ФИО
Смирнова Светлана Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
старший преподаватель кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования
СТАЖ РАБОТЫ
40 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
способы преодоления трудностей, специфические трудности, создание условий, Механизмы адаптации, инклюзивный урок
В работе раскрываются причины трудностей, возникающих у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении программы, содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению данных трудностей в условиях инклюзивного класса, предлагаются варианты адаптации учебного материала на разных учебных предметах.
Ф.И.О. | Смирнова Светлана Анатольевна |
Организация | КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области» |
Должность | старший преподаватель кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования |
Стаж работы | 40 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Адаптация учебного материала с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
|
Ключевые слова | Механизмы адаптации, создание условий, инклюзивный урок, специфические трудности, способы преодоления трудностей |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В работе раскрываются причины трудностей, возникающих у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении программы, содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению данных трудностей в условиях инклюзивного класса, предлагаются варианты адаптации учебного материала на разных учебных предметах. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья сейчас есть почти в каждой общеобразовательной школе. Однако с ростом количества таких учеников у педагогов остаётся неизменным вопрос: как учить их в условиях инклюзивного класса. От учителя требуется продуманная до мелочей подготовка к проведению такого урока и понимание того что в условиях специально организованного обучения такие дети способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.
|
Актуальность | Дети с ОВЗ имеют разный уровень психического и общего развития, который зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). При работе с детьми с ОВЗ педагогу необходимо знать, что важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в развитии ребёнка является адекватность педагогического воздействия, возможного при правильно организованных условиях и подобранных механизмах адаптации учебного материала. Но те учителя, которые сегодня работают в школах не имеют специальной подготовки, достаточно опыта, чтобы адекватно воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями учеников с ОВЗ и эффективно на них реагировать. Для решения этих проблем необходимо уметь правильно преподносить учебный материал, чтобы все ученики его поняли. Использование механизмов адаптации учебных материалов позволит учителю выстраивать процесс включения «особых» учеников с учетом их уровня интеллекта и зоны ближайшего развития в процесс обучения всего класса, например, по такой схеме:
индивидуализированные задания — перевод их в разряд дифференцированных — выполнение заданий совместно со всеми детьми. |
Новизна | Новизна опыта заключается в обобщении и систематизации форм, методов, приемов работы с детьми с ОВЗ на уроках в начальной и основной школе, направленных на достижение планируемых результатов освоения адаптированных программ. |
Описание инновационного опыта | При трудностях обучения необходимо использовать различные способы адаптации учебных материалов.
1.В ситуациях, когда у ребенка существуют трудности понимания обращенной речи, требуется упрощение инструкции к заданию. Данный прием адаптации включает: · разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма; · замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать; · дублирование устных инструкций письменными. 2. В некоторых случаях необходимо осуществлять индивидуальный подбор стимульных материалов, учитывающий ярко выраженные специфические интересы ребенка. Так, например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных машинках из любимого мультфильма; читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев мультфильма. 3. При трудностях в понимании содержания задания используется дополнительная визуализация. Например, при непонимании условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку условий задачи с помощью реальных предметов. При знакомстве с твердыми и мягкими звуками на уроках чтения можно представить их в виде твердого камешка и мягкой подушки. 4. В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности, у детей с ОВЗ часто отмечается замедленный темп работы. В такой ситуации они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае рекомендуется сокращать объем заданий при сохранении уровня их сложности. Данные приемы адаптации помогут также детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью. При изучении нового типа примеров по математике ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка. По русскому языку он может вместо пяти предложений списать только три, при этом выполнив в них синтаксический разбор наравне с другими учащимися класса. 5. Для обучающихся с ОВЗ, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников, рекомендуется упрощать содержание задания, менять уровень его сложности. Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с ОВЗ подбирает к простым предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки. На уроках математики ученик с ОВЗ может вместо примеров на умножение многозначных чисел решить примеры с этими же числами, но только на сложение, так как этот навык уже отработан. 6. Таким образом, способы и приемы адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания. Способ адаптации зависит от особенностей переработки информации, уровня сформированности учебных навыков, интеллектуального развития и от других особенностей обучающегося. При составлении рекомендаций по адаптации учебных заданий важно помнить о том, что: 1. Адаптация заданий применяется только по мере необходимости. В зависимости от особенностей обучающегося, адаптация может быть, как минимальной, так и значительной. 2. Степень адаптации заданий должна постепенно ослабляться. Другими словами, необходимо, чтобы ребенок с ОВЗ постепенно начал выполнять задания на одинаковых условиях со сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья. 3. При использовании адаптированных заданий фронтальная инструкция, по возможности, остается для всех общей. |
Продукт опыта / проекта | Описание механизмов адаптации учебного материала с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ |
Затруднения в реализации, риски | Проблемы непринятия детей с ОВЗ, трудности в понимании и реализации подходов к обучению, трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ, индивидуальные особенности детей. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Использование адаптированных заданий, организация сопровождения детей с ОВЗ на уроках обеспечивает помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию учебных действий у обучающихся: регулятивных, познавательных, коммуникативных; активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности. |
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | Рецензируемый материал может быть представлен в банке передового педагогического опыта. |
Ф.И.О. эксперта | И.А. Крестинина, заведующий кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |