ФИО
Витвицкая Елена Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель-логопед
СТАЖ РАБОТЫ
27 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова Краткое наименование: МОАУ «Гимназия имени А.Грина» г. Кирова 610044, г. Киров, Кировская область, ул. Физкультурников, 15, тел. 53-03-93; gg@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
воспитательные задачи, Краеведение, коммуникативная компетенция, поиск информации, познавательный интерес
Включение краеведческого материала в содержание логопедических занятий позволяет обновить и дополнить спектр воспитательных задач, усиливает их гражданско-патриотическую направленность, повышает познавательную мотивацию, развивает ИКТ-компетентность. Способствует обогащению словарного запаса словами по тематическим группам, активизации речевой деятельности, автоматизации речевых навыков, развитию и коррекции лексико-грамматического строя речи, связной речи, коммуникативных навыков.
Ф.И.О. | Витвицкая Елена Юрьевна |
Организация | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова
Краткое наименование: МОАУ «Гимназия имени А.Грина» г. Кирова 610044, г. Киров, Кировская область, ул. Физкультурников, 15, тел. 53-03-93; gg@kirovedu.ru |
Должность | Учитель-логопед |
Стаж работы в должности | 27 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/проекта | Использование краеведческого материала в содержании логопедических занятий.
|
Ключевые слова | Краеведение, воспитательные задачи, познавательный интерес, коммуникативная компетенция, поиск информации |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Включение краеведческого материала в содержание логопедических занятий позволяет обновить и дополнить спектр воспитательных задач, усиливает их гражданско-патриотическую направленность, повышает познавательную мотивацию, развивает ИКТ-компетентность. Способствует обогащению словарного запаса словами по тематическим группам, активизации речевой деятельности, автоматизации речевых навыков, развитию и коррекции лексико-грамматического строя речи, связной речи, коммуникативных навыков. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Витвицкая Е.Ю. в течение 2020, 2021, 2022 годов и по настоящее время является куратором и принимает активное участие в работе региональной инновационной площадки ФГБОУ ВО «ВятГУ» «Развитие талантов и способностей ресурсами краеведения в условиях реализации ФГОС» (научный руководитель Бажин К.С., проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ФГБОУ ВО «ВятГУ», кандидат педагогических наук, доцент).
Одна из приоритетных задач деятельности площадки — разработать и апробировать новые методические ресурсы, способствующие развитию способностей обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей (включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья), на краеведческом материале. В ходе реализации планов мероприятий региональной инновационной площадки учитель-логопед Витвицкая Е.Ю. разработала и апробировала инновационный подход в коррекционной работе, включив элементы краеведения в содержание логопедических занятий. Был расширен и обобщен опыт учителя-логопеда по использованию краеведческого материала в логопедической работе с младшими школьниками по разным темам коррекционного курса. Разработаны методические рекомендации. |
Актуальность | Необходимость обновления содержания логопедической работы в связи с усилением гражданско-патриотического воспитания, применения новых способов в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения.
Согласно современным требованиям, цели и содержание логопедической работы должны быть связаны с реализацией рабочей программы воспитания образовательной организации, с формированием личностных и метапредметных результатов, универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных), коммуникативной и ИКТ-компетенций обучающихся. Поэтому особую значимость при реализации коррекционной программы логопедических занятий с младшими школьниками, имеющими нарушения речи, приобретает использование элементов краеведения, что способствует реализации воспитательных задач на логопедических занятиях, усиливает их гражданско-патриотическую направленность, способствует воспитанию любви к малой родине. |
Новизна | Применение инновационного подхода к содержанию коррекционной работы: включение краеведческого материала в содержание логопедических занятий.
Разработка и апробирование логопедических занятий с элементами краеведения (конспект, презентация), методических рекомендаций в целях применения в коррекционно-развивающем обучении для младших школьников с нарушениями речи. |
Описание инновационного опыта
|
Витвицкая Е.Ю. представляет опыт организации логопедической работы с элементами краеведения для обучающихся начальных классов с нарушениями письма и чтения, обусловленных общим недоразвитием речи 3-4 уровня, в рамках реализации программы коррекционного курса «Логопедические занятия». Автор показывает, как использование элементов краеведения в практике работы учителя-логопеда общеобразовательной организации способствует достижению планируемых результатов освоения коррекционной программы.
