ФИО

Бузмакова Елена Васильевна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

30 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский физико-математический лицей» Адрес: 610020, город Киров, ул. Труда, д. 16, (8332) 215-900 (тел./факс), kpml@kpml.ru

В концепции ФГОС общего образования указано, что в современных условиях необходимо создавать условия для достижения обучающимися не только предметных, но и метапредметных результатов образования. Концепция изменений заключается в создании условий для введения в предметное содержание урока метапредметного понятия посредством методики усвоения метапредметного понятия. Суть её заключается в том, что учебная деятельность организована так, что обучающиеся размышляют над основными вопросами произведения художественной литературы и попутно связывают отвлеченные понятия гуманитарного предмета и конкретными понятиями точных наук и житейских ситуаций.

Ф.И.О  Бузмакова Елена Васильевна
Учреждение  Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский физико-математический лицей»

Адрес: 610020, город Киров, ул. Труда, д. 16, (8332) 215-900 (тел./факс), kpml@kpml.ru 

Должность    учитель русского языка и литературы
Стаж работы  30 лет
1.Тема инновационного педагогического опыта 

Реализация метапредметного подхода на уроках литературы. Финансовая грамотность на уроках литературы

2.Источник изменений

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования каждому учителю необходимо обеспечивать новый вид образовательных результатов — метапредметных.  Федеральная программа Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы открывает новые возможности подхода к литературному тексту как источнику размышлений над основной мыслью произведения и финансовыми обстоятельствами писателей и героев.

3. Идея изменений

В концепции ФГОС общего образования указано, что в современных условиях необходимо создавать условия для достижения обучающимися не только предметных, но и метапредметных результатов образования. Концепция изменений заключается в создании условий для введения в предметное содержание урока метапредметного понятия посредством методики усвоения метапредметного понятия. Суть её заключается в том, что учебная деятельность организована так, что обучающиеся размышляют над основными вопросами произведения художественной литературы и попутно связывают отвлеченные понятия гуманитарного предмета и конкретными понятиями точных наук и житейских ситуаций.

4. Концепция изменений:
Актуальность Поиск возможностей эффективного включения финансовых понятий в преподавание литературы.
Новизна Новизна опыта состоит в авторском  выборе метапредметных понятий в курсе преподавания литературы, определение содержания и идеи использования элементов формирования финансовой грамотности и финансовой культуры на уроках словесности.
Ожидания Введение элементов финансовой грамотности способствует осмыслению текста произведения, пониманию характера эпохи, к которой относится писатель и его творчество, создает связь времен и поколений.

У обучающихся будет сформировано умение применять общечеловеческий подход к анализу персонажей и ситуаций, они станут оценивать чисто финансовые, математические вопросы с гуманистической точки зрения, что способствует формированию личностного мировоззрения и воспитанию патриотизма.

Затруднения в реализации, риски Работа в условиях физико-математического лицея, где учащиеся нацелены на изучение точных наук, где число главенствует над словом в сознании подростка.
5. Условия реализации изменений

Формирование культуры – сложный процесс, в котором важно соблюдать определенную последовательность:

1. Опора на литературные примеры и личный опыт обучающихся. Усвоение и формирование понятий всегда начинается на эмпирическом уровне и лишь затем переходит на уровень теоретический.

2. Определение значения понятия и его места в повседневной жизни. Связь этого понятия с литературными: образ, основная мысль произведения.

Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если обучающийся понимает, что это, каково его место в жизни, как нужно рассчитывать финансовую выгоду и риски, брать во внимание не только сиюминутные обстоятельства, но и перспективное действие финансового решения, влияние на близких людей.

6. Результат изменений

Уроки с элементами финансовой грамотности позволяют использовать содержание различных предметов в течение урока, поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне, в результате чего развиваются мышление и коммуникативные способности обучающихся, повышается их познавательная активность и мотивация к изучению гуманитарных наук, внимательному чтению и исследовательской и проектной деятельности. Результатом реализации принципа метапредметности является установление связи учебного материала с жизнью, с предметами и явлениями окружающего мира. У школьников формируется образ нравственного человека в оцифрованном мире.

7. Публикации

Бузмакова Е.В. Богово и кесарево, или финансовая грамотность на уроках литературы// Образование в Кировской области. 2021. №4. С. 22-23.

8. Описание инновационного опыта учителя

Содержание работы направлено на обзор возможностей привлечения элементов финансовой грамотности на уроках литературы разного содержания. Актуализация знаний о способах получения средств к существованию, о планировании доходов и расходов, обогащение активного словарного запаса экономической лексикой, расширение представлений об отражении литературой материальной стороны жизни необходимы для формирования уважительного отношения к опыту русской литературы в финансовых вопросах. Реализация  межпредметных связей посредством привлечения знаний по праву, экономике, математике на уроках литературы является целью данной работы.

Алгоритм реализации опыта:

— анализ содержания рабочих программ по предмету за определённый временной период (четверть,  триместр, месяц и др.)

— тщательное изучение биографического и литературного материала, выявление моментов, связанных с финансовыми удачами или затруднениями писателя и героев;

— подбор исторического, архивного материала для введения финансового понятия с учетом возраста обучающихся (использование иллюстраций, документов, справочников, научных работ);

— определение этапа урока, на котором можно привлечь этот материал, и формы работы с ним;

— проведение уроков и включение в домашнее задание финансовых вопросов, стимулирующих выявление учащихся с особым интересом к этой теме;

— в процессе апробирования методики проводится изучение отношения школьников к данному подходу (наблюдение, беседы с учениками, анкетирование и т.п.);

— предложение учащимся темы исследования по экономической теме на литературном примере и руководство работой по этой теме.

Основная цель внедрения элементов финансовой грамотности на уроках литературы — формирование функциональной грамотности, воспитание гражданственности, ответственного отношения к финансовым вопросам и ограничение потребителя в личности подростка. Разумное отношение к своим желаниям и потребностям, полнота духовной жизни и умение планировать доходы и расходы без ущерба для нравственности должно быть конечной целью этой работы.

Экспертное заключение. Опыт заслуживает обобщения и распространения на школьном уровне, т.к. способствует развитию познавательной активности, направлен на поиск, обработку и критическое осмысление информации, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Это обеспечивает преодоление трудностей в изучении литературы, обеспечивает интеллектуальное развитие личности.

Подача информации рассматривается в системе, которая приводит к развитию функциональной грамотности. Эффективность работы учителя обеспечивается хорошим знанием и учетом особенностей круга интересов обучающихся.

Распространение на уровне общеобразовательных учреждений города и области.

 

Ф.И.О. эксперта: Холманских О.В., методист МОАУ СОШ №8 г. Кирова, Заслуженный учитель РФ.
Составляющие образования Обучение. Русский язык и литература

 

Ключевые слова: метапредметное понятие, финансовая грамотность, воспитание подростка.
Приложение

Обобщение педагогического опыта «Элементы финансовой культуры на уроках литературы»

Финансовая грамотность и литература
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл