ФИО
Гирева Нина Геннадьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель истории и обществознания
СТАЖ РАБОТЫ
44 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Колянур Советского района Кировской области (МКОУ ООШ с.Колянур Советского района) Контактный телефон (83375) 6-71-88; E-mail: knou111@rambler.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
судьбостроительство, регионоведение, Метапредметный подход, Патриотизм
Работа посвящена вопросу метапредметности в преподавании регионоведения. Обосновывается необходимость метапредметного подхода и предлагаются пути его реализации в образовательной практике. В данном опыте рассматривается патриотическое воспитание в современных условиях как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к готовности жить и трудиться в Вятском крае, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха, и, как результат, готовность в любой момент встать на защиту Родины.
Ф.И.О. | Гирева Нина Геннадьевна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Колянур Советского района Кировской области (МКОУ ООШ с.Колянур Советского района)
Контактный телефон (83375) 6-71-88; E-mail: knou111@rambler.ru |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Стаж работы | 44 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Судьбостроительство обучающихся при реализации метапредметного подхода в курсе «Регионоведение» |
Ключевые слова | Метапредметный подход, патриотизм, регионоведение, судьбостроительство |
Аннотация | Работа посвящена вопросу метапредметности в преподавании регионоведения. Обосновывается необходимость метапредметного подхода и предлагаются пути его реализации в образовательной практике.
В данном опыте рассматривается патриотическое воспитание в современных условиях как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к готовности жить и трудиться в Вятском крае, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха, и, как результат, готовность в любой момент встать на защиту Родины. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | — Воспитание осознанного чувства готовности встать на защиту Отечества в современной сложной геополитической ситуации для России
— Необходимость закрепления талантливой молодёжи на территории Кировской области, решение проблемы дефицита кадров на селе. — Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют критерии результативности обучения на личностном, метапредметном, предметном уровнях. ФГОС делает акцент на то, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных метапредметных умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, интеграции знаний. |
Актуальность | — Актуальность заявленной темы определяет одну из главных задач общества на современном этапе: патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения, его готовность встать на защиту Отечества
— Метапредметный подход в преподавании регионоведения – требование времени. Сегодня понятия «метапредмет» и «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу ФГОС. — Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» где определены ключевые направления развития нашей страны. Одна из задач, которая была поставлена президентом, — воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей РФ, исторических и национально-культурных традиций. |
Новизна | Главной, определяющей идеей в исследовании истории малой родины является судьбостроительство: решай сам, что тебе по силам, а твое село, твоя семья, твоя школа, твои знакомые и друзья всегда поддержат тебя. В судьбостроительстве особое место отвожу истории села, Вятского края, знание которой позволяет юным жителям избежать многих ошибок. Поэтому не менее важная задача в судьбостроительстве – социальная адаптация школьников, формирование у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Сегодня содержание курса «Регионоведение» в школе и его роль в патриотическом воспитании обучающихся рассматривается именно под таким ракурсом. В этом и состоит новизна опыта. Новое в регионоведении – это изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Сейчас мы подтверждаем справедливость утверждения: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю. Новизна опыта состоит и в том, что сегодня изучение родного края включает познание этнонациональных процессов. Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В этом тоже состоит новизна опыта. |
Описание инновационного опыта | Метапредметная цель, цель опыта – расширение опыта творческой деятельности обучающихся по предмету, формирование мировоззренческих установок, ценностных, культурологических установок школьников.
Метапредметный подход – организация деятельности обучающихся с целью передачи им способов работы со знанием. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится? Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. При метапредметном подходе у обучающихся формируется подход к изучению регионоведения как к системе знаний не только о Вятском крае, но и о мире, выраженном в числах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса. Задачи опыта: — Указом Президента РФ В.В. Путиным «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были определены ключевые направления развития нашей страны. Одна из задач, которая была поставлена Президентом, — воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей РФ, исторических и национально-культурных традиций. — Воспитание гражданственности и патриотизма, готовности встать на защиту Отечества — Необходимость закрепления талантливой молодёжи на территории Кировской области, района, села — Посредством метапредметного подхода в преподавании регионоведения необходимо формировать и развивать у обучающихся способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории (судьбостроительство) в соответствии с собственными интересами и возможностями. Именно регионоведение, метапредметный подход в преподавании курса, в настоящий момент призван донести до школьников национальную идею – любовь к Отечеству. Это очень актуально в патриотическом воспитании школьников посредством краеведческой работы, так как школьник с общим (а большинство сельских детей получают последние годы лишь основное общее образование) только тогда может свободно и успешно действовать в условиях рыночной экономики, когда образование станет метапредметным. Жизнь показала, что выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие — выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. Метапредметный подход в изучении регионоведения позволят моим выпускникам не быть «перекати-полем», а жить по старому русскому принципу: где родился, там и пригодился. На уроках регионоведения изучаем общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях в границах определенной территории (село, деревня, район и т.д.). Изучаем сферы общественной жизни, обучающиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Новое в регионоведении – это изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Сейчас мы подтверждаем справедливость утверждения: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю. Исследование, изучение истории села, края, поисковая работа учат школьников жить среди людей, уважая их интересы, чувства, взгляды. При этом через содержание, портреты, характеристики, встречи с интересными людьми — земляками, осуществляется нравственное воздействие на личность школьника. И вообще, главное в нашей работе — это люди -живая история села, края. Поэтому с судьбами конкретных людей связана творческая работа по регионоведению, их труд, их горечи и радости становятся ближе школьникам, как бы оживают. И самое главное,- через воспитание уважения к людям у школьников формируется уважение к самому себе, а также сопереживание: дети оказывали и оказывают помощь нуждающимся в ней ветеранам труда, готовы своим трудом нести добро селу (посадка саженцев ко Дню Победы, благоустройство, уход за некрополем), конкретным людям села. В толерантности, терпимости уважении друг к другу, по моему мнению, залог устойчивой социальной и общественной жизни не только села, но и всей страны в целом. Наши сельские дети имеют меньше шансов по сравнению с городскими поступать в столичные ВУЗЫ. Поэтому знакомлю их с темой «Работа в Кировской области, Советском районе, в родном хозяйстве и для области, района, родного хозяйства — ООО «Надежда». Встречаемся с руководителями агрофирмы, выясняем, какие специалисты востребованы в селе, где можно получить нужную профессию и как хозяйство может в этом помочь. В этом тоже состоит новизна опыта. Здесь мы с детьми знакомимся с положением на бирже труда, изучаем возможности трудоустройства в родном селе, районе, области, раскрывая историю и современное состояние промышленных предприятий края. В итоге проводим экскурсии на промышленные предприятия: перчаточную фабрику, Чимбулатский карьер, а также на современные компьютеризированные молочные комплексы агрофирмы «Надежда». Система народного образования в районе позволяет продолжать обучение в родном райцентре. Здесь стараюсь провести мысль о том, что каждый старшеклассник может широко пользоваться всеми теми льготами, благами, возможностями, которые предоставило общество, и лишь затем отдавать, возвращать обществу взятое, но уже в ином качестве. Специальные занятия по регионоведению посвящены связям Колянура, города Советска, Кировской области с другими регионами и странами (например, продукция советских кружевниц, изделия перчаточной фабрики, лес, изделия народных промыслов идут на экспорт). Наш край предстаёт как, незамкнутая, открытая система. Изучение хозяйственных, культурных связей района сопровождаю кратким экскурсом в историю сёл и деревень района, городов Кировской области, стараюсь вызвать у школьников чувство гордости, уважения к своей земле, к людям, которые родились в нашем крае. В результате обучающиеся пишут творческие работы на конкурсы, делают проекты, зарисовки, схемы туристических маршрутов по территории сельского округа, составляют маршрут экологической тропы. Использование мультимедийных средств помогает реализовать метапредматный подход в обучении. Использовать данную технологию можно на всех предметах. Презентации дают высокий результат: развивают творческие, исследовательские способности обучающихся, повышают их активность, возрастает интерес к предмету. Применяем технологию проектной деятельности. Проектная деятельность расширяет круг интересов и общения ученика. Идет интегрированное обучение с другими учебными предметами и с самой жизнью. Работа над проектом обучает «по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям». Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной жизненной ситуации, а это метапредметные связи. Метапредметный подход в преподавании регионоведения состоит и в привлечении школьников к составлению и решению практических задач. Например, проект с математическими расчётами «Рентабельно ли содержание коровы в домашнем хозяйстве?» После сделанных опросов населения, расчётов, анализа плюсов и минусов содержания, пришли к выводу: выгодно, продукция экологически чистая, но очень трудоемко. Таким образом, посредством метапредметного подхода в преподавании регионоведения формируются и развиваются у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; гуманистические и демократические ценностные ориентации; патриотизм, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории (судьбостроительство) в соответствии с собственными интересами и возможностями, готовность жить и трудиться в родном краю. |
Продукт опыта / проекта | Участие педагога в работе творческих коллективов и конкурсах педагогического мастерства:
— Диплом победителя районного конкурса творческих работ «На страже Родины». Номинация «Методическая разработка мероприятия патриотической направленности. Знаменитые земляки за страницами учебника истории» (Приказ № 23 от 28.02. 2022 г.); — Диплом победителя I степени II Всероссийского педагогического конкурса «Воспитание патриота и гражданина России XXI века», Урок мужества «За Родину не пропадают» (19.04.2022 г.); — Участие в областном конкурсе профессионального мастерства по патриотическому воспитанию обучающихся — номинация «Лучшее мероприятие воспитательной направленности»: методическая разработка Урока мужества «Земляки в Великой Отечественной войне» (Приказ от 01.06.2022 г. № 205). Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах: · Гирев Г., 3 кл. – победитель, диплом I степени Всероссийского конкурса семейного творчества, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Маленькие истории о большой войне» (Приказ № 03/01- 641 от 30.03.2020 г.); · Лузина А., 8 кл. — Диплом победителя областного конкурса сочинений в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020 г.); · Демакова Д., 7 кл. – I место в регионе, I место в районе по итогам международного игрового конкурса по истории мировой культуры «Золотое руно» (2020 г.); · Гирев Г., 3 кл. — Диплом призёра областного конкурса сочинений, посвящённого РДГ «Джек», объявленного в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020 г.); · Лузина А., 8 кл. — победитель областного конкурса сочинений, посвящённого командиру ДРГ «Джек» П.А. Крылатых (2020 г.); · Данилова В., 9 кл. — Диплом II степени, призёр VIII Всероссийского конкурса, посвящённого годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Салют, Победа!». Название работы: «Частицы знамени Победы» (Приказ № 03/02 — 931 от 15.03.2021 г.); · Данилова В., 9 кл. — Диплом III степени, призёр VIII Всероссийского конкурса, посвящённого годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Салют, Победа!». Название работы: «О чём говорило молчание», А. Безыменский (Приказ № 03/02-933 от 15.03.2021 г.); · Лузина В., 8 кл. — Диплом III степени, призёр Всероссийского краеведческого конкурса «В краю моём история России» (Приказ № 03/02 – 929 от12.03.2021 г.); · Чапайкин Н., 7 кл. – победитель районного, финалист областного открытого патриотического конкурса «Знатоки истории Великой Отечественной войны», проведённого в рамках проекта «Эстафета Памяти 311дивизии-2» (Приказ № 2 от 25.05.202 2г.); · Свинцов А., 6 кл. — 1 место в общем зачёте Международного конкурса Золотое руно», I место в регионе, I место в районе (2022 г.) Результаты патриотического воспитания покажет жизнь, но первые выводы можно сделать уже сегодня: ни один выпускник школы не уклонился от частичной мобилизации, есть добровольцы. Все с честью выполняют долг перед Отчизной. Обучающиеся школы оказывают моральную и материальную поддержку защитникам страны. |
Затруднения в реализации, риски | Трудоёмкость и отсутствие в отдалённых деревнях Интернета. Половина обучающихся школы встают утром в 5 часов, чтобы успеть на школьный автобус, после занятий вновь сразу уезжают. Затем ужин, уроки, в 20 часов — сон. Поэтому для занятий творческой, исследовательской деятельностью у одарённых детей просто физически не хватает времени и вся ответственность за конечный результат ложится на уроки регионоведения в школе. Высокая степень загруженности обучающихся. Необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации. Не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок или проект. |
Публикации
по теме опыта |
Свидетельство о публикации в сетевом издании «ФОНД 21 ВЕКА» авторская работа урок мужества «За Родину не пропадают» . Материал находиться в открытом доступе по адресу: https://fond21veka.ru/publication/11/26/417576/ Серия С №417576 19 апреля 2022 года. |
Экспертное заключение | Опыт педагога по использованию метапредметного подхода в курсе «Регионоведение» может быть использован учителями истории, обществознания для достижения личностных результатов обучения, что соответствует требованиям обновленных ФГОС |
Ф.И.О. эксперта | Ерёмина Т.Ю., старший методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», socium@kirovipk.ru |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное образование Основы духовно-нравственной культуры народов России ВОСПИТАНИЕ Основное общее образование |