Данный опыт автора опирается на идеи системно-деятельностного, индивидуально ориентированного подхода в обучении, приоритетные идеи государственной политики в сфере воспитания, зафиксированные в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Коммуникативная функция присуща языку и речи, основному средству человеческого общения (Ф. де Соссюр, Р.О. Якобсон, Л.С. Цветкова, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). А.А. Леонтьев писал, что сформировать речевой навык — это значит обеспечить, чтобы обучающийся правильно построил и реализовал высказывание. О.И. Золотова отмечает, что современные младшие школьники в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью, причинами которых могут быть снижение уровня читательской культуры, словарного запаса, низкий уровень речевого развития, речевые нарушения. Поэтому задачами коммуникативного развития являются развитие речи и речевых навыков, формирование речевых средств, в том числе обогащение словарного запаса, формирование словообразовательных, лексико-грамматических навыков, а также использование речевых навыков в ситуациях различного коммуникативного поведения. Включение краеведческого материала в содержание логопедических занятий позволяет одновременно с усилением гражданско-патриотического воспитания качественно улучшить возможности для развития коммуникативных навыков, обогатить словарный запас, развить словообразовательные, лексико-грамматические навыки в ситуации «погружения» в культуру, историю, природу, быт, достопримечательности родного Вятского края. Автором осуществлена разработка и апробирование использования краеведческого материала в содержании логопедических занятий для младших школьников с нарушениями письма и чтения по некоторым разделам коррекционного курса «Логопедические занятия», разработаны конспекты и презентации к занятиям (в качестве примера – по теме «Образование слов-названий профессий с помощью суффиксов»). Разработаны и успешно применены на практике «Методические рекомендации при проектировании логопедических занятий с применением краеведческого материала (с учетом коррекционной направленности)». Использование краеведческого материала на логопедических занятиях создает условия для использования языковых средств обучающимися в коммуникативной ситуации нестандартной учебной деятельности с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими (учителем-логопедом, сверстниками). Использование краеведческого материала на логопедических занятиях обеспечивает реализацию деятельностного подхода к коррекционному обучению, усиливает воспитательный потенциал занятия, способствует активизации речевой деятельности, познавательных процессов обучающихся, автоматизации речевых навыков, эффективной коррекции нарушений письма и чтения. Позволяет повысить познавательный интерес и учебную мотивацию обучающихся. Особенно это важно для школьников с недоразвитием речи, у которых «из-за трудностей в обучении и ситуаций неуспеха возникает иногда отрицательное отношение к учению» (А.Б. Воронцов). Таким образом, элементы краеведения позволяют в комплексе реализовать направления логопедической работы, усиливают положительный эффект коррекционного воздействия, повышают эффективность логопедической работы. Опыт автора получил положительные отзывы. |
Продукт опыта / проекта | 1.Конспект логопедического занятия «Образование слов-названий профессий с помощью суффиксов (с элементами краеведения)» (Приложение 1).
2. Электронная презентация к логопедическому занятию «Образование слов-названий профессий с помощью суффиксов (с элементами краеведения)» (Приложение 2). 3. Методические рекомендации для проектирования логопедических занятий с применением элементов краеведения (с учетом коррекционной направленности). (Приложение 3). |
Затруднения в реализации, риски | Затруднения могут вызвать недостаточная методическая подготовленность учителя-логопеда, отсутствие дополнительного времени на подготовку к занятию с элементами краеведения. Необходим индивидуальный подход при отборе лексического материала в той мере, в какой обучающиеся с нарушениями речи способны его освоить. Важно не «перегрузить» занятие краеведческим материалом, а дозированно использовать для реализации основных коррекционных целей и задач.
