ФИО
Напольская Анна Кимовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель физики
СТАЖ РАБОТЫ
37 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка" КОГОАУ ВГГ 610000, г. Киров, ул. Свободы, 76, (8332) 64-82-31, vhg@vhg.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
концентрическая система педподдержки познавательного интереса, интеграция предметных областей и форм организации образовательного процесса, Функциональная грамотность
Представлен опыт использования системы занятий и заданий междисциплинарного содержания. Доказывается, что целенаправленное моделирование педагогом алгоритма своей работы на основе концентрической системы поэтапной педподдержки познавательного интереса ученика через организацию его проектной и исследовательской деятельности приводит к необходимости интеграции различных предметных областей и форм организации образовательного процесса и создает условия для активного формирования функциональной грамотности ученика.
Ф.И.О. | Напольская Анна Кимовна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
КОГОАУ ВГГ 610000, г. Киров, ул. Свободы, 76, (8332) 64-82-31, vhg@vhg.ru
|
Должность | Учитель физики |
Стаж работы | 37 |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Роль интеграции в процессе реализации требований ФГОС по повышению функциональной грамотности ученика при обучении физике» |
Ключевые слова | Функциональная грамотность, интеграция предметных областей и форм организации образовательного процесса, концентрическая система педподдержки познавательного интереса |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Представлен опыт использования системы занятий и заданий междисциплинарного содержания. Доказывается, что целенаправленное моделирование педагогом алгоритма своей работы на основе концентрической системы поэтапной педподдержки познавательного интереса ученика через организацию его проектной и исследовательской деятельности приводит к необходимости интеграции различных предметных областей и форм организации образовательного процесса и создает условия для активного формирования функциональной грамотности ученика. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | На первом году обучения физики у большинства учеников зарождается познавательный интерес к данной науке, к объяснению природных явлений окружающего мира, однако по мере знакомства с физическими закономерностями в дальнейшем опять-таки у большинства детей интерес угасает под натиском сложной теории, не находящей применения в непосредственном жизненном опыте. Причем лишь у единиц формируется целостная картина миропонимания, вырабатываются навыки выявления взаимосвязи закономерностей естественнонаучных дисциплин, умения переноса знаний в другие предметные области, умения наблюдать и видеть проявление изученных закономерностей в окружающем мире, анализировать и моделировать свое отношение к происходящему. Именно дефицит в формировании метапредметных ученических умений снижает интерес к процессу познания окружающего мира. Это и является одной из ключевых компетенций функциональной грамотности учащихся. |
Актуальность | Реализация заявленных ФГОС ООО целей образования способствует решению проблемы развития познавательного интереса в ходе обучения физике. Формирование функциональной грамотности учащихся может успешно осуществляться через специально организованную педагогом систему проектно-исследовательской деятельности учащихся интегративного характера во всех формах образовательного процесса. |
Новизна | Интеграция не только предметных областей, но и форм организации образовательного процесса, причем носящая системный и личностно-ориентированный характер. |
Описание инновационного опыта | Концепция педагогической деятельности автора – концентрическая система поэтапной педподдержки познавательного интереса гимназиста через интеграцию различных предметных областей и форм организации образовательного процесса.
