ФИО

Шуплецова Ксения Андреевна | Анфилатова Ирина Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учителя иностранных языков

СТАЖ РАБОТЫ

7 лет | 11 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Слободского Кировской области МБОУ «Средняя школа №5» 613150 РФ, Кировская область, г.Слободской, ул.Гоголя 97, контактный телефон: 8(83362) 4-17-89, E-mail: Slob-skola5@yandex.ru

ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.  Внеурочная деятельность по немецкому языку организуется как образовательная среда, где учащиеся имеют возможность  получить новые  и закрепить  уже имеющиеся знания в области как немецкого, так и русского языкознания. Цель внеурочной деятельности – пропедевтическая работа в освоении иностранного языка, т.е. подготовка к изучению лексических и грамматических категорий на немецком языке и снятие трудностей в их освоение средствами русского языка.

Ф.И.О. Шуплецова Ксения Андреевна, Анфилатова Ирина Николаевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Слободского Кировской области

МБОУ «Средняя школа №5»

613150 РФ, Кировская область, г.Слободской, ул.Гоголя 97, контактный телефон: 8(83362) 4-17-89, E-mail: Slob-skola5@yandex.ru

Должность Учителя иностранных языков
Стаж работы 7 лет / 11 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Создание и реализация программы интегрированного курса внеурочной деятельности «Грамотей» для 2 класса
Ключевые слова Интеграция, немецкий язык, русский язык, начальная школа, медиатехнологии.
Аннотация (не больше 500 знаков) ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.  Внеурочная деятельность по немецкому языку организуется как образовательная среда, где учащиеся имеют возможность  получить новые  и закрепить  уже имеющиеся знания в области как немецкого, так и русского языкознания.

Цель внеурочной деятельности – пропедевтическая работа в освоении иностранного языка, т.е. подготовка к изучению лексических и грамматических категорий на немецком языке и снятие трудностей в их освоение средствами русского языка.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Основой создания проекта послужило расхождение в образовательных программах по русскому и немецкому языкам.

Например, в немецком языке параллельно с изучением алфавита в первом полугодии 2 класса вводятся понятия таких частей речи как «имя существительное» с категорией рода, «имя прилагательное», «местоимение» и «глагол», в то время как в русском языке они учащимся еще не известны, а будут изучаться только в первом полугодии 3 класса.

Актуальность Интегрированный курс внеурочной деятельности «Грамотей» для 2 класса, с одной стороны, формирует представление обучающихся о лексических и грамматических категориях в русском языке,  с другой стороны, «подготавливает почву» к их изучению на иностранном языке.
Новизна Создание программы интегрированного курса внеурочной деятельности «Грамотей» для 2 класса позволяет выстроить единую траекторию в обучении языкам младших школьников: появляется последовательность,  системность и взаимосвязь в обучении русского языка с иностранным (немецким). Использование медиатехнологий в организации внеурочной деятельности направлено на развитие познавательного интереса к изучению как русского, так и немецкого языка, что способствует эффективности процесса обучения, достижения планируемых результатов.
Описание инновационного опыта Главные задачи интегрированного курса ознакомить с элементарными языковыми понятиями в русском и немецком языках и их систематизация, развивать способности систематизировать и анализировать информацию на русском и иностранном языках, формулировать собственное мнение по проблеме, а также повышать мотивацию к изучению русского и иностранного языков и развивать умения работать в паре\группе.

Содержание курса включает в себя следующие разделы:

•         Мы начинаем

•         Такие  постоянные существительные

•         Загадочные местоимения

•         Интересные прилагательные

•         Повторение – мать учения

•         Деятельный глагол

•         Искусство речи

Каждый раздел предполагает знакомство с определенной частью речи и ее категориями (род, лицо, число и т.п.) сначала в русском языке, а затем в немецком в интересной игровой форме с применением медиатехнологий.

Характерные признаки данных внеурочных занятий:

•         Нетрадиционная расстановка парт на каждом занятии

•         Использование разных форм работы с преобладанием групповой и парной

•         Для деления на группы используются разнообразные приемы

•         Многообразие игровых технологий и двигательной активности обучающихся во время занятия

•         Использование различных видов наглядности

•         Использование медиаресурсов, таких как интерактивный плакат, медиаигра, интерактивные квизы и пр.

Важно: не допустить превращения внеурочных занятий в обычные уроки, цель которых — изучение материала.

Интерактивная игра в конце каждого раздела – средство проверки достижения планируемых результатов.

Знакомство с языковыми явлениями в такой форме позволяет активизировать познавательный интерес учащихся и заметно повышает мотивацию к обучению.

Продукт опыта / проекта Программа интегрированного курса внеурочной деятельности «Грамотей» для 2 класса
Затруднения в реализации, риски 1.В связи с большой нагрузкой учителей, могут возникнуть трудности со включением занятия внеурочной деятельностью в  расписание, так как на занятии задействованы сразу 2 педагога: учитель начальной школы и учитель иностранного языка. Поэтому и время должно быть подобрано таким образом, чтобы оба педагога могли присутствовать одновременно.

2.У обучающихся может снижаться интерес и мотивация к занятиям, поэтому разработан так называемый «буклет достижений», который будет стимулировать их познавательную активность.   Градация уровней в буклете должна смотивировать обучающихся собирать наклейки и переходить от одного уровня к другому, добиваясь звания «Грамотей».

3.Возможность возникновения технических проблем и нехватка информационного оснащения кабинета.

4.Большая подготовительная работа при разработке учебных материалов к занятиям.

Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

— повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению как русского, так и немецкого языка;

— положительная динамика уровня обученности по предметам;

— результативное участие учащихся в конкурсах различного уровня по немецкому языку;

— толерантное отношение друг к другу, успешная парная и групповая работа, желание помогать, работать сообща для достижения общего результата;

— достижение учащимися самостоятельности, умения ориентироваться в информационном пространстве, умения работать с электронными средствами обучения, умение взаимодействовать друг с другом и с учителем на иностранном языке на начальном уровне.

Публикации

по теме опыта

Анфилатова, И.Н., Лукина, С.В., Мочалова, С.В., Шуплецова, К.А.  Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотей» (общеинтеллектуальное направление) 2 класс [Текст] / И. Н. Анфилатова, C. В. Лукина, С. В. Мочалова,              К. А. Шуплецова // Технологии медиаобразования как средство реализации принципа метапредметности  в образовательной деятельности школы: учебно-методическое пособие. – г.Киров: ООО «Полиграфовна», 2021. — С.27-33. — ISBN 978-5-6045628-18-2.

 

Лукина, С.В., Полушкина, Г.Ф., Шуплецова, К.А. Пропедевтика изучения немецкого языка во 2 классе с помощью интегрированного курса внеурочной деятельности  [Текст] / C. В. Лукина, Г.Ф. Полушкина, К. А. Шуплецова // Образование в Кировской области. — 2021. — № 3. — С.63-65. — ISSN  2500-056Х.

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Г.Ф. Полушкина, ст. преподаватель кафедры предметных областей
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

Иностранные языки

программа курса Грамотей
Скачать файл
ЭЗ Анфилатова
Скачать файл
ЭЗ Шуплецова
Скачать файл