ФИО

Кобелева Надежда Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

22 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» города Кирова МОАУ СОШ №8 г.Кирова 610021 г.Киров, ул.Солнечная, д.21. р.т. 62-28-38 E-mail:nadya-k77@mail.ru

Формирование функциональной грамотности – одна из важнейших задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в соответствии с ФГОС 3 поколения.

Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мыщление и глобальные компетенции.

Формировать читательские умения на каждом уроке русского языка можно, используя возможности. которые дают тексты УМК Л.М.Рыбченковой, организуя работу обучающихся не только со сплошными, но и с несплошными текстами, иллюстрациями, таблицами, схемами. Использование текстов PISA в дополнение к текстам УМК для формирования функциональной грамотности (в частности, математической и финансовой) – это эффективный метод подготовки обучающихся к решению

Ф.И.О. Кобелева Надежда Александровна
Организация муниципальное  общеобразовательное  автономное   учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №8» города Кирова

МОАУ СОШ №8 г.Кирова

610021 г.Киров, ул.Солнечная, д.21.

р.т. 62-28-38     E-mail:nadya-k77@mail.ru

 

Должность учитель русского языка и литературы

 

Стаж работы 22 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта  

Использование заданий  РISA как дополнение к УМПК Л.М.Рыбченковой, О.А.Александровой для формирования функциональной грамотности учащихся 8-9 классов

 

 

Ключевые слова Функциональная грамотность, читательская грамотность, креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность, РISA

 

Аннотация (не более 500 знаков) Формирование функциональной грамотности – одна из важнейших задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования  в соответствии с  ФГОС 3 поколения.

Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мыщление и глобальные компетенции.

Формировать читательские умения на каждом уроке русского языка можно, используя возможности. которые дают тексты УМК Л.М.Рыбченковой, организуя работу обучающихся не только со сплошными, но и с несплошными текстами, иллюстрациями, таблицами, схемами.

Использование текстов PISA в дополнение к текстам УМК  для формирования функциональной грамотности (в частности математической и финансовой) – это эффективный метод подготовки обучающихся к решению не только заданий РISA, но и к подготовке к устному собеседованию, а в дальнейшем  к ЕГЭ.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Основная задача современной школы — формирование функционально грамотной личности. Предлагаемые для решения данной проблемы тексты однообразны, отсутствует их классификация, они хаотически расположены в различных источниках, что затрудняет работу учителя. Тексты учебника русского языка под редакцией Л.М.Рыбченковой помогают эффективно решить эту проблему, если, кроме формирования предметных умений, использовать их возможности для формирования функциональной грамотности, сочетая их с близкими по теме или рассматриваемой проблеме текстами РISA.
Актуальность Использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках позволит обучающимся не только ориентироваться в потоке информации, но и применять полученные знания на практике, опираясь на свой жизненный опыт.
Новизна Новизна опыта заключается в использовании на уроках русского языка текстов учебника не только для формирования читательской грамотности, но и для формирования  других видов функциональной грамотности и дополнении возможностей данных текстов текстами из базы РISA.
Описание инновационного опыта Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мыщление и глобальные компетенции.

На протяжении 11 лет обучающийся на разных предметах встречается с текстом как источником информации и часто оказывается в ситуации, когда не только не может эту информацию использовать в новых условиях, но и просто не может извлечь ее из текста. Как учитель русского языка и литературы я постоянно сталкиваюсь с этой проблемой. Поэтому передо мной встал вопрос: «Как, используя возможности учебно-методического комплекса под редакцией Л.М.Рыбченковой, опираясь на чтение как на один из  основных видов учебной деятельности в школе,  способствовать формированию у обучающихся 8 — 9 классов функциональной грамотности?»

Изучив методическую литературу, труды психологов, я выделила основные умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

1.      Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

2.      Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

3.      Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Чтобы сформировать эти умения, необходимо научить обучающихся:

·         различать свой личный опыт и реальность текста;

·         отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

·         перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

·         работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

·         собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

·         переформулировать вопрос и сообщения текста;

·         использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

·         выражать свои мысли письменно.

На этом этапе работы передо мной встала проблема подбора текстов для выполнения этих трудоёмких заданий. В течение нескольких лет на уроках русского языка я работаю с учебно-методическим комплексом под редакцией Л.М.Рыбченковой. Тексты, используемые в учебнике, очень разнообразны, несут не только воспитательный потенциал, но и дают возможность учителю работать над формированием функциональной грамотности. Этому способствует не только содержание текстов, но и их видовое разнообразие:

• сплошные;

• несплошные ;

• смешанные ;

• составные .

Такая разнообразная типология текстов дает возможность учителю обучать учащихся извлекать явную и неявную информацию из различных видов текстов, что делает их работу на уроках других предметов более эффективной.

Причем сама страница учебника построена таким образом, чтобы напомнить ученику экран монитора с расположенной на нем информацией.

Проанализировав все тексты учебника 8 класса, я сделала вывод, что они дают возможность работать не только над формированием читательской грамотности, но и других направлений функциональной грамотности.

Достаточно широко в учебнике представлены тексты естественнонаучного направления.

Меньше всего в учебнике 8 класса текстов, позволяющих формировать математическую грамотность и совсем нет текстов, способствующих формированию финансовой грамотности, поэтому я дополняю работу с текстами учебника работой с текстами из базы данных РISA, стараясь подбирать их либо сходными по теме, либопо поднятой проблеме.      Таким образом, используя тексты учебников русского языка под редакцией Л.М.Рыбченковой,  в 8 -9 классе можно успешно работать над формированием не только читательской, но и естественнонаучной, математической грамотности и креативного мышления.

Используя тексты учебника русского языка как инструмент формирования функциональной грамотности, я отмечаю, что обучающиеся стали не только лучше понимать содержание предложенных для работы текстов, но и использовать извлеченную из них информацию на других уроках, применять полученные знания в новых жизненных ситуациях. Рекомендовано формировать функциональную грамотность на всех предметах, особенно это касается математической и финансовой.

Кроме того, работа с текстами разных стилей и жанров поможет ученикам в 11 классе, ведь задание 3 ЕГЭ по русскому языку предполагает комплексный анализ текста. Может встретиться текст научного или официально – делового стиля, где необходимы знания о том, как работать с инструкцией.

 

 

 

 

 

Продукт опыта / проекта Технологическая карта урока русского языка в 8 классе на тему   «Стили речи. Официально-деловой стиль. Особенности текстов официально – делового стиля. Инструкция»
Затруднения в реализации, риски Сложность в подборе текстов, понятных и актуальных для обучающихся, с помощью которых можно работать над формированием не только читательской, но и других видов функциональной грамотности..
Публикации

по теме опыта

Кобелева Н.А. Организация проектной деятельности обучающихся как часть работы классного руководителя, стр. 73// Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы: 47 областная научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы (Киров, 29 октября 2020 года) [Текст]: Сборник материалов / Сост. М.С. Давыдова; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО
«ИРО Кировской области». — Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. — 123 с. — (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).
Экспертное заключение  
Ф.И.О. эксперта  
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Русский язык и литература

Основное и среднее образование

Приложение_7_технологчечкая_карта_урока
Скачать файл
Экспертное заключение ЦПКРО
Скачать файл
описание опыта
Скачать файл