Параллельно прослеживаются следующие сопряженные друг с другом линии организации учебного процесса: • Организация деятельности учащихся интегрированного содержания в ходе образовательного процесса на уроках. • Организация проектной, исследовательской и творческой деятельности гимназиста, способствующей формированию универсальных учебных действий, при решении проблемных задач межпредметного содержания в процессе внеурочных занятий. • Руководство научно-исследовательской деятельностью гимназистов сопровождается интеграцией физического обоснования объекта исследования в другие области знаний. Основная цель – создание условий для формирования универсальных учебных действий и развития функциональной грамотности Ведущие технологии — учебный проект, исследовательская деятельность в рамках развивающего и проблемного обучения Предлагается модель алгоритма деятельности педагога: Реализация основной образовательный программы (ООП) — дополнительный образовательный программы (ПДО) – программы внеурочной деятельности (ВД), в ходе которых специально организуется системная проектная, исследовательская деятельность на основе интеграции знаний или способов познания отдельных дисциплин – презентация результатов — интегрирующее событие (ИС)- выявление нового объекта интереса –развитие полифункциональных умений- переход на концентрическую систему педподдержки познавательного интереса ( расширение модели предмета интереса) – ООП – ПДО – ВД– интегрирующее событие(ИС) -… Разработана система специально смоделированных занятий межпредметного содержания в урочной и внеурочной деятельности с применением технологий учебного проекта и исследования с целью выявления, поддержки и развития познавательной и творческой активности гимназистов. Приведены темы этих занятий и конкретные примеры некоторых из них. |
Продукт опыта / проекта | Модель физического образования на основе реализации концентрической системы педподдержки познавательного интереса учащихся через интеграцию предметных областей и форм организации образовательного процесса. |
Затруднения в реализации, риски | Реализация данной системы работы достаточно трудоемкий процесс, особенно на начальном этапе, затруднения возникают при выявлении и детализации предмета познавательного интереса, его объемное рассмотрение в многопредметной области. Трудности возникают также при организации взаимодействия учителей – предметников смежных дисциплин и в постоянном наращивании собственных знаний. Но при отработке описанного алгоритма организованное сотрудничество педагога и учеников становится продуктивным и достаточно интересным процессом для обеих сторон. И при условии целенаправленной системной организации совместной деятельности этот опыт может быть успешно применен другими педагогами. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Результаты многолетнего мониторинга личностных достижений учашихся и выпускников:
— Стабильный рост познавательного интереса учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла. — Устойчивый интерес к познанию окружающего мира в ходе образовательного процесса и вне школы — Стабильно высокий процент учащихся, занимающихся внеурочной деятельностью по физике — Повышение качества обученности — Успешное участие учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня — Результаты сдачи ЕГЭ и ОГЭ стабильно выше среднего областного показателя — Большая часть выпускников, поступающих на технические специальности ведущих вузов страны и, что не менее важно, успешное их окончивающих — Абсолютное большинство выпускников делают выбор направления обучения, дающий возможность реализовать собственный потенциал |
Публикации
по теме опыта |
Интернет-ресурсы:
Напольская АК » Совместный поиск решения научной проблемы как способ развития универсальных умений ученика.» https://infourok.ru/statya-sovmestniy-poisk-resheniya-nauchnoy-problemi-kak-sposob-razvitiya-universalnih-umeniy-uchenika-2169453.html Напольская А.К. Практика формирования УУД через организацию проектной и исследовательской деятельности при обучении физике, https://infourok.ru/praktika-formirovaniya-uud-cherez-organizaciyu-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-pri-obuchenii-fizike-2325973.html Напольская А.К. Подходы к астрономическому образованию в основной школе https://infourok.ru/podhodi-k-astronomicheskomu-obrazovaniyu-v-osnovnoy-shkole-2325592.html
Статья из сборника: Напольская А.К. Физическое исследование в летнем эвристическом лагере// Сборник Летний эвристический лагерь: учеба отдыху не помеха, Киров, 2022 Электронные ресурсы: Напольская А.К., Колпакова А.В., Шимова Е.В., Арутюнян В.А., Шулева П.В. Виртуаль-ный музей «Истории физической лаборантской» как сред-ство формирования предмет-ных УУД [Электронный ре-сурс] // Педагогическое про-ектирование : идеи и реше-ния: сборник статей. Выпуск 3, издательство МЦИТО, 2020 Напольская А.К., Костина Е.А., Нилов А.Ю., Литвинчук А.Е. Комплект дидактических материалов для организации дистанционного обучения по физике по избранным темам механики [Электронный ресурс]//Педагогическое проек-тирование: идеи и решения: сборник статей.Выпуск 4 ,Издательство МЦИТО, 2021 |
Экспертное заключение | Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, к.п.н., ст. методист центра управления и инноваций |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Естественно-научные предметы
|