ФИО
Бузмакова Елена Васильевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
30 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский физико-математический лицей» Адрес: 610020, город Киров, ул. Труда, д. 16, (8332) 215-900 (тел./факс), kpml@kpml.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
воспитание подростка, метапредметное понятие, финансовая грамотность
В концепции ФГОС общего образования указано, что в современных условиях необходимо создавать условия для достижения обучающимися не только предметных, но и метапредметных результатов образования. Концепция изменений заключается в создании условий для введения в предметное содержание урока метапредметного понятия посредством методики усвоения метапредметного понятия. Суть её заключается в том, что учебная деятельность организована так, что обучающиеся размышляют над основными вопросами произведения художественной литературы и попутно связывают отвлеченные понятия гуманитарного предмета и конкретными понятиями точных наук и житейских ситуаций.
Ф.И.О Бузмакова Елена Васильевна | |
Учреждение Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский физико-математический лицей»
Адрес: 610020, город Киров, ул. Труда, д. 16, (8332) 215-900 (тел./факс), kpml@kpml.ru |
|
Должность учитель русского языка и литературы | |
Стаж работы 30 лет | |
1.Тема инновационного педагогического опыта
Реализация метапредметного подхода на уроках литературы. Финансовая грамотность на уроках литературы |
|
2.Источник изменений
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования каждому учителю необходимо обеспечивать новый вид образовательных результатов — метапредметных. Федеральная программа Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы открывает новые возможности подхода к литературному тексту как источнику размышлений над основной мыслью произведения и финансовыми обстоятельствами писателей и героев. |
|
3. Идея изменений
В концепции ФГОС общего образования указано, что в современных условиях необходимо создавать условия для достижения обучающимися не только предметных, но и метапредметных результатов образования. Концепция изменений заключается в создании условий для введения в предметное содержание урока метапредметного понятия посредством методики усвоения метапредметного понятия. Суть её заключается в том, что учебная деятельность организована так, что обучающиеся размышляют над основными вопросами произведения художественной литературы и попутно связывают отвлеченные понятия гуманитарного предмета и конкретными понятиями точных наук и житейских ситуаций. |
|
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Поиск возможностей эффективного включения финансовых понятий в преподавание литературы. |
Новизна | Новизна опыта состоит в авторском выборе метапредметных понятий в курсе преподавания литературы, определение содержания и идеи использования элементов формирования финансовой грамотности и финансовой культуры на уроках словесности. |
Ожидания | Введение элементов финансовой грамотности способствует осмыслению текста произведения, пониманию характера эпохи, к которой относится писатель и его творчество, создает связь времен и поколений.
У обучающихся будет сформировано умение применять общечеловеческий подход к анализу персонажей и ситуаций, они станут оценивать чисто финансовые, математические вопросы с гуманистической точки зрения, что способствует формированию личностного мировоззрения и воспитанию патриотизма. |
Затруднения в реализации, риски | Работа в условиях физико-математического лицея, где учащиеся нацелены на изучение точных наук, где число главенствует над словом в сознании подростка. |
5. Условия реализации изменений
Формирование культуры – сложный процесс, в котором важно соблюдать определенную последовательность: 1. Опора на литературные примеры и личный опыт обучающихся. Усвоение и формирование понятий всегда начинается на эмпирическом уровне и лишь затем переходит на уровень теоретический. 2. Определение значения понятия и его места в повседневной жизни. Связь этого понятия с литературными: образ, основная мысль произведения. Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если обучающийся понимает, что это, каково его место в жизни, как нужно рассчитывать финансовую выгоду и риски, брать во внимание не только сиюминутные обстоятельства, но и перспективное действие финансового решения, влияние на близких людей. |
|
6. Результат изменений
Уроки с элементами финансовой грамотности позволяют использовать содержание различных предметов в течение урока, поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне, в результате чего развиваются мышление и коммуникативные способности обучающихся, повышается их познавательная активность и мотивация к изучению гуманитарных наук, внимательному чтению и исследовательской и проектной деятельности. Результатом реализации принципа метапредметности является установление связи учебного материала с жизнью, с предметами и явлениями окружающего мира. У школьников формируется образ нравственного человека в оцифрованном мире. |
|
7. Публикации
Бузмакова Е.В. Богово и кесарево, или финансовая грамотность на уроках литературы// Образование в Кировской области. 2021. №4. С. 22-23. |
|
8. Описание инновационного опыта учителя
Содержание работы направлено на обзор возможностей привлечения элементов финансовой грамотности на уроках литературы разного содержания. Актуализация знаний о способах получения средств к существованию, о планировании доходов и расходов, обогащение активного словарного запаса экономической лексикой, расширение представлений об отражении литературой материальной стороны жизни необходимы для формирования уважительного отношения к опыту русской литературы в финансовых вопросах. Реализация межпредметных связей посредством привлечения знаний по праву, экономике, математике на уроках литературы является целью данной работы. Алгоритм реализации опыта: — анализ содержания рабочих программ по предмету за определённый временной период (четверть, триместр, месяц и др.) — тщательное изучение биографического и литературного материала, выявление моментов, связанных с финансовыми удачами или затруднениями писателя и героев; — подбор исторического, архивного материала для введения финансового понятия с учетом возраста обучающихся (использование иллюстраций, документов, справочников, научных работ); — определение этапа урока, на котором можно привлечь этот материал, и формы работы с ним; — проведение уроков и включение в домашнее задание финансовых вопросов, стимулирующих выявление учащихся с особым интересом к этой теме; — в процессе апробирования методики проводится изучение отношения школьников к данному подходу (наблюдение, беседы с учениками, анкетирование и т.п.); — предложение учащимся темы исследования по экономической теме на литературном примере и руководство работой по этой теме. Основная цель внедрения элементов финансовой грамотности на уроках литературы — формирование функциональной грамотности, воспитание гражданственности, ответственного отношения к финансовым вопросам и ограничение потребителя в личности подростка. Разумное отношение к своим желаниям и потребностям, полнота духовной жизни и умение планировать доходы и расходы без ущерба для нравственности должно быть конечной целью этой работы. |
|
Экспертное заключение. Опыт заслуживает обобщения и распространения на школьном уровне, т.к. способствует развитию познавательной активности, направлен на поиск, обработку и критическое осмысление информации, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Это обеспечивает преодоление трудностей в изучении литературы, обеспечивает интеллектуальное развитие личности.
Подача информации рассматривается в системе, которая приводит к развитию функциональной грамотности. Эффективность работы учителя обеспечивается хорошим знанием и учетом особенностей круга интересов обучающихся. Распространение на уровне общеобразовательных учреждений города и области.
|
|
Ф.И.О. эксперта: Холманских О.В., методист МОАУ СОШ №8 г. Кирова, Заслуженный учитель РФ. | |
Составляющие образования Обучение. Русский язык и литература
|
|
Ключевые слова: метапредметное понятие, финансовая грамотность, воспитание подростка. | |
Приложение
Обобщение педагогического опыта «Элементы финансовой культуры на уроках литературы» |