ФИО
Яровикова Ольга Викторовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель технологии
СТАЖ РАБОТЫ
28 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №65» города Кирова Кировской области, 610013, Кировская область, г. Киров, ул. Советская, 170 тел. 8(8332)31-78-13 (дир.), 89531326670, e-mail: school-kir65@mail.ru, yarovikova-68@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
графическая информация, символы, схема, познавательная деятельность, Познание, познавательная активность, технологическая карта
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий по технологии. Заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся учитель и делает акцент в своей педагогической деятельности. Применение методов, которые активизируют познавательный процесс, значительно облегчает труд обучающегося, способствует целостному восприятию темы, обеспечивает системность запоминания учебного материала, является опорой для практических работ. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности.
Ф.И.О. | Яровикова Ольга Викторовна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №65» города Кирова Кировской области, 610013, Кировская область, г. Киров, ул. Советская, 170 тел. 8(8332)31-78-13 (дир.), 89531326670, e-mail: school-kir65@mail.ru, yarovikova-68@mail.ru |
Должность | Учитель технологии |
Стаж работы | 28 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии при изучении раздела Машиноведение в 5 классе».
|
Ключевые слова | Познание, познавательная активность, познавательная деятельность, технологическая карта, символы, схема, графическая информация. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий по технологии.
Заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся учитель и делает акцент в своей педагогической деятельности. Применение методов, которые активизируют познавательный процесс, значительно облегчает труд обучающегося, способствует целостному восприятию темы, обеспечивает системность запоминания учебного материала, является опорой для практических работ. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю группе методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Данная группа включает в себя методы эмоционального стимулирования, методы развития эмоционального интереса и методы формирования ответственности и обязательности. |
Актуальность | Активизация познавательной деятельности обучающихся — одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. В формировании познавательного интереса особая роль отводится содержанию усваиваемых знаний, умений и навыков, а также процессу организации этого усвоения. Выбор темы «Активизация познавательного интереса обучающихся на уроках технологии при изучении раздела Машиноведение в 5 классе» актуален, так как задачи образования и воспитания обучающихся неразрывно связаны с развитием их познавательного интереса, который используется как средство формирования личности, как условие эффективности осуществления учебного и воспитательного процессов. Познавательный интерес способствует приобщению школьников к духовным ценностям общества. Он лежит в основе творческих способностей, обостряет воображение, словесно-логическую и эмоциональную память, сенсорно — моторную деятельность, способствует более легкому, свободному, более быстрому протеканию деятельности. Интерес снимает утомление, нервное напряжение, в силу чего учение становится более плодотворным. |
Новизна | В условиях цифровизации образования технология актуализации познавательной деятельности, выходит на новый уровень применения. Возможности реализации в процессе обучения различных способов и средств активизации познавательной деятельности значительно расширяются при использовании информационно-коммуникационных технологий.
Чем активнее познавательная деятельность обучающихся, тем с большей уверенностью можно говорить о самостоятельном усвоении умений и навыков. По мнению психологов, интерес на более высоком уровне выступает как устойчивая качественная черта личности, благодаря которой человек стремится к самостоятельной познавательной трудовой деятельности. Поэтому целью моей педагогической деятельности стало создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках технологии с использованием различных активных методов, форм и приемов обучения. Реализуя данную цель, поставила перед собой следующие задачи: -заинтересовать обучающихся учебной и практической частями работы; показать значимость знаний, умений и навыков; самой создавать такую учебную ситуацию, при которой ученикам захотелось бы применять свои знания и умения и самостоятельно их пополнять; -активизировать познавательную деятельность обучающихся за счет наглядности, нестандартных форм обучения, ИКТ; -расширять творческие попытки самостоятельности при выполнении эталонных работ, содействовать и поощрять детей в выдумке, фантазии и воплощении идей на практике. |
Описание инновационного опыта | В представленных материалах раскрыто значение активных методов и приемов обучения на уроках технологии на практических примерах из собственного опыта работы.
Обозначенные приемы структуризации учебного материала помогают учащимся правильно организовывать и анализировать информацию. Это показано на технологических картах, что позволяет усваивать большие объемы учебного материала, быстрее запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации. Ученики не только пользуются готовыми, предоставленными педагогом материалами, но и сами учатся структурировать информацию урока, планировать работу, находить взаимосвязи между темами учебного предмета. Такие уроки подтверждают результативность использования приемов активизации на уроках технологии, а именно: ·активизируют познавательный интерес; ·развивают критическое мышление, способности к анализу и сравнению. В работе широко использую свои презентации, созданные по разделам учебной программы. Уроки становятся интереснее, они позволяют ученикам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Школьников обычно привлекают стороны обучения, связанные с яркими, эмоционально поданными факторами, эффективными опытами. Поэтому стараюсь обогащать содержание познавательного учебного материала введением разнообразной практической деятельности, используя активные формы не только при изучении раздела машиноведения, но и на других: — использованием технических средств обучения при изучении всех тем, проведением уроков – путешествий, тестов по закреплению изученной темы, организацией внеклассных мероприятий, выставок, конкурсов. -игры — соревнования (кто быстрее заправит швейную машину, справится с кроссвордом или тестом по машиноведению; -уроки — путешествия; -проблемные ситуации; -составлении и заполнении учебных технологических карт, схем; -вопросы — сравнения :сходство и различие чего-либо; -конкурсы на быстрое отыскание ошибок; Интерес обучающихся вызывает и обогащение содержания учебного материала познавательными историческими и полезными сведениями, народными изречениями, пословицами, поговорками. |
Продукт опыта / проекта | Результативные, проверенные на практике приемы.
Разработанные урок «Швейная машина», презентация к уроку, контрольный тест по разделу Машиноведение для учащихся 5 класса, опробированы на базе МБОУ СОШ с УИОП №65. Они показали свою эффективность при получении высокого процента положительных оценок, вызывая огромный интерес у детей к данному разделу, тест интересен разнообразием представленных заданий. |
Затруднения в реализации, риски | Время подготовки к уроку увеличивается, создание системы визуальных материалов и их структурирование требует переосмысливания учебного материала.
Необходимо сначала учить обучающихся читать графическую информацию, пользоваться специфическими обозначениями, что требует дополнительного времени на уроке. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Уроки технологии органически вписываются в атмосферу школьной жизни, они не только повышают познавательный интерес учащихся, но и стимулируют активную речь, воспитывают художественный вкус, формируют уважение к людям труда, приводят к повышению эффективности обучения. Развитие познавательного интереса способствует формированию личности в целом.
Перспективы совершенствования своей педагогической деятельности вижу в более детальном и углубленном изучении познавательных творческих способностей учащихся. Умелое применение приемов и методов активного обучения обеспечит высокую активность учащихся в учебном познании. |
Публикации
по теме опыта |
Публикации в Интернет:
В ЦКПРО города Кирова опубликован в 2019году Сборник «Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Технология». Технология ведения дома»». -Публикация на сайте https://solncesvet.ru/tvorcheskie-konkursy/ «Разработка итогового теста для учащихся 5 класса по разделу Машиноведение». |
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Технология |