Учителю-логопеду необходимо знать и уметь применять технологию индивидуального подхода, системно-деятельностного подхода в обучении, владеть навыками поиска информации по краеведению, уметь работать с разными источниками информации, в том числе электронными. Подготовка к логопедическому занятию с применением краеведческого материала требует дополнительных временных затрат учителя-логопеда (отбор лексического материала по тематике краеведения, подбор и изготовление наглядности, обеспечение обучающихся справочным материалом, толковыми словарями). Для обучающихся с ОВЗ при работе с тематическими группами слов требуется дополнительная наглядность (слайдовая презентация, мультимедиа, картинный материал, видеофильмы и др.), иллюстрирующая лексический материал по краеведению. Желательно наличие компьютерной техники с выходом в контролируемый Интернет для осуществления поиска информации обучающимися на занятии (электронные толковые словари, справочники). |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Использование элементов краеведения на логопедических занятиях повышает эффективность коррекционно-развивающего обучения:
— обновляет и дополняет спектр воспитательных задач на логопедических занятиях, усиливает их гражданско-патриотическую направленность, — формирует интерес обучающихся к современным и старинным профессиям, художественным промыслам Вятского края, к культуре, природе и истории Вятского края, воспитывает уважение к труду, мастерам народных промыслов, любовь к малой родине — Вятскому краю, — повышает познавательный интерес и учебную мотивацию обучающихся на занятии, — обеспечивает реализацию деятельностного подхода к коррекционному обучению, — способствует развитию ИКТ-компетентности обучающихся через организацию поиска информации в контролируемом Интернете (электронные словари), сбора, обработки, анализа информации, работе с толковыми словарями, — способствует обогащению и активизации словарного запаса словами по тематическим группам названий художественных промыслов, объектов культуры, природы и истории Вятского края, — способствует активизации речевой деятельности, познавательных процессов обучающихся, автоматизации речевых навыков, развитию и коррекции лексико-грамматического строя речи, связной речи, коррекции нарушений письма и чтения на краеведческом материале, — создает условия для осознанного использования языковых средств и освоенных универсальных учебных действий обучающимися в коммуникативной ситуации нестандартной учебной деятельности (в предложенном конспекте, например, — «Виртуальная экскурсия «В салоне вятских художественных промыслов») с целью реализации полноценных социальных контактов с учителем-логопедом, сверстниками, для развития коммуникативных УУД, — в результате усиливает положительный эффект коррекционного воздействия. За последние три года результаты коррекционно-развивающего обучения стабильны: выпущено с улучшением речи 100%. Наблюдается положительная динамика в развитии личностных результатов. Стабильно на 15-20% повышается познавательный интерес (по результатам целенаправленных наблюдений).
|
Публикации по теме опыта
|
Публикация методического материала
на страницах электронного СМИ образовательного характера Автор публикации: Витвицкая Е.Ю., учитель-логопед. Название материала: «Конспект логопедического занятия «Образование слов-названий профессий с помощью суффиксов (с элементами краеведения)». Дата публикации: 24 ноября 2022 г. Номер свидетельства о публикации: 175627-514646. Данный методический материал получил положительную экспертную оценку и опубликован на Всероссийском образовательном портале «Продленка» www.prodlenka.org. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841. Имеется положительная рецензия члена учебно-методического совета Хабаровой Е.Е. на методическую разработку. Номер документа: ЭП № 318984, 24 ноября 2022 г. Публикация доклада на Всероссийской конференции Доклад Витвицкой Е.Ю. «Методическая разработка «Конспект логопедического занятия «Образование названий профессий с помощью суффиксов (с элементами краеведения)» представлен на Всероссийской конференции «Образование детей с особыми образовательными потребностями». Диплом № 1193512 (участие в качестве докладчика). 27 февраля 2022 г. ПедЖурнал, Кемеровская область. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-75728 (Роскомнадзор). Методическая разработка на Международном конкурсе Представлена методическая разработка Витвицкой Е.Ю.: «Презентация к занятию учителя-логопеда «Образование названий профессий с помощью суффиксов (с элементами краеведения)». Диплом победителя (II степени) Международного конкурса «ПедЖурнал Февраль 2022», в номинации «Лучшая презентация к уроку». Кемеровская область, ПедЖурнал. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-75728 (Роскомнадзор). |
Экспертное заключение |
Прилагается отдельным файлом
|
Ф.И.О. эксперта | С.А. Смирнова, старший преподаватель кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |