ФИО
Перехрист Евгения Сергеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
4 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Гимназия имени Александра Грина" г. Кирова, 610044 ул.Физкультурников, д. 15, (8332) 41-54-66, school-k3@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
писатели – лауреаты, профильный лагерь, интерактивные игры, региональный компонент, Литературное краеведение
Для полноценного социально – коммуникативного развития обучающихся необходимо знакомство с историей, природой, искусством, литературой родной края. В профильном лагере Литературное краеведение у каждого воспитанника появится возможность углубленно познакомиться с жизнью и творчеством вятских писателей и писателей – лауреатов премии А.Грина в познавательной и игровой форме. Процесс обучения в этом случае оказывает воздействие на формирование жизненных идеалов и установок, самосознание детей, их будущий жизненный выбор.
Ф.И.О. | Перехрист Евгения Сергеевна |
Организация | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова, 610044 ул.Физкультурников, д. 15, (8332) 41-54-66, school-k3@mail.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 4 года |
Тема инновационного педагогического опыта/проекта | Создание благоприятных условий для формирования краеведческой культуры обучающихся.
|
Ключевые слова | Литературное краеведение, региональный компонент, интерактивные игры, профильный лагерь, писатели – лауреаты. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Недостаточная осведомленность обучающихся 5 – 9 классов о творчестве вятских писателей и поэтов послужила причиной создания программы профильного лагеря с разработкой интерактивных игр и методических рекомендаций. Игровые формы обучения стали вспомогательным элементом стимулирования мотивации и интереса к изучению фактов биографии писателей, прочтению их произведений. |
Актуальность | Для полноценного социально – коммуникативного развития обучающихся необходимо знакомство с историей, природой, искусством, литературой родной края. В профильном лагере Литературное краеведение у каждого воспитанника появится возможность углубленно познакомиться с жизнью и творчеством вятских писателей и писателей – лауретов премии А.Грина в познавательной и игровой форме. Процесс обучения в этом случае оказывает воздействие на формирование жизненных идеалов и установок, самосознание детей, их будущий жизненный выбор. |
Новизна | Новизна проекта программы летнего профильного лагеря заключается в применении интерактивных игр о жизни и творчестве вятских писателей в работе. Каждая игра основана на аналоге современных популярных игр, поэтому участникам лагеря будет интересно в них участвовать. Данная программа обеспечит организованный досуг ребят в летний период. |
Описание инновационного опыта учителя
|
В нашем опыте были использованы следующая система педагогических приемов и методов:
1. Игровая форма обучения, которая способствует стимулированию и мотивации изучения информации о писателях Вятского края. 1 игра – «Своя игра» (в процессе которой происходит повторение и закрепление фактов биографии писателей, небольшая работа с картой; предполагается работа в командах, парах). 2 игра – «Что было дальше?» (На слайде появляется отрывок из фильма/мультфильма, который снят по мотивам произведений писателей-лауреатов премии А. Грина (и самого Грина в том числе). 3 игра – «Где логика?» (по представленным на слайде презентации изображениям участникам необходимо отгадать произведение лауреата премии А. Грина). 4 игра – «Кто хочет стать литературоведом?» (участникам предлагается ответить на ряд вопросов с вариантами ответов, отгадать зашифрованные фамилии лауреатов). 2. Каждое занятие сопровождается формированием читательской грамотности (смысловое чтение отрывков из произведений писателей – лауреатов). Использованы такие приемы смыслового чтения, как чтение с остановками, верные и неверные утверждения, предтекстовая, текстовая, послетекстовая деятельность, синквейн, концептуальная таблица и др. Все тексты с соответствующими заданиями помещены в программу, могут быть использованы в работе. 3. Каждый участник лагеря получает возможность научиться работать с информацией в электронном формате. После каждого проведенного занятия воспитаннику необходимо систематизировать информацию и представить ее в виде записи на доске Linoit. 4. Каждое занятие сопровождается элементами рефлексии в виде мастер – классов, в ходе которых можно сделать вывод об эффективности проведенного занятия. Примерами подобных практик можно назвать: Мастер – класс «Прости нас, Чучело!», Мастер – класс от участника отряда «У меня это хорошо получается», Занятие по написанию рассказа / сочинения «Молодой писатель», Круглый стол «Мои двойки за поведение, советы в будущее». |
Продукт опыта / проекта | От края до края – талантов река: программа летнего профильного лагеря литературное краеведение |
Затруднения в реализации, риски | Низкая активность детей в реализации Программы. Не достижение целей в полном объеме. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
У участников профильного лагеря Литературное краеведение сформировано бережное отношение к природе, истории, литературе родного края, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народов, проживающих на территории Кировской области. Кроме предложенных игр программа включает в себя раздел «Для свободного времени», когда ученики выполняют задания развлекательного характера; список фильмов – экранизаций произведений лауреатов премии А.Грина. Тем самым программа становится полезной и максимально простой в использовании для учителей, материалы могут впоследствии использоваться на занятиях по краеведению, внеурочных мероприятиях. Вся информация представлена в простой и наглядной форме.
Полученные результаты необходимо продолжать реализовывать в течение учебного года. Работа в летнем лагере содействует воспитанию уважения к самобытной культуре Вятского края, к родному языку. В лагере проходит работа над воспитанием российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитанием чувства ответственности и долга перед Родиной (личностное). Воспитанники лагеря обучаются навыкам смыслового чтения, организации учебного сотрудничества с учителями и сверстниками; проводится работа по формированию ИКТ — компетентности ( метапредметные). |
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта
|
Перехрист Е.С., Шехурдин Д.А., Парфёнова Е.А., Нецветаева Е.С. «От края до края – талантов река: программа летнего профильного лагеря по литературному краеведению [Электронный ресурс]// Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып.5. – Электрон.текст.дан (12,3 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. – 1 электрон.опт.диск (CD – R). DOI: 10.52376/978 – 5 – 907541 – 45 – 0 Дата подписания электронного сборника к использованию: 5.03.2022
|
Экспертное заключение | Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».
Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Составляющие образования | Обучение |