ФИО

Гирева Нина Геннадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель истории и обществознания

СТАЖ РАБОТЫ

44 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Колянур Советского района Кировской области (МКОУ ООШ с.Колянур Советского района) Контактный телефон (83375) 6-71-88; E-mail: knou111@rambler.ru

Работа посвящена вопросу метапредметности в преподавании регионоведения.  Обосновывается необходимость метапредметного подхода и предлагаются пути его реализации в образовательной практике. В данном опыте рассматривается патриотическое воспитание в современных условиях как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к готовности жить и трудиться в Вятском крае, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха, и, как результат, готовность в любой момент встать на защиту Родины.

Ф.И.О. Гирева Нина Геннадьевна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Колянур Советского района Кировской области (МКОУ ООШ с.Колянур Советского района)

Контактный телефон (83375) 6-71-88; E-mail: knou111@rambler.ru

Должность Учитель истории и обществознания
Стаж работы 44 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Судьбостроительство обучающихся при реализации метапредметного подхода в курсе «Регионоведение»
Ключевые слова Метапредметный подход, патриотизм, регионоведение, судьбостроительство
Аннотация Работа посвящена вопросу метапредметности в преподавании регионоведения.  Обосновывается необходимость метапредметного подхода и предлагаются пути его реализации в образовательной практике.

В данном опыте рассматривается патриотическое воспитание в современных условиях как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к готовности жить и трудиться в Вятском крае, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха, и, как результат, готовность в любой момент встать на защиту Родины.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект — Воспитание осознанного чувства готовности встать на защиту Отечества в современной сложной геополитической ситуации для России

— Необходимость закрепления талантливой молодёжи на территории Кировской области, решение проблемы дефицита кадров на селе.

— Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют критерии результативности обучения на личностном, метапредметном, предметном уровнях. ФГОС делает акцент на то, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных  метапредметных умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, интеграции знаний.

Актуальность  — Актуальность заявленной темы определяет одну из главных задач общества на современном этапе: патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения, его готовность встать на защиту Отечества

— Метапредметный подход в преподавании регионоведения – требование времени. Сегодня понятия «метапредмет» и «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу ФГОС.

— Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» где определены ключевые направления развития нашей страны. Одна из задач, которая была поставлена президентом, — воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Новизна Главной, определяющей идеей в исследовании истории малой родины является судьбостроительство: решай сам, что тебе по силам, а твое село, твоя семья, твоя школа, твои знакомые и друзья всегда поддержат тебя. В судьбостроительстве особое место отвожу истории села, Вятского края, знание которой позволяет юным жителям избежать многих ошибок. Поэтому не менее важная задача в судьбостроительстве – социальная адаптация школьников, формирование у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Сегодня содержание курса «Регионоведение» в школе и его роль в патриотическом воспитании обучающихся рассматривается именно под таким ракурсом. В этом и состоит новизна опыта.

Новое в регионоведении – это изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Сейчас мы подтверждаем справедливость утверждения: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.

Новизна опыта состоит и в том, что сегодня изучение родного края включает познание этнонациональных процессов.

Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В этом тоже состоит новизна опыта.

Описание инновационного опыта Метапредметная цель, цель опыта – расширение опыта творческой деятельности обучающихся по предмету, формирование мировоззренческих установок, ценностных, культурологических установок школьников.

Метапредметный подход – организация деятельности обучающихся с целью передачи им способов работы со знанием. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится? Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

При метапредметном подходе у обучающихся формируется подход к изучению регионоведения как к системе знаний не только о Вятском крае, но и о мире, выраженном в числах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Задачи опыта:

— Указом Президента РФ  В.В. Путиным «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были определены ключевые направления развития нашей страны. Одна из задач, которая была поставлена Президентом, — воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей РФ, исторических и национально-культурных традиций.

— Воспитание гражданственности и патриотизма, готовности встать на защиту Отечества

—  Необходимость закрепления талантливой молодёжи на территории Кировской области, района, села

— Посредством метапредметного подхода в преподавании регионоведения  необходимо формировать и развивать у обучающихся  способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории (судьбостроительство) в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Именно регионоведение, метапредметный подход в преподавании курса, в настоящий момент  призван донести до школьников национальную идею – любовь к Отечеству. Это очень актуально в патриотическом воспитании школьников посредством краеведческой работы, так как школьник с общим (а большинство сельских детей получают последние годы лишь основное общее образование) только тогда может свободно и успешно действовать в условиях рыночной экономики, когда образование станет метапредметным. Жизнь показала, что выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие — выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. Метапредметный подход в изучении регионоведения позволят моим выпускникам не быть «перекати-полем», а жить по старому русскому принципу: где родился, там и пригодился.

