ФИО
Береснева Наталия Витальевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии
СТАЖ РАБОТЫ
36 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г.Яранска Кировской области», 612260, г.Яранск, ул.Кирова, д. 18, 88336721179, nat.beresnewa2012@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
деятельностный подход, Лабораторная работа, опыт (эксперимент), Внеурочная деятельность
Практико-ориентированное обучение является средством реализации требований ФГОС. Суть практико-ориентированного обучения заключается в создание условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Сегодня уже недостаточно дать школьникам багаж знаний. Задача учителя — научить школьников учиться и применять полученные в школе знания в повседневной жизни. Практико-ориентированный подход в обучении направлен на приобретение не только знаний, умений и навыков, но и опыта практической деятельности. А как же еще можно изучать биологию?! Ведь даже современные ИКТ не могут заменить «живого общения» с натуральными объектами: гербариями, муляжами, влажными препаратами, самонаблюдения за ними и исследований натуральных объектов в природе. Кроме того, практико-ориентированные задания встречаются в заданиях Всероссийских проверочных работ, ОГЭ и ЕГЭ по биологии
Ф.И.О. | Береснева Наталия Витальевна |
Организация | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г.Яранска Кировской области», 612260, г.Яранск, ул.Кирова, д. 18, 88336721179, nat.beresnewa2012@yandex.ru |
Должность | Учитель биологии |
Стаж работы | 36 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Практико-ориентированный подход как необходимое условие достижения образовательных результатов по биологии.
|
Ключевые слова | Лабораторная работа, опыт (эксперимент), внеурочная деятельность, деятельностный подход |
Аннотация (не более 500 знаков) | Практико-ориентированное обучение является средством реализации требований ФГОС. Суть практико-ориентированного обучения заключается в создание условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Сегодня уже недостаточно дать школьникам багаж знаний. Задача учителя — научить школьников учиться и применять полученные в школе знания в повседневной жизни.
Практико-ориентированный подход в обучении направлен на приобретение не только знаний, умений и навыков, но и опыта практической деятельности. А как же еще можно изучать биологию?! Ведь даже современные ИКТ не могут заменить «живого общения» с натуральными объектами: гербариями, муляжами, влажными препаратами, самонаблюдения за ними и исследований натуральных объектов в природе. Кроме того практико-ориентированные задания встречаются в заданиях Всероссийских проверочных работ, ОГЭ и ЕГЭ по биологии |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Данный опыт направлен на решение практических задач, так как многие учащиеся не умеют применить полученные теоретические знания на практике, что противоречит ФГОС. Теория есть теория, и без закрепления ее на практике, она так и останется теорией и затеряется в глубинах нашей памяти. Обучение не может быть практико-ориентированным без обретения опыта деятельности. Великий Конфуций говорил: «Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете». Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с деятельностью усваивается -75 % учебного материала. |
Актуальность | Актуальность практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность не только обучения, но и становления человека как личности. Система отбора содержания учебного материала позволяет учащимся оценивать значимость и практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практико-ориентированном учебном процессе применяется не только уже имеющийся у обучающихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний, развивается естественнонаучная грамотность. |
Новизна | Новизна работы заключена в расширении учебного материала, который дети получают во внеурочной деятельности, при написании итоговых проектов, участвуя в различных конкурсах и мероприятиях. Учатся применять полученные знания на практике, что способствует формированию и развитию естественнонаучной грамотности. Учатся решать практико-ориентированные задачи для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. |
Описание инновационного опыта | «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применить свои знания к своим нуждам». Франческо Петрарка
Сегодня уже недостаточно дать школьникам багаж знаний. Задача учителя — научить школьников учиться и применять полученные в школе знания в повседневной жизни. Практико-ориентированный подход в обучении направлен на приобретение не только знаний, умений и навыков, но и опыта практической деятельности. Особенно это важно при изучении биологии, т.к ничто не может заменить «живого общения» с натуральными объектами: гербариями, муляжами, влажными препаратами, самонаблюдения за ними и исследований их в природе. Теория без закрепления ее на практике так и останется теорией и затеряется в глубинах нашей памяти. Одно из направлений осуществления практико-ориентированного обучения в биологии и служат лабораторные и практические работы. Лабораторные работы — это один из практических методов обучающего взаимодействия педагога с обучающимися. Уроки с лабораторными работами являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии: 1) Знания, полученные на лабораторных работах, хорошо запоминаются и долго держатся в памяти. 2) Обучающиеся приобретают знания самостоятельно, путем непосредственного изучения объектов живой природы, а не в готовом виде. 3) В процессе лабораторных работ учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков. 4) Лабораторные работы развивают у обучающихся интерес к изучению природы. 5) Приучают учащихся доводить работу до определенного результата, воспитывают сознательную дисциплину труда. Практические и лабораторные работы есть в каждом школьном курсе биологии. Я уделяю им особое внимание. Практические работы играют определенную роль в решении современных учебно-воспитательных задач курса биологии. Особенно возросла роль практических работ по биологии в связи с реализацией учителями школьной программы, требующей не только усвоения биологических знаний, но и формирования естественнонаучной функциональной грамотности. Эксперименты, описанные в учебниках по биологии, применяем на практике. Например, по ботанике проводим опыты: по транспирации у растений; по обнаружению органических веществ в семенах; по влиянию различных факторов на рост и развитие растений; по транспорту веществ в растении; по дыханию в разных органах растений; по фотосинтезу; по обнаружению корневого давления и другие. По зоологии – опыты с простейшими на проявление раздражимости; по формированию условных рефлексов с разными животными; по изучению функций плавников рыб и другие. По анатомии – опыты по влиянию физических нагрузок на интенсивность дыхания и работу органов кровообращения; по утомляемости мышц; по изучению химического состава костей; опыты на разные виды памяти и другие. Такие урочные и внеурочные занятия вызывают интерес. Особенно нравится учащимся работать с микроскопом, вести самонаблюдения. Практические работы, самонаблюдение, эксперименты помогают преподать материал в активной форме, сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы и анализа, умения сравнивать, делать выводы. Сейчас практико-ориентированные задания есть в ВПР. Например, задание для 6 класса: Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений. Составьте паспорт растений агавы и фиалки, в котором укажите условия при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений. Практико-ориентированные задания включены в ОГЭ 9 класса. Учимся составлять меню, рассчитывать энергозатраты. Например, студентка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, ответьте на вопросы: 1) Может ли Марина заказать Чикен Фреш Маффин, вафельный рожок и апельсиновый сок, чтобы не превысить затраты на тренировку? 2) Какое максимальное количество белков может содержать обед Марины, состоящий из трёх блюд и напитка? 3) На какие мономеры распадаются белки перед всасыванием в пищеварительном тракте? С 2021 года в ЕГЭ появились практико-ориентированные задания (линия 2 и 22). Они видоизменены таким образом, что проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента. Например, задание 2: Экспериментатор поместил семена тыквы в стаканчики с почвой, полил их, поставил в тёплое место и оставил на некоторое время. Какие изменения произойдут с питательными веществами в семени, с потреблением атмосферного азота семенами? Задание 22: Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация NaCl в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1 : 1 (на 1 мл крови — 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с эритроцитом в пробирке Б? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в пробирку на рис. А, а какой - в пробирку на рис. Б?
