:22308214677 |
8. Описание инновационного опыта педагога | В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. ФГОС в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий”
Задача учителя — организация учебного процесса таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД. Одной из сопутствующих тем при формировании УУД на уроках русского языка и литературы является краеведческая тема Краеведческий материал используется на уроках русского языка и литературы с 5 по 11 класс. Для формирование универсальных учебных действий используются следующие виды заданий: обучающиеся пытаются создавать свои тексты, например, экологический рассказ «Уголок России» (Приложение 1), пишут стихотворения собственного сочинения. Ценность этой работы состоит в том, что она вносит в процесс познания ребят новые ощущения, развивает их фантазию, формирует интерес к предмету. При изучении краеведческого материала на уроках используются проектная технология и технология портфолио. Технология проектов привлекает учащихся тем, что они работают над проблемами с неизвестным заранее решением. Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли, в своих работах, а также проектная деятельность создаёт условия для создания интереса учащихся к литературе родного края. Данная работа должна быть продумана, чтобы в результате у школьников сформировалась определенная система знаний о литературе родного края. Начиная с 5-го класса на уроках по теме «Устное народное творчество» учащиеся создают мини-проекты: «Малые жанры фольклора», «Легенды и сказания нашего края», «Любимые народные песни моей семьи», «Частушки моей бабушки». Ребята сами собирают нужный материал, кроме того, записывают сведения о рассказчиках, оформляют свои работы фотографиями. В собранном материале встречаются непонятные слова из устаревшей лексики и диалектные слова, здесь используется такой проект, как «О слове замолвите слово» (данный проект используется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы). Ребятам интересна лексическая работа, раскрывающая этимологическое происхождение непонятных слов, наличие синонимов и антонимов у этих слов, использование устаревшей лексики в пословицах и поговорках, во фразеологических оборотах, а также и то, в каких произведениях встречаются данные конструкции. В программе по литературе есть уроки «Родная природа в творчестве русских поэтов», что дает большую возможность использовать краеведческий материал на этих уроках. Ребята проявляют мастерство и артистизм. Некоторые ученики пробуют себя в сочинении стихов. И снова помогает технология проектов — «Родная природа в творчестве зуевских поэтов» После изучения рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» (8 класс) ребята готовят проекты «Мой любимый учитель», « О чём рассказывает старая фотография», «История моей семьи в фотографиях». При работе над данными проектами ребята используют стихи о школе, об учителях «Учитель», «О родной школе», написанные нашим местным поэтом Чирковым Сергеем Григорьевичем. Тема воинского подвига — одна из тем вятской поэзии периода Великой Отечественной войны. В 9 классе учащиеся работают над проектом «Великая Отечественная война в творчестве поэтов-земляков». Ребята самостоятельно собирают материал по теме, используя произведения поэтов-земляков, участников войны, поэтов-земляков писавших о войне после войны, поэтов Зуевского района, стихи о войне Чиркова С.Г., а также стихи учащихся школы. В 11 классе – «Великая Отечественная война в произведениях вятских писателей». В данном проекте ребята анализируют произведения, отвечают на проблемные вопросы. Авторы лучших проектов представляют свои работы на ежегодной школьной научно-практической конференции. Для развития творческих способностей учащихся используется проект «Проба пера», создание журнала творческих работ учащихся. Отдельные выпуски журнала посвящены краеведческим темам, например, «В творческой мастерской: анализ лирического произведения» (Шубин В.И. «Баллада о калеке»), «Читаем книги о войне: отзыв о книге Бориса Порфирьева «Путёвка в мужество»(Приложение 2),«Поэтическое творчество». Рабочая программа по литературе дает возможность использовать краеведческий материал почти после каждой изученной темы. Чтобы использование краеведческого материала было в системе, используется технология портфолио. Весь материал по данной теме в течение года ученик собирает в одну папку: интересные статьи, индивидуальные сообщения, рефераты, иллюстрации, письменные ответы на вопросы, творческие работы, результаты работы. На последнем уроке по данной теме учащиеся защищают свои портфолио. (Над портфолио, как и над проектом можно работать индивидуально, в парах, в группах) На уроках русского языка и литературы используется книга С.Г.Чиркова «Суна. Родное русское село», из которой можно извлечь интересный материал по краеведческой теме.(Приложение 3) Д. С. Лихачёв писал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». Эту возможность предоставляет нам использование в работе материалов литературного наследия родного края, воспитание у учащихся положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни. Книги никогда не навредят человеку, а наоборот, приведут его к успеху, если он сможет воспользоваться знаниями, полученными в них. |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы как основное требование ФГОС» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных технологий, методов и приемов достижения не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО автор описывает условия реализации системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности. Применяемые педагогом методы, приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя, направленной на создание условий для формирования у обучающихся универсальных учебных действий на основе проектной деятельности краеведческого характера. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка занятий на основе системно-деятельностного подхода с использованием технологии проектного обучения и технологии портфолио. Педагог описывает виды заданий, используемых на уроках русского языка и литературы. Приложения содержат презентацию урока русского языка по теме «Сложное предложение и его виды», работы учеников-призеров областных конкурсов сочинений. Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы как основное требование ФГОС» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС ООО и ФГОС СОО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов. Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Приложения | Приложение 1.Творческая работа «Уголок России»
Приложение 2. «Проба пера» Приложение 3. Презентация к уроку в 9 классе «Сложноподчинённые предложения» |