На уроках регионоведения изучаем общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях в границах определенной территории (село, деревня, район и т.д.). Изучаем сферы общественной жизни, обучающиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения.

Новое в регионоведении – это изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Сейчас мы подтверждаем справедливость утверждения: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.

Исследование, изучение истории села, края, поисковая работа учат школьников жить среди людей, уважая их интересы, чувства, взгляды. При этом через содержание, портреты, характеристики, встречи с интересными людьми — земляками, осуществляется нравственное воздействие на личность школьника. И вообще, главное в нашей работе — это люди -живая история села, края. Поэтому с судьбами конкретных людей связана творческая работа по регионоведению, их труд, их горечи и радости становятся ближе школьникам, как бы оживают. И самое главное,- через воспитание уважения к людям у школьников формируется уважение к самому себе, а также сопереживание: дети оказывали и оказывают помощь нуждающимся в ней ветеранам труда, готовы своим трудом нести добро селу (посадка саженцев ко Дню Победы, благоустройство, уход за некрополем), конкретным людям села. В толерантности, терпимости уважении друг к другу, по моему мнению,  залог устойчивой социальной и общественной жизни не только села,  но и всей страны в целом.

Наши сельские дети имеют меньше шансов по сравнению с городскими поступать в столичные ВУЗЫ. Поэтому знакомлю их с темой «Работа в Кировской области, Советском районе, в родном хозяйстве и для области, района, родного хозяйства — ООО «Надежда». Встречаемся с руководителями агрофирмы, выясняем, какие специалисты востребованы в селе, где можно получить нужную профессию и как хозяйство может в этом помочь. В этом тоже состоит новизна опыта.

Здесь мы с детьми знакомимся с положением на бирже труда, изучаем возможности трудоустройства в родном селе, районе, области, раскрывая историю и современное состояние промышленных предприятий края. В итоге проводим экскурсии на промышленные предприятия: перчаточную фабрику, Чимбулатский карьер, а также на современные компьютеризированные молочные комплексы агрофирмы «Надежда». Система народного образования в районе позволяет продолжать обучение в родном райцентре. Здесь стараюсь  провести мысль о том, что каждый старшеклассник может широко пользоваться всеми теми льготами, благами, возможностями, которые предоставило общество, и лишь затем отдавать, возвращать обществу взятое, но уже в ином качестве.

Специальные занятия по регионоведению посвящены связям Колянура, города Советска, Кировской области с другими регионами и странами  (например, продукция советских кружевниц, изделия перчаточной фабрики, лес, изделия народных промыслов идут на экспорт). Наш край предстаёт как, незамкнутая, открытая система. Изучение хозяйственных, культурных связей района сопровождаю кратким экскурсом в историю сёл и деревень района, городов Кировской области, стараюсь вызвать у школьников чувство гордости, уважения к своей земле, к людям, которые родились в нашем крае.

В результате обучающиеся пишут творческие работы на конкурсы, делают проекты, зарисовки, схемы туристических маршрутов по территории сельского округа, составляют маршрут экологической тропы. Использование мультимедийных средств помогает реализовать метапредматный подход в обучении. Использовать данную технологию можно на всех предметах. Презентации дают высокий результат: развивают творческие, исследовательские способности обучающихся, повышают их активность, возрастает интерес к предмету.

Применяем технологию проектной деятельности. Проектная деятельность расширяет круг интересов и общения ученика. Идет интегрированное обучение с другими учебными предметами и с самой жизнью. Работа над проектом обучает «по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям». Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной  жизненной ситуации, а это метапредметные связи.

Метапредметный подход в преподавании регионоведения состоит и в привлечении школьников к составлению и решению практических задач. Например, проект с математическими расчётами «Рентабельно ли содержание коровы в домашнем хозяйстве?» После сделанных опросов населения, расчётов, анализа плюсов и минусов содержания, пришли к выводу: выгодно, продукция экологически чистая, но очень трудоемко.

Таким образом, посредством метапредметного подхода в преподавании регионоведения формируются и развиваются у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; гуманистические и демократические ценностные ориентации; патриотизм, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории (судьбостроительство) в соответствии с собственными интересами и возможностями, готовность жить и трудиться в родном краю.

