ФИО

Рычкова Надежда Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

37 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

КОГОАУ ЛЕН Лицей естественных наук Полное и краткое наименование в соответствии с Уставом. Адрес город Киров, Возрождения, 6. +7(8332)71-13-08, E-mail. xbl-klen@mail.ru

В работе раскрываются основные условия воспитания духовно-нравственных качеств личности обучающихся на уроке литературного чтения «Тихая моя родина» (по произведению Н.Рубцова).

Ф.И.О. Рычкова Надежда Викторовна
Организация КОГОАУ ЛЕН Лицей естественных наук Полное и краткое наименование в соответствии с Уставом.

Адрес город Киров, Возрождения, 6. +7(8332)71-13-08, E-mail. xbl-klen@mail.ru

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 37 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников при изучении произведения Н. Рубцова «Тихая моя родина».

Методические рекомендации для учителей начальных классов

 

Ключевые слова Духовно-нравственное воспитание, литературное чтение, инновационные приемы.
Аннотация (не больше 500 знаков)  В работе раскрываются основные условия воспитания духовно-нравственных качеств личности обучающихся на уроке литературного чтения «Тихая моя родина» (по произведению Н.Рубцова).
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема реализации идеи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Актуальность Социально-экономические изменения в России в конце 20 века привели к значительной потере духовно-нравственных ценностей российского общества. В настоящее время школа нуждается в возрождении духовно-нравственного потенциала в образовательную практику. Однако, учитель современной школы значительно затрудняется в использовании приемов духовно-нравственного воспитания детей, поэтому методические рекомендации по использованию в практике работы приемов духовно-нравственного воспитания являются актуальными.
Новизна Новизна состоит в том, что впервые рассмотрены на уровне  методических рекомендаций конкретные условия и приемы достижения личностных результатов по духовно-нравственному воспитанию на уроке «Тихая моя родина»
Описание инновационного опыта Тема: «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников при изучении произведения Н. Рубцова «Тихая моя родина» (Методические рекомендации)

Что я делаю?

Я предлагаю систему заданий для самостоятельной работы в контексте сценария урока, с целью достижения личностных результатов обучающихся по духовно-нравственному воспитанию в процессе изучения содержания учебного материала по теме «Тихая моя родина»

Для чего я это делаю?

Методические рекомендации я конструирую с целью профессионального осмысления новых приемов деятельности в обучении и воспитании детей, апробации инновационного опыта педагогической деятельности, распространения среди коллег продукта своей работы и экспертизы результатов педагогической деятельности.

Как я это делаю?

При создании сценарии урока по теме «Тихая моя родина» использовались приемы реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников. Такими приемами являются: 1) система заданий для самостоятельной работы обучающихся, нацеленная на осмысление достижения личностных результатов деятельности. Каждое задание направлено на формирование предметных, метапредметных и личностных умений. Важная составляющая содержания заданий- понимание духовно-нравственных ценностей, которые заложены в содержании литературных произведений Николая Рубцова; 2) игровые ситуации с помощью которых ученики формулируют тему, цели и задачи урока; 3) работа с презентацией, которая одновременно используется и как средство наглядности, и как иллюстративный текст для выполнения самостоятельной работы; 4) поэтапный анализ художественного произведения. цель которого раскрыть масштаб личности поэта и его собственный взгляд на настоящее и будущее России; 5) работа с кейс-пакетом, для понимания через содержание литературного произведения ответственности человека за судьбу родной природы; 6) музыкальные произведения, которые имеют значительный воспитательный эффект в сочетании с содержанием литературного произведения.

Деятельность, как известно, предполагает творческий характер работы детей, поэтому каждое задание для самостоятельной работы, которое выполняется в процессе содержания урока, нацелено на получение индивидуального или группового продукта. Продуктивная деятельность обеспечивает на этапе рефлексии осознания каждым ребенком результатов своей деятельности на уроке, приобретения новых умений, как результата самостоятельной работы и понимание тех духовных ценностей, которыми каждый ученик может гордиться как россиянин.

 

 

 

Продукт опыта / проекта Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников при изучении произведения Н. Рубцова «Тихая моя родина»
Затруднения в реализации, риски Трудоемкость в подборе иллюстративного художественного, музыкального материала для сопровождения литературных произведений Н.Рубцова, поскольку, взаимосвязь литературного произведения, живописи и музыки влияют на эмоциональное восприятие школьников и, как следствие, способствуют пониманию духовно-нравственных ценностей, приобретаемых на учебном занятии.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

С целью определения уровня эффективности проделанной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на уроке по теме «Тихая моя родина» мы можем судить, ориентируясь на следующие критерии: 1) уровень внимания детей на всех этапах урока; 2) результативность участия школьников при выполнении заданий для самостоятельной работы; 3) степень активности в ходе фронтальной дискуссии по результатам изучения литературного произведения;.4) отношение детей к выполнению домашнего задания. По результатам проведения урока мы можем отметить:1) высокий уровень внимания детей на всех этапах урока; 2) активное участие всех детей при выполнении самостоятельной работы; 3) желание обучающихся публично презентовать результаты своей деятельности; 4) высокая степень активности обучающихся в ходе дискуссии, желание школьников отвечать на вопросы учителя; 5) 100% выполнение детьми домашнего задание на «4» и «5» при этом, 40% детей выбрали не один пункт задания, а 2; 10% детей выполнили три задания. Следовательно, приемы работы учителя, которые использовались на уроке, действительно, имеют положительный эффект.
Публикации

по теме опыта

Примеры оформления публикаций:

Методические рекомендации (электронный вариант)

Рычкова Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников при изучении произведения Н. Рубцова «Тихая моя родина»: методические рекомендации [Текст] / Н.В.Рычкова. – Всероссийский журнал «Педагогический опыт», свидетельство о регистрации СМИ эл№ФС7764783www.pedoryt.ru

Н.В.Рычкова. Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроке литературного чтения по теме «Тихая моя родина» https//fgosonline.ru/stati_po_rubrikam/

Статья из журнала:

Рычкова Н.В. Гражданско-патриотическое воспитание… [Текст] / Н.В.Рычкова // Образование в Кировской области. — 2023. — № 1. — С. 34-39. — ISSN 2500-056X.

 

Экспертное заключение Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью, новизной. Использование приемов духовно-нравственного воспитания позволит повысить интерес у детей младшего школьного возраста к литературному чтению, культуре и традициям своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство любви к своей Родине.

Результаты опыта соответствуют обновленному ФГОС НОО и будут полезны учителям начальных классов общеобразовательных организаций.

 

ФИО эксперта Яхяева Диана Сергеевна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования.
 
Методитческие рекомендации для банка
Скачать файл