ФИО
Горшкова Екатерина Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы.
СТАЖ РАБОТЫ
15 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 33» города Кирова. МБОУ ООШ №33 г. Кирова. 610030 г. Киров, ул. П. Корчагина, 66.Телефон:(8332) 40-08-33. E- mail.sch33@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Обновление содержания школьного образования, метапредметные и личностные навыки, предметные и межпредметные навыки, ФГОС
В моей работе представлены задания, отвечающие требованиям времени, описаны особенности преподавания русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования. Освещена ключевая роль овладения обучающимися русским языком в успешности социализации личности и возможности ее профессиональной самореализации, развитии ключевого метапредметного умения современного школьника — умения учиться в течение всей жизни. На практических примерах показаны направления организации учителем работы с текстами разных видов, способы повышения уровня мотивации школьников к изучению русского языка и литературы, представлены актуальные пути приобщения школьников к чтению.
Ф.И.О. | Горшкова Екатерина Владимировна. |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 33» города Кирова. МБОУ ООШ №33 г. Кирова. 610030 г. Киров, ул. П. Корчагина, 66.Телефон:(8332) 40-08-33. E- mail.sch33@kirovedu.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы. |
Стаж работы | 15лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Разработка учебных заданий по русскому языку и литературе для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в условиях обновления содержания образования. |
Ключевые слова | Обновление содержания школьного образования. Это связано, прежде всего, с появлением в 2020–2021 годах ФГОС 3 поколения. В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО —личностные, метапредметные, предметные. Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков. Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины . |
Аннотация (не более 500 знаков) | В моей работе представлены задания, отвечающие требованиям времени, описаны особенности преподавания русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования. Освещена ключевая роль овладения обучающимися русским языком в успешности социализации личности и возможности ее профессиональной самореализации, развитии ключевого метапредметного умения современного школьника — умения учиться в течение всей жизни. На практических примерах показаны направления организации учителем работы с текстами разных видов, способы повышения уровня мотивации школьников к изучению русского языка и литературы, представлены актуальные пути приобщения школьников к чтению. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания. |
Актуальность | Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых. |
Новизна | Включение каждого ученика в активную творческую деятельность.
Усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности. Создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки. |
Описание инновационного опыта | Особенностью преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС является формирование метапредметных результатов, которые заключаются в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельностью. Практикующие учителя-словесники утверждают, что у обучающихся основной школы снижается интерес к изучению русского языка и литературы. Это связано с разными факторами: однообразием построения уроков и предлагаемых учителем видов деятельности, отсутствием «ярких» открытий, трудностью изучения теоретического материала и непониманием обучающимися связи с жизнью, а также с кажущейся видимостью знания изучаемого предмета, теоретического материала и непониманием обучающимися связи с жизнью . С целью повышения уровня мотивации к изучению русского языка на разных этапах урока можно использовать разнообразные приемы.
Я применяю на уроках литературы следующие задания: «Дерево вопросов», «Мозговой штурм», «Спросите автора» «Ромашка Блума». Они помогают осмыслить прочитанное, помогают восприятию художественных произведений, обучают их анализу, также применяются во время или после чтения. Положительный результат принесет работа на уроках с кроссвордами, ребусами, чайнвордами, шарадами, скороговорками, словесными головоломками. Интересно школьникам будет рассматривать рисунки, иллюстрирующие языковые явления, отгадывать загадки, предполагать историю происхождения слов и фразеологизмов, создавать синквейны, отвечать на творческие и проблемные вопросы, создавать задания для одноклассников, преобразовывать информацию. Таким образом, использование различных приемов делают урок интересным, ярким; помогают увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика, позволяют ребятам работать добровольно, творчески, познавать предмет на максимальном для каждого уровне успешности. |
Продукт опыта / проекта | Методическая разработка на тему «Разработка учебных заданий по русскому языку и литературе для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в условиях обновления содержания образования».
Презентация на тему «Разработка учебных заданий по русскому языку и литературе для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в условиях обновления содержания образования». |
Затруднения в реализации, риски | Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности. Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков. |
Публикации
по теме опыта |
Публикация на сайте NEWGI.RU методической разработки:
«Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования». web-адрес публикации: https://newgi.ru/print.php?cl=120766, 2022г. |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Разработка учебных заданий по русскому языку и литературе для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в условиях обновления содержания образования» является актуальной и востребованной в практике преподавания русского языка и литературы, так как обусловлена нацеленностью образовательного процесса на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО автор описывает методы и приемы работы педагога, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, воспитывающие и стимулирующие процесс обучения и воспитания. Применяемые педагогом методики соответствуют принципам преподавания русского языка и литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Новизна инновационного опыта заключается в использовании на уроках русского языка и литературы методов и приемов практической направленности, позволяющих вовлекать обучающихся в различные виды образовательной деятельности. Несомненным достоинством опыта является описание методических приемов «Мозговой штурм», «Дерево вопросов», «Спросите автора», «Общее – уникальное», «Дырявый текст», «Корзина и др. и возможностей их применения на уроках русского языка и литературы. В конце материалов представлен список актуальной учебно-методической литературы. Представленное в опыте содержание имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Методические приемы прошли апробацию в МБОУ ООШ №33 г. Кирова, представлены в публикациях автора на сайте NEWGI.RU. Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместили в региональном банке инновационного педагогического опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ. Русский язык и литература. Родной язык и родная литература. |