Продукт опыта / проекта Участие педагога в работе творческих коллективов и конкурсах педагогического мастерства:

— Диплом победителя районного конкурса творческих работ «На страже Родины». Номинация «Методическая разработка мероприятия патриотической направленности. Знаменитые земляки за страницами учебника истории» (Приказ № 23 от 28.02. 2022 г.);

—  Диплом победителя I степени II Всероссийского педагогического конкурса «Воспитание патриота и гражданина России XXI века», Урок мужества «За Родину не пропадают» (19.04.2022 г.);

Участие в областном конкурсе профессионального мастерства по патриотическому воспитанию обучающихся — номинация «Лучшее мероприятие воспитательной направленности»: методическая разработка Урока мужества «Земляки в Великой Отечественной войне» (Приказ от 01.06.2022 г. № 205).

Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах:

·                                  Гирев Г., 3 кл. – победитель, диплом I степени Всероссийского конкурса семейного творчества, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Маленькие истории о большой войне» (Приказ № 03/01- 641 от 30.03.2020 г.);

·                                 Лузина А., 8 кл. — Диплом победителя областного конкурса сочинений в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020 г.);

·                                 Демакова Д., 7 кл. – I место в регионе, I место в районе по итогам международного игрового конкурса по истории мировой культуры «Золотое руно» (2020 г.);

·                                 Гирев Г., 3 кл. — Диплом призёра областного конкурса сочинений, посвящённого РДГ «Джек», объявленного в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020 г.);

·                                 Лузина А., 8 кл. — победитель областного конкурса сочинений, посвящённого командиру ДРГ «Джек» П.А. Крылатых (2020 г.);

·                                 Данилова В., 9 кл. — Диплом II степени, призёр VIII Всероссийского конкурса, посвящённого годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Салют, Победа!». Название работы: «Частицы знамени Победы» (Приказ № 03/02 — 931 от 15.03.2021 г.);

·                                 Данилова В., 9 кл. — Диплом III степени, призёр VIII Всероссийского конкурса, посвящённого годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Салют, Победа!». Название работы: «О чём говорило молчание», А. Безыменский (Приказ № 03/02-933 от 15.03.2021 г.);

·                                 Лузина В., 8 кл. — Диплом III степени, призёр Всероссийского краеведческого конкурса «В краю моём история России» (Приказ № 03/02 – 929 от12.03.2021 г.);

·                                 Чапайкин Н., 7 кл. – победитель районного, финалист  областного открытого патриотического конкурса «Знатоки истории Великой Отечественной войны», проведённого в рамках проекта «Эстафета Памяти 311дивизии-2» (Приказ № 2  от 25.05.202 2г.);

·                                 Свинцов А., 6 кл. — 1 место в общем зачёте Международного конкурса Золотое руно», I место в регионе, I место в районе (2022 г.)

Результаты патриотического воспитания покажет жизнь, но первые выводы можно сделать уже сегодня: ни один выпускник школы не уклонился от частичной мобилизации, есть добровольцы. Все с честью выполняют долг перед Отчизной. Обучающиеся школы оказывают моральную и материальную поддержку защитникам страны.

Затруднения в реализации, риски Трудоёмкость и отсутствие в отдалённых деревнях Интернета. Половина обучающихся школы встают утром в 5 часов, чтобы успеть  на школьный автобус, после занятий вновь сразу уезжают. Затем ужин, уроки, в 20 часов — сон. Поэтому для занятий творческой, исследовательской деятельностью у одарённых детей просто физически не хватает времени и вся ответственность за конечный результат ложится на уроки регионоведения в школе. Высокая степень загруженности обучающихся. Необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации. Не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок или проект.
Публикации

по теме опыта

Свидетельство о публикации в сетевом издании «ФОНД 21 ВЕКА» авторская работа урок мужества «За Родину не пропадают» . Материал находиться в открытом доступе по адресу: https://fond21veka.ru/publication/11/26/417576/ Серия С №417576 19 апреля 2022 года.
Экспертное заключение Опыт педагога по использованию метапредметного подхода в курсе «Регионоведение» может быть использован учителями истории, обществознания для достижения личностных результатов обучения, что соответствует требованиям обновленных ФГОС
Ф.И.О. эксперта Ерёмина Т.Ю., старший методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», socium@kirovipk.ru
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное образование

Основы духовно-нравственной культуры народов России

ВОСПИТАНИЕ

Основное общее образование

Приложения_Гирева Н.Г.
Скачать файл
Рецензия_Гирева Н.Г.
Скачать файл
Обобщение опыта
Скачать файл