ФИО
Заворохина Марина Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
24 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Бисерово Афанасьевского муниципального округа Кировской области. Адрес: 613070, Кировская область, Афанасьевский муниципальный округ, с.Бисерово, ул.Советская д.33. Телефон: 8(83331) 2-60-42; E-mail: bissch070@mail.ru
Настоящий опыт предназначен для учителей начальных классов, классных руководителей. Уникальность приемов в его много вариантности. Приемы можно использовать на уроке и занятиях внеурочной деятельности, в парной и групповой работе, в самостоятельной деятельности детей.
Работая с детьми с ОВЗ, я убедилась, что в начальной школе трудно, но важно заинтересовать ребенка на новый для него вид учебной деятельности. Их можно научить только тогда, когда им интересно, когда им это надо, когда у них пусть не всё, но получается. Поэтому необходимо обучение и воспитание построить таким образом, чтобы данный процесс мог доставить ребенку радость познания, потому что именно через успех у ребенка развиваются универсальные учебные действия. Поэтому создание для школьника ситуации успеха педагогически оправдано
Ф.И.О. | Заворохина Марина Леонидовна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Бисерово Афанасьевского муниципального округа Кировской области.
Адрес: 613070, Кировская область, Афанасьевский муниципальный округ, с.Бисерово, ул.Советская д.33. Телефон: 8(83331) 2-60-42; E-mail: bissch070@mail.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 24 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Приёмы создания ситуации успеха на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Ключевые слова | Приёмы создания ситуации успеха, успех, современная школа, индивидуализация обучения для особых групп обучающихся, дети с ограниченными возможностями здоровья. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Настоящий опыт предназначен для учителей начальных классов, классных руководителей. Уникальность приемов в его много вариантности. Приемы можно использовать на уроке и занятиях внеурочной деятельности, в парной и групповой работе, в самостоятельной деятельности детей.
Работая с детьми с ОВЗ, я убедилась, что в начальной школе трудно, но важно заинтересовать ребенка на новый для него вид учебной деятельности. Их можно научить только тогда, когда им интересно, когда им это надо, когда у них пусть не всё, но получается. Поэтому необходимо обучение и воспитание построить таким образом, чтобы данный процесс мог доставить ребенку радость познания, потому что именно через успех у ребенка развиваются универсальные учебные действия. Поэтому создание для школьника ситуации успеха педагогически оправдано |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Переживание обучающимся ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ребенку почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности ребенка, такие как тревожность, неуверенность, самооценка; развивает активность, инициативность, креативность; поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение обучающихся, но и на качество обучения, и на дальнейшую судьбу ребенка. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. |
Актуальность | В рамках федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, новых нормативных документов по модернизации образования в России акцент делается на индивидуализацию обучения, на создание комфортных условий для каждого ученика. Любой ребенок, идя в образовательную организацию, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников.
В обучении детей с ОВЗ учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное — не являются ущербными по сравнению с другими. Важным моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Каждый ребенок обладает в той или иной мере определённым потенциалом. Оптимальным для достижения этой цели в начальной школе является создание среды, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. |
Новизна | Новизна опыта заключается в накоплении и применении практического материала, прошедшего апробацию на уроках и занятиях внеурочной деятельности при работе над созданием ситуации успеха у детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Описание инновационного опыта | В современном мире при реализации инклюзивного обучения главная задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из обучающихся возможность — пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Еще Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «методы, приемы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха» Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. В моём классе из 13 человек — четверо с ограниченными возможностями здоровья: трое — с задержкой психического развития по варианту 7.2. и 1 ученик с тяжёлым нарушением речи по варианту 5.1. К каждому ребенку стараюсь подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.
Приемов создания ситуации успеха — множество. Я делюсь теми, которые использую в своей практике и считаю эффективными: 1. Приём «Зелёной ручка». Впервые им воспользовался педагог Шалва Амонашвили. Ручкой зеленого цвета я проверяю тетради ученика с ОВЗ. Если он правильно решил задачу или списал предложение, то обвожу это зеленой ручкой. Прием дает школьнику понимание, что есть к чему стремиться. 2. Приём «Сохрани дом». Суть этого приема заключается в поддержании дисциплины и настрое на «рабочую волну». 3. Прием «Анонсирование». Я заранее предупреждаю некоторых ребят о предстоящей проверке знаний. Такой прием дает им уверенность в своих силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения», потому что они заранее смогут подготовиться к заданию: повторить, прочитать. Предварительная подготовка создает психологическую установку на успех. 4. Прием «Шанс». При самостоятельной работе каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит — он может обратиться за помощью к однокласснику или к учителю , при этом снижения отметки за работу не будет. Но дети должны четко усвоить, что такая помощь может использоваться только 1 раз. 5 . Прием «Внесение мотива». Я подхожу к ученику и говорю: «Без твоей помощи сегодня твоим одноклассникам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность. 7 . Прием «Персональная исключительность». Прием обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. 8. Прием «Высокая оценка детали». Ученикам не под силу справиться со всем объемом заданий, предлагаемом на уроке. Поэтому очень важно похвалить ребенка за то задание, которое он смог выполнить правильно. Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. 9. Прием «Заражение». «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех 10. Приём «Мы вместе». Я привлекаю ребят участвовать в конкурсах, в мероприятиях разного уровня. Главным условием здесь является убеждение, поддержка, сотрудничество, помощь в подготовке конкурсных материалов, совместное выполнение. Обязательно веду индивидуальные портфолио, оно позволяет проследить за «ростом» ученика, порадоваться его успехам. |
Продукт опыта / проекта | Статья, презентация. |
Затруднения в реализации, риски | Трудоемкость в осмыслении и применении приемов, временные затраты при анализе результатов. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Результаты внедрения проекта – положительные:
— у ребят повысилась мотивация учения; — использование приёмов на уроках и занятиях внеурочной деятельности стимулирует обучающихся к высокой результативности труда; — снизились личностные особенности: тревожность, неуверенность, повысилась самооценка; — в классе царит благоприятный психологический климат; — применение приемов способствует развитию инициативности, креативности, активности у обучающихся с ОВЗ; — 100 % участие в конкурсах (42 участия, 14 призовых мест); — 100% участие в мероприятиях школы и социума; — пассивность работы обучающихся с ОВЗ в группах и парах поменялась на активность. Таким образом, успех является источником внутренних сил младшего школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей. На основе этого, можно сделать вывод: успешный ребенок – это будущий счастливый взрослый человек в жизни! |
Публикации
по теме опыта |
Примеры оформления публикаций:
Авторская книга: Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст] / А.С.Белкин. – М.:»Просвещение», 1991- 56 с. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.[Текст] / В.А.Сухомлинский. — К.: Рад. шк., 1988. – 88 с. |
Экспертное заключение | Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью, новизной. Внедрение данного опыта позволит повысить интерес у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями к обучению, даёт возможность формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.
Результаты опыта соответствуют обновленному ФГОС НОО и будут полезны учителям работающим в начальной школе с детьми с ограниченными возможностями. |
Ф.И.О. эксперта | Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальное общее образование |