ФИО

Булатова Е.Б, Модестова С.А., Редких М.В., Хорошавина С.В., Шулятьева Е.Р.

ДОЛЖНОСТЬ

Учителя русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

Булатова Е.Б. – 10 лет, Модестова С.А. - 26, Редких М.В. - 27, Хорошавина С.В. - 33, Шулятьева Е.Р. - 34

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №66» города Кирова МБОУ «СОШ с УИОП №66» г.Кирова Г.Киров, ул. Опарина, 14 31-21-09 sch66@kirov.ru

Проблемы, возникающие в учебной деятельности, во многом связаны с неумением ученика понимать прочитанное. Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. Поэтому в течение нескольких лет мы в своей работе используем приемы смыслового чтения, которые позволяют усовершенствовать работу учеников над любым текстом. Осмысленное чтение дает возможность формирования у учеников навыков, полезных для дальнейшей деятельности: умения работать с текстом, находить нужную информацию, выстраивать свои суждения и развивать речь.

Ф.И.О. Булатова Е.Б, Модестова С.А., Редких М.В., Хорошавина С.В., Шулятьева Е.Р.
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №66» города Кирова

 

МБОУ «СОШ с УИОП №66» г.Кирова

Г.Киров, ул. Опарина, 14

31-21-09

sch66@kirov.ru

Должность Учителя русского языка и литературы
Стаж работы Булатова Е.Б. – 10 лет,

Модестова С.А. — 26,

 Редких М.В. — 27,

Хорошавина С.В. — 33,

Шулятьева Е.Р. — 34

Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе.

 

 

 

Ключевые слова Читательская грамотность, функциональная грамотность, работа с текстом, текст.
Аннотация (не больше 500 знаков) Проблемы, возникающие в учебной деятельности, во многом связаны с неумением ученика понимать прочитанное. Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. Поэтому в течение нескольких лет мы в своей работе используем приемы смыслового чтения, которые позволяют усовершенствовать работу учеников над любым текстом. Осмысленное чтение дает возможность формирования у учеников навыков, полезных для дальнейшей деятельности: умения работать с текстом, находить нужную информацию, выстраивать свои суждения и развивать речь.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В своей профессиональной деятельности приходится  сталкиваться  с тем, что школьники не желают читать тексты художественных произведений, обладают бедным словарным запасом, не умеют правильно строить устное и письменное высказывание, у них нет мотивации к учебному процессу. Для решения данной проблемы были выбраны приемы смыслового чтения, которые позволяют активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учат самостоятельности в работе с текстом, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения.
Актуальность Работая в школе в качестве учителей русского языка и литературы, мы сталкиваемся со следующими проблемами:

  • дети, которые приходят в 5-й класс после начальной школы, имеют достаточно низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий, не успевают познакомиться с нужным учебным и художественным материалом на уроке;
  • нередко они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,
  • не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном, выделить ключевые слова и по ним определить тему текста и основную мысль;
  • затрудняются кратко пересказать содержание,
  • при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания;
  • редко обращаются к текстам познавательного характера.

Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми подросток может столкнуться в своей повседневной жизни.

Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию. В таких задачах есть вопросы, направленные на формирование всех групп читательских умений, которые необходимы при решении широкого круга задач. К сожалению, наши подростки редко используют полученные в школе знания в измененной ситуации. И основная причина затруднений заключается в том, что в школе дети чаще всего работают с текстами, которые созданы для использования в другой ситуации.

 

Новизна  Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

Новизна опыта заключается в заключается в том, что задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Решение многих подобных задач связано с анализом конкретных ситуаций и способствует самореализации каждого ученика.

Описание инновационного опыта Задача современной школы заключается в формировании функционально грамотной личности, способной свободно ориентироваться в окружающем мире и действовать в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами. Одним из эффективных способов формирования функциональной грамотности на уроках является смысловое чтение.

Традиционный подход к формированию умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям. Современные дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Чтение – это способность понимать прочитанное и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнать что-то новое, и развиваться, а также участвовать в жизни общества.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:  работа с текстами разных типов (в задаче представлены тексты научного, публицистического стилей);  овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);  работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов); интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов);  выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументация, сопоставление, сравнение;  удерживание фрагментов в памяти и соединение их в общую информационную картину; • формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.

Текст рассказа «Чудесный доктор» печатается в сокращении или даётся в качестве домашнего задания заранее. Работу в 9м предлагается выполнять в рамках традиционной подготовки и написания изложения, что составляет 2 урока. Учитель может использовать задачу на любом этапе работы с изложением (по собственному усмотрению). Оптимальным представляется включение заданий на первом этапе работы: самостоятельное чтение учениками текста задачи, затем – выполнение заданий. После этого можно дополнить работу с текстом с традиционными видами заданий (определение своеобразия авторского стиля, работа над преодолением возможных орфографических и пунктуационных ошибок, составление плана текста и т.д.). В заключение учитель читает текст собственно изложения, и ученики на втором уроке пишут изложение. После написания изложения можно предложить ученикам домашнюю творческую работу.

Главное преимущество смыслового чтения– активная позиция ученика по отношению к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций, и понимание авторской позиции. Развиваются коммуникативные способности ученика.

Продукт опыта / проекта Разработка заданий в формате PISA на формирование функциональной грамотности у учащихся 9 класса на основе рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Затруднения в реализации, риски Трудоемкость.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Методическая разработка прошла апробацию в МБОУ «СОШ с УИОП №66» г.Кирова. Опубликована в сборнике по итогам 49-й областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы Кировской области. (Сборник материалов. Киров 2022)

 

Ученики успешно осваивают систему концептов, включающих предметные знания,  учатся решать задачи в реальных жизненных ситуациях.

 

 

Публикации

по теме опыта

Статья из сборника:

Е.Р. Шулятьева,  М.В. Редких,  С.В. Хорошавина, С.А. Модестова,   Е.Б. Булатова. Разработка заданий в формате PISA на формирование функциональной грамотности у учащихся 9 класса на основе рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»//Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе: 49-я областная научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы Кировской области. Сборник материалов/ Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2022. – 108 с.

Экспертное заключение Тема инновационного педагогического опыта «Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО авторы описывают условия формирования функциональной грамотности обучающихся в урочной деятельности.

Применяемые педагогами приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся на  основе практико-ориентированных задач.

Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся 9 класса на основе рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Приложение содержит необходимый учебно-дидактический материал  практического характера.

Инновационный опыт, представленный в публикации в сборнике материалов 49-й областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе» соответствует требованиям, предъявляемым
к подобного рода документам, ФГОС ООО, может быть  использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну)     Основное и среднее образование

Русский язык и литература

Разработка заданий в формате PISA
Скачать файл