На уроках для реализации практико-ориентированного подхода использую различные технологии, в том числе проблемное обучение, дифференцированное обучение. Конечно же, использование ИКТ расширяет пространство урока. Можно увидеть то, что невозможно в реальности: познакомиться с неизвестными растениями и животными, заглянуть внутрь клетки, с помощью компьютерной модели понять, как идут процессы в организме, и даже провести виртуальный эксперимент. Активная практическая деятельность обучающихся проявляется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В качестве примера привожу внеурочное занятие в 10 классе по теме: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений» (Приложение 1, 2). Активная практическая деятельность — это ещё и участие в конкурсах, проектах, акциях, выполнение исследовательских и проектных работ. Ежегодно дети под моим руководством пишут итоговые проекты и успешно их защищают. Например, в 2022 учебном году обучающиеся изучали динамику заболеваемости сколиозом, миопией и плоскостопием учащихся МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска. Выполняя работы, дети учились приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретали коммуникативные навыки и умения; овладевали практическими умениями исследовательской работы: собирали необходимую информацию, учились анализировать факты, делать выводы и заключения. Летняя трудовая практика для учащихся 5-8 классов проходит на пришкольном участке. Мы сажаем цветочные культуры, ухаживаем за цветниками. Это дает возможность проявить свои знания по ботанике, узнать новое. Каждую осень дети участвуют в районном туристическом слете. Ребята на практике применяют биологические знания: правила оказания первой медицинской помощи, правила поведения в природе, знания биологического краеведения. Подтверждением эффективности работы по использованию практико-ориентированного подхода является высокий уровень исследовательской деятельности обучающихся. Учащиеся демонстрируют свою активность и целеустремленность при выполнении работ, успешно участвуют в различных конкурсах. Примером могут служить исследовательские работы, выполненные в 2020-22 учебном году: 1) Казакова Полина, 9 «А» класс — «Исследования причин зарастания реки Ярани». На открытом окружном форуме интеллектуального и научно – технического творчества «Шаг в будущее» в номинации «Природа и экология родного края» заняла 2 место. На XIV и XV межрегиональном конкурсе исследовательских работ имени Вернадского — Дипломы II степени, на окружном конкурсе «Наши надежды» — Диплом 2 степени. 2) Мезенцева Мария, 9 «А» — Диплом 1 степени за реализацию проекта «Радуга в цветах» на региональном этапе Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтеры могут всё» в номинации «Цветущая планета» |
Продукт опыта / проекта | Продуктом опыта будет разработка учебного занятия и методические рекомендации для выполнения лабораторной работы по теме «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений» (см. приложение).
Для проведения лабораторной работы необходимо: 1) Ввести понятия: плазмолиз и деплазмолиз. Плазмолиз — это отделение пристеночного слоя цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки вследствие утраты ею воды. Данный процесс обратим. Увеличение объема цитоплазмы до исходного уровня называют деплазмолизом. 2) Для плазмолиза используют гипертонический раствор физиологически безвредного вещества.(Я использовала раствор поваренной соли) 3) Динамика плазмолиза следующая: сначала этим процессов охватываются крайние клетки среза, а затем — остальные, протопласт сжимается и отходит от клеточных стенок. Причина плазмолиза — диффузия воды через перегородку в сторону раствора с более высокой концентрацией из области раствора с более низкой концентрацией. В клетках кожицы лука цитоплазма обладает большой вязкостью, поэтому сначала будет наблюдаться вогнутый плазмолиз: цитоплазма отстанет от клеточных стенок неравномерно (только в некоторых углах и на некоторых участках), а затем он перейдет в выпуклый плазмолиз. Причем цитоплазма в вытянутых, дифференциальных клетках может распадаться на несколько комочков, часто связанных между собой тяжами цитоплазмы. 4) После слишком длительного (глубокого) плазмолиза деплазмолиз не происходит, т.к. нарушается проницаемость мембран. 5)Для деплазмолиза необходимо заменить гипертонический раствор на гипотонический. (Я использовала дистиллированную воду) Раздаточный материал: микроскоп ученический, чешуйка лука, предметное и покровное стекло, пинцет, игла для препарирования, сосуд с соленой водой, сосуд с дистиллированной водой, пипетка. |
Затруднения в реализации, риски | На уроке недостаток времени на качественное проведение лабораторных и практических работ, поэтому часть работ вынесена на внеурочные занятия. Риски: низкий уровень практической и исследовательской деятельности обучающихся. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Учащиеся успешно усваивают материал, что способствует расширению информационного поля учащихся по теме занятия; могут решать практико-ориентированные задачи; аргументировать процессы, происходящие в опыте (эксперименте); использовать полученные знания в жизни. |
Публикации
по теме опыта |
1.Образовательный портал «Продленка» внеурочное занятие по теме «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений», 23.01.2022 год. № 139221-481074.
2.Окружной заочный конкурс видеоуроков «Лучшее учебное занятие», (апрель 2023 года, Диплом 3 степени)
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО и могут быть использованы учителями биологии общеобразовательных организаций для проведения занятий внеурочной деятельности. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ / Естественно-научные предметы
|
Приложения | Приложение №1. Внеурочное занятие по биологии в 10 классе по теме: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений».
Приложение №2. Презентация внеурочного занятия. |