ФИО

Казимирова Юлия Олеговна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель-дефектолог

СТАЖ РАБОТЫ

14 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области тел: 88336243734

Неполноценность зрительного восприятия у детей с нарушением зрения препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем.  Цель коррекционной работы по данному направлению: выявление особенностей развития зрительно-пространственного восприятия и ориентирования у детей дошкольного возраста, создание условий для успешного формирования графического образа буквы, предупреждение или смягчение возможных трудностей при обучении в школе. Вся работа проводится систематически с усложнениями в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка по этапам.

1 этап: узнавание и называние буквы

2 этап: узнавание букв в усложненных для зрения условиях

3 этап: зрительно-пространственный анализ буквы Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения помогают осуществлять следующие направления коррекции: развитие зрительного восприятия, совершенствование пространственных представлений и ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, а также способствуют предупреждению оптической дисграфии.

Ф.И.О. Казимирова Юлия Олеговна
Организация Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области

тел: 88336243734

Должность Учитель-дефектолог
Стаж работы 14 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через ознакомление с буквами»
Ключевые слова Развитие зрительного восприятия, ознакомление с буквами, предупреждение дисграфии и дислексии, у детей с нарушением зрения.
Аннотация (не более 500 знаков) Неполноценность зрительного восприятия у детей с нарушением зрения препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем.  Цель коррекционной работы по данному направлению: выявление особенностей развития зрительно-пространственного восприятия и ориентирования у детей дошкольного возраста, создание условий для успешного формирования графического образа буквы, предупреждение или смягчение возможных трудностей при обучении в школе. Вся работа проводится систематически с усложнениями в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка по этапам.

1 этап: узнавание и называние буквы

2 этап: узнавание букв в усложненных для зрения условиях

3 этап: зрительно-пространственный анализ буквы

Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения помогают осуществлять следующие направления коррекции: развитие зрительного восприятия, совершенствование пространственных представлений и ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, а также способствуют предупреждению оптической дисграфии.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Из исследований А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой, Л.П. Григорьевой, Л.И. Плаксиной, В.З. Денискиной, Е.Н. Подколзиной, Л.А. Дружининой видно, что дети с нарушением зрения имеют отличительные особенности в развитии всех анализаторных систем. При таких заболеваниях, как астигматизм, амблиопия, гиперметропия, миопия, различные виды косоглазия зрительное восприятие у детей имеет некоторые особенности: сокращение и снижение скорости зрительного восприятия; снижение поля зрения; смешение сходных форм.

Следовательно, неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем, сохранению направления движения глаза справа налево. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность зрительного восприятия и все это может повлечь за собой специфические нарушения письма и чтения – дислексию и дисграфию.

Актуальность Опыт работы по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения.

Систематические и целенаправленные упражнения помогают осуществлять следующие направления коррекции: развитие зрительного восприятия, совершенствование пространственных представлений и ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, а также способствуют предупреждению оптической дисграфии.

Новизна Новизна заключается в том, что весь материал упражнений собран, систематизирован и поэтапно предлагается детям в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Описание инновационного опыта Цель коррекционной работы по данному направлению: выявление особенностей развития зрительно-пространственного восприятия и ориентирования у детей дошкольного возраста, создание условий для успешного формирования графического образа буквы, предупреждение или смягчение возможных трудностей при обучении в школе. Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, использую игровые упражнения.

Вся работа проводится систематически с усложнениями в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка по этапам.

1 этап: узнавание и называние буквы

2 этап: узнавание букв в усложненных для зрения условиях

3 этап: зрительно-пространственный анализ буквы

Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения помогают осуществлять следующие направления коррекции: развитие зрительного восприятия, совершенствование пространственных представлений и ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, а также способствуют предупреждению оптической дисграфии.

Продукт опыта / проекта Картотека игр и упражнений. Индивидуальные карточки заданий на все буквы.
Затруднения в реализации, риски Трудоемкость в подборе и распечатке большого количества индивидуальных карточек.
Публикации

по теме опыта

Статья из сборника:

Казимирова, Ю. О. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через ознакомление с буквами [Текст] / Ю. О. Казимирова //Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: задачи, направление и перспективы Областная науно-практическая конференция 29 сентября 2022 г., г. Киров КОГОАУДПО «ИРО Кировской области», 2022. — С.89-91. – УДК 37 ББК 74.0 П86.

Экспертное заключение
Ф.И.О. эксперта
Рубрика (выбрать одну) Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование
Описание опыта
Скачать файл
Муниципальное экспертное заключение
Скачать файл
приложение
Скачать файл
Экспертное заключение ИРО
Скачать файл